Цель урока:
- Ознакомление учащихся с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.
- Прививать интерес к изучению родного края, воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.
- Работать над развитием устной речи детей, обогащать словарный запас, формировать познавательные умения, развивать мыслительные навыки.
Оборудование урока:
- Физическая карта Республики Саха (Якутия) и физическая карта Вилюйского улуса (района).
- Таблица-схема лесных пожаров в Вилюйском улусе за 2007 год.
- Выставка книг: «Растения Якутии», «Деревья и кустарники Якутии», «Дикие животные Якутии» и другие.
- Картины якутских художников о природе Якутии.
- Рисунки детей на тему охраны природы - конкурс плакатов «Берегите лес!»
- Сочинения учеников на тему «Берегите лес».
- Таблица - «Правила поведения в лесу».
- Плакат со словами М.М.Пришвина «Мои молодые друзья!
- Кроссворд.
Ход урока.
Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомиться с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий. Тема нашего занятия - лесные пожары.
Лес - это мир, полный загадок и тайн. Лес - это гостеприимный дом, он многих приютил: зверей и птиц, ящериц и лягушек, жуков и бабочек. В лесу ни на мгновение не замирает жизнь. А сколько в нём разнообразных растений! Наш город Вилюйск со всех сторон окружают леса, в нашем улусе 5.114.405 гектаров леса. Он протянулся с севера на юг на 560 км, а с запада на восток на 130 км. Лес - это основное богатство нашего улуса. Чем же богат наш лес? Что вы узнали об этом на уроках природоведения?
1-ученик. В нашем лесу растут разные деревья: даурская лиственница, обыкновенная сосна, ель, берёза, ива, ольха, рябина, много разнообразных кустарников.
2 ученик. В лесах нашего края много диких животных. Самые крупные -это лось и медведь., есть лисы и волки. Много пушных зверей: соболь, песец, горностай, белка, бурундук. Летом в лесу очень много птиц.
3 ученик. В нашем лесу растёт много лекарственных трав: толокнянка,
багульник, кровохлёбка, тысячелистник, радиола, адонис, крапива, пижма, зверобой и многие другие
4 ученик. Летом мы собираем в лесу красную и чёрную смородину, голубику, чернику, клюкву, малину, ежевику и бруснику. Много в нашем лесу разных грибов.
5 ученик. Древесина леса идёт на постройку домов, на изготовление мебели.
Лес украшает нашу землю, он служит домом для диких зверей, растения леса очищают воздух.
Учитель. Да, лес - это исполинская зелёная лаборатория: он вырабатывает кислород, улавливает газы и пыль. Лес - источник здоровья, его называют лёгкими нашей планеты.
5 ученик / читает стихотворение/
Я славлю лес.
Когда идёшь усталый, запылённый,
Дорогой длинной в полуденный зной,
Сверни смелее в тихий лес зелёный,
И он усталость снимет как рукой.
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес, зелёный лес!
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой,
Я славлю чудо из чудес –
Красу земли, зелёный лес!
В.Лукша.
Учитель. Россия занимает первое место в мире по количеству лесов. Это огромное богатство нашей страны и наш народ бережёт и охраняет это богатство. Самое страшное для наших лесов - это пожары. Лесные пожары уничтожают огромные территории лесов. Все пожары в лесу происходят из-за какой-то внешней причины, но чаще всего по вине человека
Причины пожаров:
- брошенная горящая спичка, окурок;
- охотник выстрелил, пыж начал тлеть и загорелся;
- люди разводили костёр в местах с сухой травой;
- весенний пал травы;
- хозяйственные работы в лесу;
- осколок стекла сфокусировал солнечные лучи как линза и зажёг сухую траву;
- от замыкания высоковольтной линии;
- от вспышки молнии.
В нашей стране ведётся учёт каждого пожара , выясняются причины пожаров, определяются меры борьбы с лесными пожарами. Наукой о лесных пожарах - она называется лесная пирология - собран большой научный материал, который помогает в борьбе с пожарами. Лесные пожары называются стихийными бедствиями, ведь горят не только леса, но и жилые дома, горят целые деревни, гибнут люди.
В 1994 году в Хабаровском крае за сезон произошло 1224 пожара.
В июне 1995 года на Сахалине огонь уничтожил 80 тысяч гектаров леса, жители края оказались на грани экологической катастрофы.
С 1991 года по 1995 год в России в огне лесных пожаров погибли 38 387 человек.
В 1996 году в Бурятии произошло 29 лесных пожаров, сгорело 4 тысячи гектаров леса, более 100 домов, погибло 5 человек. Это только несколько примеров страшных последствий лесных пожаров.
Много лесных пожаров происходит в нашей Якутии и в нашем улусе, наши леса горят каждое лето. Об этом вам расскажет работник лесной охраны нашего улуса.
Макаров Д.Г.- начальник ГУ Вилюйский лесхоз
Пожароопасный сезон в нашем улусе начинается примерно с середины мая и длится до конца сентября. Пожары происходят каждое лето.
В 2004 году произошло 19 лесных пожаров, сгорело 80 218 гектаров лесных и 20 169 гектаров других угодий.
В 2005 году зарегистрировано 34 лесных пожаров, уничтожено 448705куб. м. древесины стоимостью 11 146 200 руб., сгорело 139 140 га лесной и 74 592 га нелесной площади.
