Цели урока:
Оборудование:
- компьютер;
- карточки для самостоятельной работы;
- слайды;
- мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Все готово к уроку. Ребята! Сегодня у нас необычный урок, мы совершим увлекательное путешествие в сказку "Молодильные яблоки и живая вода", будем помогать главному герою Ивану-царевичу, для этого нам необходимо применять все знания о десятичных дробях. Итак: В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына. Царь состарился и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику яблоко - помолодеет, а водой умыть глаза слепцу - будет видеть. Вот и отправился Иван-царевич в путь - дорогу за молодильными яблоками и живой водой, но не знал он, что ждет его трудный путь. Долго не мог он выбрать себе коня, но вдруг появилась бабушка.
- Здравствуй Иван-царевич! Что ходишь печален?
- Не могу коня себе выбрать.
- Помогу я тебе, ты должен выполнить мое задание. Выполнишь - будет тебе конь.
Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание.
(Класс выполняет задание.)
II. Испытание Бабушки (Устный счет.)
1. Вычислите:
Найдите ошибку, если она есть:
3х + 8х - х = 11х;
3,5 * 5 = 175;
0,16 *8 = 12,8;
1111 : 11 = 11;
540 : 5 = 18.
Учитель: Молодцы, ребята, вы помогли Ивану-царевичу. Получил он коня, отправился дальше в путь. Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, по земным лугам, по горам, ехал день до вечеру, наезжает на избушку. Зашел он в избушку, а там сидит Баба- Яга. Рассказал все ей Иван-царевич.
- Ну, дитя мое милое, - говорит,- выполни мое задание, дам тебе коня быстрого, довезет он тебя до моей сестры, она тебе поможет. Дала Баба-Яга ему задание, стал он думать, как выполнить его.
Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание.
III. Испытание Бабы - Яги.
(Решение примеров, три ученика решают у доски, а весь класс в тетрадях.)
(0,7 : 0,35)2 - 3,2*0,4 + 1,28 (Ответ: 4.)
(2,68 + 0,04:0,125)2 - 4,2*0,18 + 0,756 (Ответ: 9.)
(2,4 - 0,09: 0,225)3 + 3,2*0,76 - 2,432 (Ответ: 8.)
Учитель: Ребята, вы выполнили задание.
Баба-Яга дала Ивану-царевичу коня. Поблагодарил Бабу-Ягу за ночлег и снова в путь. Едет Иван-царевич, близко ли, далеко ли. День до ночи коротается. И завидел он впереди избушку на курьей ножке, об одном окошке.
Вышла Баба - Яга, ещё старее той, на крыльцо. Рассказал Иван - царевич о своих бедах, говорит ему Баба - Яга:
- Ну, дитя мое, не знаю, получишь ли ты добро. Помогу тебе, если ты мое задание выполнишь. Стал он думать, как задание выполнить.
Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание Бабы-Яги.
IV. Испытание Бабы-Яги (Числовой лабиринт.)
Десятичные дроби | Буквы |
0,125 3,896 478,90952 |
С2 В8 О9 Ч0 О3
И1 Й6 Л5 Р0 И9 Б8 Т2 Л4 И9 Н5 А7 |
Прочтите сначала дроби, а потом слово. (Ответ: ЧИСЛОВОЙ ЛАБИРИНТ.)
Итак, далее "Числовой лабиринт". Нужно пройти путь от вершины пирамиды к основанию и набрать по дороге сумму 20.
(Ответ: 1.5 + 0,3 + 3.5 + 0,9 + 13,8 = 20)
Молодцы, справились с заданием.
- Много молодцов проезживало, да не много справилось с заданием. Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре.
Поехал дальше Иван-царевич. Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Едет Иван-царевич день до вечера - красна солнышка до закату. Наезжает на избушку, выходит Баба- Яга старых лет, ещё старее тех. Рассказал ей Иван - царевич про свои беды, выслушила его Баба-Яга и говорит:
-Так и быть, помогу я тебе, Иван - царевич, только выполни вместе с ребятами мое задание.
V. Испытание Бабы-Яги.
(Решение уравнений, три ученика решают у доски, а класс в тетрадях.)
( х - 0,02 ) * 0,34 = 0,136
( 2,1 - 07х):048 = 3,5
8,36 - 5,36: (0,2х + 0,47х) = 7,56
Молодцы, справились с заданием, но нам необходимо набраться сил перед дальней дорогой.
