Урок литературного чтения во 2-м классе "Татарская сказка «Три сестры»"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Познакомить учащихся с татарской народной сказкой «Три сестры».
  • Расширить представление об особенностях данного литературного жанра.
  • Совершенствовать умение выделять главную мысль произведения, давать полную характеристику персонажам.
  • Развивать умения выборочно читать и пересказывать текст для доказательства своих мыслей, развивать умение составлять план текста. Развивать мыслительную деятельность учащихся, культуру речи, воображение.
  • Развивать двигательную активность и речевое дыхание учащихся.
  • Воспитывать устойчивый интерес к чтению сказок разных народов.

Оборудование: Выставка книг, модели обложек изученных произведений, словарные слова, рейтинговые листы с пословицами, план-схема сказки с «заместителями» героев, ребус.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  • Эмоциональная мотивация.

Учитель: Ребята, улыбнитесь друг к другу, пожелайте удачи друг другу на уроке.

  1. Проверка д/з.

Учитель:  Ребята, расшифруйте данный ребус. (7 и Я).

Дети: Это слово семья.

Учитель: Как вы считаете, какое отношение имеет это слово к нашему уроку.

Дети:  Мы изучаем раздел «Семья и Я».

Учитель:  Какая модель обложки соответствует тому произведению, которое было вашим домашним заданием.

      

Дети:  Стихотворение А.Плещеева «Песня матери».

Чтение наизусть стихотворения.

Учитель:

-Как мать пела песню?
-Какая это песня?
-Как нужно читать эти предложения: требовательно, с просьбой, с мольбой.
-Как называет мать сына? А как ещё можно назвать маленького сына?
-Что такое буря, дремота?

Дети: Буря-ненастье с сильным разрушительным ветром.

  • Дремота-полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.
  • Дремать-быть в дремоте.
  1. Сообщение темы и цели урока.

Беседа.

Учитель: Назовите произведения, которые мы изучали в данном разделе, соответствующие данным моделям. Назовите жанр литературных произведений, которые мы в этом разделе ещё не изучали.

Дети: Мы в этом разделе не изучали сказки.

Учитель: Как вы думаете, какой жанр литературных произведений мы сегодня будем изучать?

Дети: Мы сегодня будем изучать сказку.

Учитель:  На какие 2 группы делятся сказки?

Дети: Литературные, народные.

Учитель: Какие народные сказки мы с вами изучали, какого народа?

Выставка книг

Учитель: Ребята, сегодня мы будем изучать татарскую народную сказку «Три сестры». Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

  • Познакомиться…
  • Совершенствовать умения…
  • Развивать умения…
  1.  Изучение нового материала.
  1. Вступительная беседа о татарском народе.

Татары – народ, составляющий основное население Татарии. Образовали свое государство «Золотая Орда» в 13-15 вв. Чингисхан был правителем. Татары имели свою письменность и школы, где обучали чтению священного писания. Интересное и богатое устное народное творчество. В этом вы сегодня убедитесь.

  1. Словарная работа.

Учитель: В соответствии с первой целью начнём знакомство с новым произведением. В нём вам встретятся малознакомые слова и выражения, давайте поработаем с ними.

  • тяжко заболела – тяжело
  • поспешили - быстро пришли
  • печальная весть - грустная, горестная
  • вовек – всегда, вечно
  • ярмарка – большой торг с увеселениями, развивающими, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте.
    холст – льняная ткань из толстой пряжи.
  • кустарный – относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способом.
  1. Первичное знакомство с произведением.

Учитель: Ребята, сейчас вы прослушаете сказку, а затем дадите ответ на такой вопрос: «Почему у сказки такое название?».

(Учитель читает до слов: «Дочь не сказала не слова…» (стр.79), затем самостоятельно читают дети сказку до конца).

  1. Физкультминутка.

Вверх ладошки! Хлоп, хлоп!
По коленкам- шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Можешь хлопнуть за спиной!
Хлопайте перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест- накрест руки сложим.

  1. Работа по содержанию прочитанного текста.

Учитель: Так почему же эта сказка так называется? С какими героями вы познакомились в сказке?

       

  • М - мать,
  •  Ст.д.- старшая дочь,
  • Ср.д.- средняя дочь,
  • Мл.д.- младшая дочь,
  • Б - белочка

Учитель: Кто из героев вам понравился? - Есть ли в этой сказке чудеса?

Выборочное чтение.

Учитель:

-Какими были дочери? Зачитайте.
-За что были наказаны старшие дочери? Расскажите.
-Почему люди любили младшую дочь? Найдите ответ в тексте.

Обсуждение образов героев.

Учитель: Какой была белочка?

Дети: Белочка была справедливая.

Учитель: Какой вы представляете мать? Подтвердите свой выбор словами из текста.

Дети:  Мать была трудолюбивая, заботливая, любящая.

Учитель: О какой из дочерей можно сказать: «Всем хороша, да слепа душа»?

Работа над иллюстрацией.

Учитель:

-Рассмотрите иллюстрацию на стр.78.
-Прочитайте отрывок сказки, который изобразил художник.
-Назовите особенности татарского народа, его быта.

Дети: Гончарная посуда: горшки, корчаги для замешивания теста, кринки и кувшины для хранения и переноски молочных продуктов и напитков. Деревянная посуда.

Учитель: Деревянная посуда применялась при выпечки хлеба- деревянное корыто- ночёвка. Деревянная лопатка, с помощью которой хлеб сажали в печь. Деревянная маслобойка.

Вывод.

Учитель: Подумайте, о чём эта сказка? Какая её основная мысль? -Найдите ответ в тексте.

Дети: Нужно любить людей, приносить им радость. Мало быть трудолюбивым.

Гимнастика для глаз

Руки за спину, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим - на парту глядим.
И снова наверх - снежинка летит!
Глазами повертим, поищем её
И снова работать. Немного ещё.

  1. Чтение в лицах. (стр. 78).
  2. Работа над сюжетом.

Построение сюжетной линии сказки.

Учитель: Ребята давайте ещё раз вспомним все основные события, описанные в сказке, и выстроим её сюжетную линию.

-Как начинается сказка?
-А с чего начинают разворачиваться основные события в сказке? Найдите завязку.
-Как развиваются события дальше?
-Как вы считаете, в какой момент наступает кульминация сказки? Ключевой момент.
-И чем же всё закончилось?

  1. Закрепление изученного.

Творческая работа в группах.

1 группа: Составить модель обложки произведения.

2 группа: Установить рейтинг пословиц:

  • Всякой матери своё дитя мило.
    Любовь и труд рядом живут.
    Вся семья вместе - и душа на месте.

3 группа: Прочитайте два последних абзаца текста. Подчеркните слова, которые говорят о том, что предсказания белочки сбылись.

Проверка.

Дети:  Пословица: «Любовь и труд рядом живут».

Учитель: Пословица: «Любовь и труд рядом живут»,что делает:

  • учит
  • осуждает
  • одобряет
  • утверждает
  • наставляет
  1. Итог урока.

Учитель: С каким произведением мы сегодня познакомились?

Д/З. Творческая работа – рассказывание сказки «от лица» белочки.