Урок-сказка по математике. Тема: "Все действия с десятичными дробями"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся при выполнении арифметических действий над десятичными дробями;
  • прививать навыки беглого счета, аккуратность расположения записи в тетрадь и на доске, интерес к предмету;
  • развивать логическое мышление учащихся;
  • воспитывать культуре поведения на уроке.

Оборудование:

  • компьютер;
  • карточки для самостоятельной работы;
  • слайды;
  • мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Все готово к уроку. Ребята! Сегодня у нас необычный урок, мы совершим увлекательное путешествие в сказку "Молодильные яблоки и живая вода", будем помогать главному герою Ивану-царевичу, для этого нам необходимо применять все знания о десятичных дробях. Итак: В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына. Царь состарился и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику яблоко - помолодеет, а водой умыть глаза слепцу - будет видеть. Вот и отправился Иван-царевич в путь - дорогу за молодильными яблоками и живой водой, но не знал он, что ждет его трудный путь. Долго не мог он выбрать себе коня, но вдруг появилась бабушка.

- Здравствуй Иван-царевич! Что ходишь печален?

- Не могу коня себе выбрать.

- Помогу я тебе, ты должен выполнить мое задание. Выполнишь - будет тебе конь.

Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание.

(Класс выполняет задание.)

II. Испытание Бабушки (Устный счет.)

1. Вычислите:

  

Найдите ошибку, если она есть:

3х + 8х - х = 11х;

3,5 * 5 = 175;

0,16 *8 = 12,8;

1111 : 11 = 11;

540 : 5 = 18.

Учитель: Молодцы, ребята, вы помогли Ивану-царевичу. Получил он коня, отправился дальше в путь. Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, по земным лугам, по горам, ехал день до вечеру, наезжает на избушку. Зашел он в избушку, а там сидит Баба- Яга. Рассказал все ей Иван-царевич.

- Ну, дитя мое милое, - говорит,- выполни мое задание, дам тебе коня быстрого, довезет он тебя до моей сестры, она тебе поможет. Дала Баба-Яга ему задание, стал он думать, как выполнить его.

Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание.

III. Испытание Бабы - Яги.

(Решение примеров, три ученика решают у доски, а весь класс в тетрадях.)

(0,7 : 0,35)2 - 3,2*0,4 + 1,28 (Ответ: 4.)

(2,68 + 0,04:0,125)2 - 4,2*0,18 + 0,756 (Ответ: 9.)

(2,4 - 0,09: 0,225)3 + 3,2*0,76 - 2,432 (Ответ: 8.)

Учитель: Ребята, вы выполнили задание.

Баба-Яга дала Ивану-царевичу коня. Поблагодарил Бабу-Ягу за ночлег и снова в путь. Едет Иван-царевич, близко ли, далеко ли. День до ночи коротается. И завидел он впереди избушку на курьей ножке, об одном окошке.

Вышла Баба - Яга, ещё старее той, на крыльцо. Рассказал Иван - царевич о своих бедах, говорит ему Баба - Яга:

- Ну, дитя мое, не знаю, получишь ли ты добро. Помогу тебе, если ты мое задание выполнишь. Стал он думать, как задание выполнить.

Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание Бабы-Яги.

IV. Испытание Бабы-Яги (Числовой лабиринт.)

Десятичные дроби

Буквы

0,125

3,896

478,90952

С2 В8 О9 Ч0 О3 И1 Й6 Л5

Р0 И9 Б8 Т2 Л4 И9 Н5 А7

Прочтите сначала дроби, а потом слово. (Ответ: ЧИСЛОВОЙ ЛАБИРИНТ.)

Итак, далее "Числовой лабиринт". Нужно пройти путь от вершины пирамиды к основанию и набрать по дороге сумму 20.

(Ответ: 1.5 + 0,3 + 3.5 + 0,9 + 13,8 = 20)

Молодцы, справились с заданием.

- Много молодцов проезживало, да не много справилось с заданием. Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре.

Поехал дальше Иван-царевич. Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Едет Иван-царевич день до вечера - красна солнышка до закату. Наезжает на избушку, выходит Баба- Яга старых лет, ещё старее тех. Рассказал ей Иван - царевич про свои беды, выслушила его Баба-Яга и говорит:

-Так и быть, помогу я тебе, Иван - царевич, только выполни вместе с ребятами мое задание.

V. Испытание Бабы-Яги.

(Решение уравнений, три ученика решают у доски, а класс в тетрадях.)

( х - 0,02 ) * 0,34 = 0,136

( 2,1 - 07х):048 = 3,5

8,36 - 5,36: (0,2х + 0,47х) = 7,56

Молодцы, справились с заданием, но нам необходимо набраться сил перед дальней дорогой.