В 2006 году произошло 17 лесных пожаров, сгорело 273 гектара лесной и 301 гектар сенокосных угодий. В этом году огонь вплотную подходил к посёлкам и создавал угрозу для жизни населения нашего улуса.
В 2007 году произошло 10 лесных пожаров: 3 пожара по вине людей, один пожар от высоковольтной линии и 6 пожаров от грозы. Сгорело 919 га лесной и 758 га нелесной площади.
Лесные пожары в нашей республике имеют свои особенности. Лето у нас всегда жаркое, засушливое, травянистого покрова в наших лесах мало, а ягель на солнце высыхает и горит от малейшей искры. Поэтому всем нам надо быть особо осторожными в лесу, соблюдать все правила пожарной безопасности.
Лесные пожары бывают трёх видов.
1. Низовой пожар - это когда горит лесная подстилка, кусты, трава, мелкий кустарник.
2. Верховой пожар развивается из низового при сильном ветре, горят кроны (верхушки) деревьев. Огонь перекидывается с дерева на дерево и движется с большой скоростью - 5-8 км в час.
3. Подземный (торфяной) пожар возникает в лесах с торфяными почвами. Он распространяется по торфяному слою на глубину до 50 сантиметров и более. Такие пожары у нас длятся очень долго, до самой зимы и даже могут гореть зимой.
Каждый человек должен знать, как вести себя если попал в зону пожара.
1. Если пожар только начинается, его можно сбить зелёными ветками или забросать землёй.
2. Если пожар сильный, надо как можно быстрее покинуть опасное место и сообщить о пожаре в администрацию наслега или улуса. Уходить от пожара надо навстречу ветру по дорогам, по берегу реки или ручья.
3. При сильном задымлении рот и нос надо прикрыть мокрой повязкой-полотенцем, одеждой.
4. Безопасным местом может служить поле, берега реки или озера.
5. Дети к тушению пожара не допускаются.
Учитель. Печальное зрелище представляет собою место лесного пожара. Пройдёт не менее 40-50 лет, чтобы на этом месте снова выросли стройные берёзы и лиственницы, величественные сосны, чтобы снова запели птицы и поскакали по веткам проворные белки. Работники лесного хозяйства на местах пожарищ высаживают саженцы елей и сосен, сеют семена лесных трав. В этом им помогают и школьники.
Ученик читает стихотворение С.Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?»
Что мы сажаем, сажая леса?Учитель: Что же нужно выполнять, чтобы не было лесных пожаров ?
Мачты и реи - держать паруса,
Рубку и палубу, рёбра и киль –
Странствовать по морю в бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса ?
Радиомачты - ловить голоса,
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса ?
Лёгкие крылья - лететь в небеса,
Дом и качели, челнок и скамью,
И деревянную лошадь твою.
Что мы сажаем, сажая леса ?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где утром вороны кричат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Воздух для лёгких, и влагу и тень,
Вот что сажаем в сегодняшний день!
Ученики читают памятки. 1ученик.
Как разводить костёр.
1. Дети не должны разводить костёр одни, без взрослых.
2. Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться.
3. Нельзя разводить костёр под деревьями.
4. Перед разжиганием костра надо приготовить топливо.
5. Костёр надо разводить на старом кострище.
6. Если его нет, то лопатой надо снять дёрн и разводить костёр в образовавшейся ямке.
7. Нельзя разжигать костёр зажигалкой.
8. Обязательно наблюдать за горящим костром!
9. Уходя, надо погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а снятый дёрн положить на место.
Учитель.
Чтобы сохранить вокруг нашего города зелёную зону, для отдыха жителей нашего города в лесу около озера Хомустах оборудовано специальное место. Там построены домики, поставлены столы, скамейки, есть специальное место для костра. По всей поляне поставлены ящики для мусора. Каждый год в конце учебного года мы всей школой выезжаем в лес. Какие же правила надо выполнять в лесу?
2 ученик. Памятка - как вести себя в лесу.
1. В лес дети ходят только в сопровождении взрослых.
2. Костёр разводят только взрослые, они же готовят и обед.
3. Дети играют только на поляне, играть около костра опасно.
4. В лесу не ломать веток, не рвать цветов, трав,
5. Не разорять птичьих гнёзд, не брать из гнезда птенцов,
6. Осторожно вести себя на берегу ручья и у озера.
7. Убирать после себя мусор: бумагу сжигать на костре, а банки и бутылки класть в ящики для мусора.
8. Костёр заливать водой или засыпать песком .
9. Помни! После тебя на этом месте будут отдыхать другие люди. Храни красоту нашего леса!
Учитель. А сейчас мы отгадаем кроссворд по теме урока. (Кроссворд взят из журнала по теме «Лесные пожары»)
Подведение итогов конкурса плакатов «Берегите лес!» и сочинений на эту же тему. Победителей награждают грамотами и подарками.
Учитель. Наше занятие заканчивается. Мы надеемся, что знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в жизни, и вы более внимательнее будете относиться к окружающей природе, ведь она -наш дом, а о своём доме человек должен заботиться.
Ученик читает стихотворение Е.Шклавского «Ты береги нас, береги!»
Взгляни на глобус - шар земной-
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги,
Ты береги нас, береги!»
Ученик читает обращение М.М.Пришвина.
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
Давайте будем
Беречь планету!
Во всей Вселенной
Красивей нету.
Во всей Вселенной
Совсем одна!
Что будет делать
Без нас она?