Педагогический совет-практикум. Тема: "Педагогический контроль в процессе воспитания"

Разделы: Администрирование школы


Цель: Формирование научно-обоснованных представлений о сущности педагогического контроля в процессе воспитания.

Задачи:

  • Охарактеризовать основные понятия педагогического контроля;
  • сформулировать необходимость контролирующей деятельности в воспитательном процессе в школе;
  • выработать компетенции классных руководителей по вопросам составления плана;
  • осуществить практическое занятие по построению контролирующей деятельности в воспитательной системе школы.

План проведения педагогического совета.

Дата проведения: 31 марта 2007 года

9.00 -9.05. Вступительное слово директора школы Ворончихиной Р.М.

9.05 – 9.25. Первый этап - пленарное заседание.

Доклад: «Педагогический контроль в процессе воспитания» (Е.Е.Болотина, зам. директора по ВР)

9.25 -9.45. Второй этап – работа в группах (практическая деятельность по  построению контроля над воспитательной системой школы).

  • Анализ работы классного руководителя по плану воспитательной работы с классом (классные руководители 1-3 классов).
  • Анализ работы библиотеки и социального педагога (классные руководители 4-6 классов).
  • Анализ работы классного руководителя по плану воспитательной работы с классом (классные руководители 7-8, 10 классов).
  • Построение модели компетенций выпускника  школы (классные руководители 9,11 классов).
  • Анализ  работы дополнительного образования в школе (учителя, не имеющие классного руководства).

9.45 – 10.30. Третий этап – презентация результатов практической деятельности.

  • Выступление экспертов с анализом и оценкой результатов практической деятельности групп.
  • Выступление из опыта работы:
    • « Формы диагностики и изучение личности ребенка» классный руководитель 5 «Б» класса Нульман О.И.
    • « Педагогический контроль в процессе работы с трудными подростками» социальный педагог Соколова Н.Н.
    • « Формирование компетентного читателя» библиотекарь школы Кириенко Е.Е.

10.30 -10.45. Четвертуй этап – принятие решения. Ворончихина Р.М., директор школы.

Памятка

Моделирование образа выпускника школы.

Модель выпускника – это качества личности выпускника.

  1. «Рабочая модель» предложенная В.А.Караковским:
    • Гармония индивидуального и социального, гармония личного и общественного.
    • Ориентированность на главные идейно-нравственные ценности общества (Родина, Мир, Человек, Труд, Знания).
    • Высокий уровень самосознания.
    • Социальная ответственность
    • Человечность, альтруистическая направленность.
    • Креативность, способность к творчеству.
    • Высокий уровень общей культуры, интеллектуальность.
  2. Модель личности выпускника образовательного учреждения, разработанная группой молодых ученых Тверского государственного университета Борисовой О.Н., Комогорцевой И.Ф., Лельчитцким И.Д.
    • Является частью модели образовательного пространства.
    • Обладает самостоятельно целостностью и значимостью.
    • Основывается на законы РФ «Об образовании».
    • Представляет собой идеал – ориентир, на который должно быть направленно образование.
    • Выполнена в теоретико-деятельностном подходе, в языке схематических изображений

Основной момент этой модели заключается в следующем: Выпускник должен быть способен к самоопределению и самореализации. Оба эти качества взаимосвязаны и диктуются новой социально-экономической и политической обстановкой, культурной средой, духовной жизнью общества.

Основные термины.

  • Типы педагогического контроля: административный, общественно-педагогический, самоконтроль
  • Виды педагогического контроля:
  • По степени охвата воспитательным процессом: моноаспектный (элементарный, локальный), полиаспектный, фронтальный;
  • По времени осуществления проверки: предварительный, текущий, итоговый;
  • Формы  педагогического контроля: собеседование, посещение занятий (мероприятий), обследование, подготовка и заслушивание отчетов (сообщений);
  • Методы  педагогического контроля:
  •  Контроль над состоянием процесса воспитания: педагогическое наблюдение, методы изучения анализа педагогической документации, диагностики, общение и деятельность, анализ, самоанализ проводимых дел;
  • Контроль результативности воспитательного процесса: экспертная оценка, индивидуальная и групповая самооценка, анализ продуктов творческой деятельности, тестирование, и т.д.
  • Объекты педагогического контроля: процесс воспитания и полученные результаты.

Педагогический контроль – это функция управления воспитательным процессом, осуществляемая с целью получения достоверной информации о ходе и результатах проводимой воспитательной деятельности, проверки соответствия достигнутых параметров запланированным, поддержки положительных и коррекции отрицательных явлений в практике воспитательной работы с учащимися. (Степанов Е.Н., доктор педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики воспитания Псковского областного ИПКРО)

Работа в группах

Группа №1

Проанализировать план воспитательной работы, определить какое направление работы является приоритетным. Определить положительные и отрицательные моменты представленного плана. Высказать свои рекомендации, пожелания всем классным руководителям по вопросам составления плана работы с классом.

Группа №2

Проанализировать планы работы социального педагога и библиотеки. Определить положительные и отрицательные моменты в работе этих служб. Какие вопросы и пожелания Вы хотели бы высказать специалистам этих областей?

Группа №3

Проанализировать план воспитательной работы, определить какое направление работы является приоритетным. Определить положительные и отрицательные моменты представленного плана. Высказать свои рекомендации, пожелания всем классным руководителям по вопросам составления плана работы с классом.

Группа №4

Построить модель компетенций выпускника средней школы №7.

Группа №5

Проанализировать работу сферы дополнительного образования в школе. При помощи представленной документации определить потребности учащихся. Высказать предложение по дальнейшему развитию дополнительного образования в школе.

Проект решения педагогического совета:

  • На методическом совете разработать рекомендации по составлению плана контроля над воспитательном процессом в школе.
    Отв. зам. директора по УВР Тарасова Н.Е.
  • Познакомить педагогический коллектив с составленным планом контроля воспитательной деятельности на августовском педагогическом совете.
    Отв. зам. директора по В.Р. Болотина Е.Е.
  • На ШМО классных руководителей разработать общую форму составления плана воспитательной работы с классом.
    Отв. руководители ШМО кл. рук.
  • Социально-педагогической службе школы (социальный педагог, психолог, библиотекарь) совместно составлять план работы на новый учебный год.
    Отв. зам. директора по В.Р. Болотина Е.Е