VI.Физминутка.
Двинулся дальше Иван-царевич. Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, доезжает Иван-царевич в середине ночи до высокой стены. У ворот стража спит - тридцать могучих богатырей. Конь перемахнул через высокую стену. Слез он с коня, входит в сад и видит - стоит яблоня с серебряными листьями, золотыми яблоками, а под яблоней Молодец.
Рассказал Иван-царевич зачем приехал он в далекую страну, согласился помочь ему Молодец, только задачу задал для решения. Ребята, нам нужно помочь решить задачу Ивану-царевичу.
VII. Испытание первого Молодца.
Из двух пунктов, расстояние между которыми равно 34,68 км, одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость первого пешехода равна 4,8 км в час, а скорость второго - 5,4 км в час. Через сколько часов пешеходы встретятся?
(Решение. 1) 5,4 + 4,8 = 10,2 (км в час) - общая скорость;
2) 34,68 : 10,2 = 3,4 (ч) - время встречи пешеходов.
Ответ: 3,4 ч.)
Молодцы, ребята, справились с испытанием. Сорвал Иван-царевич три яблока, а больше не стал брать. Пошел он искать колодец с живой водой. Нашел колодец, а там второй Молодец сидит. Рассказал Иван-царевич ему про все, решил помочь Молодец. Дал он Ивану-царевичу задание, ребята, давайте поможем ему справиться.
VIII. Испытание второго Молодца.(Самостоятельная работа с последующей проверкой)
(Доска разделена на три части, класс решает самостоятельно)
2:0,2 = | 4:0,4 = | 5:0,5 = |
1,4 + 0,6 = | 2,6+0,4 = | 3,8 +0,2 = |
2*1,2 = | 3*1,8 = | 4*1,3 = |
0,3 *0,1 = | 5*0,1 = | 16 *0,1 = |
8,9 * 10 = | 0,4 * 10 = | 25 *10 = |
Молодцы! Решили, справились. Пока Иван - царевич набирает воду, мы с вами выполним задания.
IX. Логическая пауза.
1. Исключи лишнее слово: (рбьод, резоток, чул, мапряя)
Дробь, отрезок, луч, прямая
Лишнее Геометрические величины
2. Найдите недостающее число:
1,5 1,2 2,3 10,2 2,5 2,8
5 ?
(Ответ:1,5 +2,3+1,5 = 5) (Ответ: 10,2+2,5+2,8 = 15,5)
Набрал Иван - царевич живой воды и хотел уже садиться на коня, как появилась прекрасная девица Синеглазка-хозяйка этого царства. Стала она спрашивать Ивана-царевича, что привело его в её царство, рассказал ей все Иван - царевич.
- Так и быть отпущу тебя домой, но с одним условием, если ты решишь задачу, которую я тебе задам. Ребята пусть тебе помогут решить задачу.
X. Испытание Синеглазки.
Среднее арифметическое трех чисел равно 4,2. Первое число в 1,2 раза больше второго и на 2,7 больше третьего. Найти эти числа.
(Решение. Пусть второе число - х, первое число - 1,2х, а третье число- (1,2х-2,7), тогда среднее арифметическое этих чисел (1,2х + х + 1,2х - 2,7):3, что по условию равно 4,2. Составим и решим уравнение.
(1,2х + х + 1,2х - 2,7):3 = 4,2;
3,4х - 2,7 = 4,2* 3;
3,4х - 2,7 = 12,6;
3,4х = 12,6 +2,7;
3,4х= 15,3;
х=4,5.
4,5 - II число;
4,2*1,2 = 5,04 (I число);
5,04 - 2,7 = 2,34 (III число).
Ответ: 4,5; 5,04; 2,34.)
Молодцы, ребята, выполнили задание Синеглазки.
Отпустила она Ивана-царевича домой. Добрался он до своего царства, отдал отцу молодильные яблоки и живую воду. Стал царь здоровым, устроил пир на весь мир, и стали они жить в радости долго и весело.
XI. Итог урока.
Вот и сказке конец, а значит, конец и нашему путешествию. Хорошо, ребята, справились с испытаниями, помогли Ивану-царевичу, показали свои знания, умения выполнять задания. (Объявляются отметки за урок)
XII. Домашнее задание.
№ 1488 (б); №1491; № 1484- устно.
Литература.