VI.Физминутка.

Двинулся дальше Иван-царевич. Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, доезжает Иван-царевич в середине ночи до высокой стены. У ворот стража спит - тридцать могучих богатырей.  Конь перемахнул через высокую стену. Слез он с коня, входит в сад и видит - стоит яблоня с серебряными листьями, золотыми яблоками, а под яблоней Молодец.

Рассказал Иван-царевич зачем приехал он в далекую страну, согласился помочь ему Молодец, только задачу задал для решения. Ребята, нам нужно помочь решить задачу Ивану-царевичу.

VII. Испытание первого Молодца.

Из двух пунктов, расстояние между которыми равно 34,68 км, одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость первого пешехода равна 4,8 км в час, а скорость второго - 5,4 км в час. Через сколько часов пешеходы встретятся?

(Решение. 1) 5,4 + 4,8 = 10,2 (км в час) - общая скорость;

2) 34,68 : 10,2 = 3,4 (ч) - время встречи пешеходов.

Ответ: 3,4 ч.)

Молодцы, ребята, справились с испытанием. Сорвал Иван-царевич три яблока, а больше не стал брать. Пошел он искать колодец с живой водой. Нашел колодец, а там второй Молодец сидит. Рассказал Иван-царевич ему про все, решил помочь Молодец. Дал он Ивану-царевичу задание, ребята, давайте поможем ему справиться.

VIII. Испытание второго Молодца.(Самостоятельная работа с последующей проверкой)

(Доска разделена на три части, класс решает самостоятельно)

2:0,2 = 4:0,4 = 5:0,5 =
1,4 + 0,6 = 2,6+0,4 = 3,8 +0,2 =
2*1,2 = 3*1,8 = 4*1,3 =
0,3 *0,1 = 5*0,1 = 16 *0,1 =
8,9 * 10 = 0,4 * 10 = 25 *10 =

Молодцы! Решили, справились. Пока Иван - царевич набирает воду, мы с вами выполним задания.

IX. Логическая пауза.

1. Исключи лишнее слово: (рбьод, резоток, чул, мапряя)

Дробь, отрезок, луч, прямая

Лишнее Геометрические величины

2. Найдите недостающее число:

1,5     1,2     2,3                  10,2     2,5     2,8

            5                                         ?

(Ответ:1,5 +2,3+1,5 = 5) (Ответ: 10,2+2,5+2,8 = 15,5)

Набрал Иван - царевич живой воды и хотел уже садиться на коня, как появилась прекрасная девица Синеглазка-хозяйка этого царства. Стала она спрашивать Ивана-царевича, что привело его в её царство, рассказал ей все Иван - царевич.

- Так и быть отпущу тебя домой, но с одним условием, если ты решишь задачу, которую я тебе задам. Ребята пусть тебе помогут решить задачу.

X. Испытание Синеглазки.

Среднее арифметическое трех чисел равно 4,2. Первое число в 1,2 раза больше второго и на 2,7 больше третьего. Найти эти числа.

(Решение. Пусть второе число - х, первое число - 1,2х, а третье число- (1,2х-2,7), тогда среднее арифметическое этих чисел (1,2х + х + 1,2х - 2,7):3, что по условию равно 4,2. Составим и решим уравнение.

(1,2х + х + 1,2х - 2,7):3 = 4,2;

3,4х - 2,7 = 4,2* 3;

3,4х - 2,7 = 12,6;

3,4х = 12,6 +2,7;

3,4х= 15,3;

х=4,5.

4,5 - II число;

4,2*1,2 = 5,04 (I число);

5,04 - 2,7 = 2,34 (III число).

Ответ: 4,5; 5,04; 2,34.)

Молодцы, ребята, выполнили задание Синеглазки.

Отпустила она Ивана-царевича домой. Добрался он до своего царства, отдал отцу молодильные яблоки и живую воду. Стал царь здоровым, устроил пир на весь мир, и стали они жить в радости долго и весело.

XI. Итог урока.

Вот и сказке конец, а значит, конец и нашему путешествию. Хорошо, ребята, справились с испытаниями, помогли Ивану-царевичу, показали свои знания, умения выполнять задания. (Объявляются отметки за урок)

XII. Домашнее задание.

№ 1488 (б); №1491; № 1484- устно.

Литература.

  1. Учебник "Математика 5". Автор Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и другие. Москва: Мнемозина, 2005 год.
  2. Пособие для учащихся 5-6 классов. "За страницами учебника математики". И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. Москва "Просвещение", 1989 год.
  3. Учебно-методические газеты "Математика". Издательский дом "Первое сентября":
  4. Книга для детей " Русские народные сказки ".