Цели:
- Ознакомить с играми – важнейшей частью человеческой культуры, связывающей поколения и народы.
- Развивать уважительное отношение к традициям разных народов, в том числе и россиян.
- Воспитывать культуру межличностных взаимоотношений посредством игры.
Ход занятия:
Учитель:
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело сутра.
Зима нам дарит добрый праздник,
Какой же праздник, детвора?И пусть мальчишки и девчонки –
Вся озорная детвора
Сегодня скажут звонко – звонко:
«Добро пожаловать, игра!»
Люди играют с незапамятных времён, и за это время в копилке человечества скопилось великое множество игр.
- Как вы думаете, можно сосчитать все игры в мире?
- Скорее всего, сделать это просто невозможно! Игры появляются вновь и вновь!
До наших дней дошло множество игр, передаваемых из поколения в поколение. По играм можно судит о нормах поведения, о быте людей и их культуре.
Игры любит стар и млад –
Кто же поиграть не рад!?
Кто – то любит игры сидя,
А кому – то надо прыгать!
На траве повеселиться,
Поиграть и порезвиться!
Ученик:
Палиндром (от греческого «palindromos» - «Бегущий обратно», «возвращающийся»), или перевёртыш, - это слово, фраза, стихотворная строка, вообще любой текст, который одинаково читается в обе стороны: и слева направо, и справа налево.
Учитель:
Древнейший из сохранившихся палиндромов написан на латыни приблизительно в IV веке нашей эры: «Сеятель Арепо с трудом держит колёса». Эту фразу обычно записывают в форме квадрата. В таком виде палиндром читается: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Этому квадрату в древности приписывали магическую силу. Считалось, что составляющие его слова спасают от болезней и злых духов.
Ученик:
Самый короткий палиндром – междометие или восклицание – состоит из одной буквы: «О!» Это, очевидно, абсолютный рекорд!
Ученик:
Шахматы появились в Индии в первые века новой эры и назывались тогда чатуранга – игра четырёх царей. Это была военная игра, в которую играли двое на двое (обычно «красные и жёлтые» против «чёрных и зелёных»). В углах 64 – клеточной доски располагались четыре армии, состоящие из короля, слона, колесницы (которая потом превратилась в ладью), коня и нескольких пешек. Чтобы выиграть в чатурангу, нужно было уничтожить все силы противника. Чатуранга очень сильно отличалась от современных шахмат – игроки определяли, кому делать ход, бросая игральные кости. Поэтому игра была скорее азартной, чем интеллектуальной.
Ученик:
История шашек уходит в далёкую древность. Одна из легенд приписывает честь изобретения шашек древнегреческому воину Паламеду, участвовавшему в осаде Трои. Шашки были обнаружены в гробнице египетского фараона Тутанхамона.
Учитель:
Шашматы, я не ошиблась, - игра, представляющая собой смесь шахмат и шашек. Шашматный слон не отличается от шахматного, а пешки ходят как шашки. Существуют шахматы Роберта Фишера, турецкие шашки, шестиугольные шахматы, стоклеточные шашки.
Ученик:
На Востоке нарды были известны с давних пор. От большинства игр они отличаются тем, что кроме доски, шашек, в игре используют игральные кости. Каждый ход зависит не только от ситуации на доске, но и от количества очков, выпавших на костях.
Учитель:
Притча об азартном игроке.
Давным - давно в одном селении крепко задумался старик - отец, что он еще не сделал для своего сына: дал хорошее образование, построил добротный дом, накопил много денег, удачно женил. Но неспокойно было на душе у отца: «Не станет меня, обыграют парня в нарды - ничего не останется, все прахом пойдет. Надо его играть научить».
Собирайся, сынок, - сказал отец. - Завтра чуть свет поднимешься вон на ту гору. Найдешь шалаш, в нем живет белый как лунь, старый человек. Скажешь, что ты мой сын, что я просил его научить тебя играть в нарды. Будешь там жить столько, сколько понадобится.
Поднялся парень на гору, разыскал старика отшельника.
Знаю твоего отца, - сказал тот. - Достойный человек, с радостью исполню его просьбу. Давай сразу же и начнем. Сними со стены нарды.
Посреди бедного убранства жалкой хижины, висящие на стене богато инкрустированные нарды выглядели сокровищем из другого мира.
Потянулись недели и месяцы тяжелой науки. Все изучили ученик с учителем: стратегию и тактику, тонкости игры, ловушки, подводные камни. Быстро шла наука, и учитель остался доволен своим учеником. Так прошел целый год, юноша в совершенстве овладел игрой в нарды, и настал, наконец, день прощания.
- Почему вы живете отшельником, почтенный? - задал ученик, давно мучивший его вопрос.
- Ты спрашиваешь меня, почему я здесь? Когда-то давным-давно я жил в долине среди людей. Все меня уважали, как твоего отца, да и богатством я не уступал ему. Но я играл как безумный и все-все проиграл. Сделал большие долги, которых не сумел отдать. И я бежал сюда в горы. Теперь живу здесь; и все, что имею, - вот эти самые нарды, которые меня погубили.
И самый лучший урок, который я могу тебе преподать, - никогда не садись играть в нарды.
Ученик:
Первые свидетельства о появлении домино в Европе относятся к началу XVIII века. Родиной этой игры была Италия. Есть предание, что изобрели домино католические монахи. В переводе с итальянского domino – «монашеский плащ с капюшоном». Постепенно игра распространилась с юга на север по всей Европе, попала сначала во Францию, а затем и в Россию. В начале XX века в домино играли в основном в кофейнях.
Учитель:
Компьютерных игр существует великое множество. А началось всё в 1971 году, когда американский программист Нолан Башнелл выпустил первую в истории видеоигру, которая называлась в переводе с английского «Компьютерное пространство». Играя в компьютерные игры, не забывай те притчу об азартном игроке.
Музыкальная пауза.
Учитель:
Кинешь в речку – не тонет,
Бьёшь о стенку - не стонет,
Будешь оземь кидать, станет кверху летать. (мяч)
- Какие виды спорта связаны с игрой в мяч? (футбол, баскетбол, волейбол, водное поло, теннис и др.)
Учитель:
Бочку за бочкой
Тянут из мешочка (лото).Когда апрель берёт своё
И ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё,
А она – через меня (скакалка).
Ученик:
Всем известно, что русская лапта очень похожа на популярную американскую игру - бейсбол. Может быть, кто-то у кого-то скопировал правила? Но в России лапта известна уже с XV века, а американцы вряд ли создали бейсбол по образу и подобию русской лапты. А может быть, у этих игр когда-то был один общий предок? Ученые, изучающие историю игр (есть и такие!), именно так и считают. Они уверены, что игра типа лапты попала в Европу из Индии еще в раннем средневековье. Поначалу эта игра изображала полную опасностей жизнь бродячих торговцев (команда поля), стремящихся осесть в городе. Эта игра стала очень популярна в Европе, и теперь почти в каждой стране есть свой местный вариант лапты. Так, в Венгрии играют в круговую лапту, а в Германии - в тройную, или немецкую, лапту. А уже из Европы лапта попала в Америку и там превратилась в бейсбол.
Учитель:
Эту игру любят младшие школьники. Выбирают двух игроков, которые будут изображать «золотые ворота». Для этого им нужно встать лицом друг к другу, взяться за руки и поднять их вверх. Остальные играющие тоже берутся за руки и проходят цепочкой через ворота. Игроки, изображающие ворота, нараспев говорят:
Золотые воротаВорота закрываются при последнем слове. Для этого водящие опускают руки, и тот, кто оказался между руками, считается пойманным. Его спрашивают: «С кем ты будешь - с Луной или с Солнцем?» (Игроки, изображающие ворота, перед началом игры договорились между собой, кто из них Луна, а кто - Солнце. Остальные об этом, конечно, не знают). Если пойманный игрок говорит: «С Солнцем», то попадает в команду Солнца, а если «С Луной», становится членом команды Луны. Ворота снова открываются, поётся песня, а оставшиеся игроки продолжают проходить через ворота. Когда все пойманы и поделились на команды, устраивается перетягивание.
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Учитель:
- Как можно ещё делиться в игре? Предлагаем вот такие варианты:
Ученики:
Что возьмешь: Медведя лохматого
Или козла рогатого?Из речки ерша
Или из лесу ежа?Серую утку
Или деревянную дудку?Выбирай:
Коня сивого:
Или златогривого?Наливное яблочко
Или золотое блюдечко?Ландыш душистый
Или одуванчик пушистый?Белую березу
Или красную розу?Кого в гости пригласишь
Дядю Федю
Или белого медведя?
Ученики:
- Можно делиться считалками.Теля, меля,
Ты Емеля,
Третий бас.
Поводи-ка ты за нас!Ягодка малиновка.
Медок, сахарок,
Поди вон, королек!
Там тебе место -
В кислое тесто.Тани-бани, что под вами,
Под железными столбами?
Стульчик, Мальчик,
Сам король,
Шишел, вышел, вон пошел.Первички, другички.
Шалуны мальчишки.
Стали играть,
Ваду выбирать -
Ну-кась ты, Додон.
Убирайся вон.
Ученики:
- Предлагаем игру «Король»
Ведущий - «Король». Он сидит на стуле в конце комнаты, лицом к двери. На его плечах мантия из одеяла или пледа, а в руке скипетр (палка или швабра). Игроки заранее и так, чтобы король не слышал, договариваются, что они будут изображать. Затем они входят в класс и происходит следующий диалог:
- Здравствуй, дедушка король!
- Здравствуйте, дети! Где вы были, что вы делали?
- Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!
И начинают изображать действие, о котором заранее договорились. Король пытается отгадать, и если он отгадал правильно, все стараются выбежать из комнаты в коридор, а король пытается кого-нибудь поймать (заметим, что в коридоре ловить уже нельзя). Тот, кого поймали, становится новым Королем, и игра продолжается.