Цели:
- обучающие: познакомить учащихся с историей развития лоскутной техники
- развивающие: развивать пространственное представление, цветоощущение, эстетический вкус, творческие способности учениц.
- коррекционные: координировать координацию движений, мелкую моторику
- воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, прививать навыки культуры труда, воспитывать чувство ответственности.
Задачи: научить выполнять фрагмент изделия – цветок с четырьмя лепестками, работать в коллективе.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, швейные машинки, иголки, нитки, инструкционные карты, образцы готовых изделий, проверочные карточки, шаблоны прихватки, детали изделия из ткани.
Ход урока
І. Оргмомент.
Проверить готовность учащихся к уроку, наличие инструментов, аккуратность их раскладки на рабочем месте.
ІІ. Основная часть.
1. Сообщение темы урока.
Учащиеся записывают в тетрадях число и тему урока «Использование оригами в лоскутной технике для изготовления цветка».
2. Активация знаний учащихся, необходимых для изучения новой темы:
- Что такое оригами? (Искусство складывания из бумаги)
- Какой материал используют в оригами? (Бумагу)
- Какая основная фигура в оригами? (Квадрат)
- Какие геометрические признаки квадрата? (Все 4 стороны и углы равны)
- А с точки зрения психологии какие признаки квадрата? (Это фигура, символизирующая трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца)
- Что обозначают знаки в оригами? (Согнуть на себя, линия изгиба «долина» и др.)
- Вы знаете, что ткань имеет лицевую и изнаночную сторону. А как определить лицевую сторону у гладкокрашеной ткани? (На лицевой стороне меньше узелков, ворсинок, утолщений нити)
3. Изучение нового материала.
Рассказ учителя об истории возникновения лоскутной техники.
Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.
Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь приобретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.
Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута и аппликация на ткани, корни которых уходят в далёкое прошлое.
Первое упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XΙ веком.
Ткань – материал недолговечный, поэтому место и время возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако, принято считать, что зародилась эта техника в Англии и Америке, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Австралии.
Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое.
В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества многих стран, отражаясь самобытностью, национальным колоритом, используя последние достижения науки и технологии производства, оставаясь при этом именно народным видом творчества.
4. Анализ различных образцов лоскутной техники.
Учитель показывает учащимся готовые изделия, затем проецирует на доску через проектор фотографии работ учащихся старших классов.
- Какие фигуры использованы для выполнения фрагментов? (квадраты, треугольники, прямоугольники, трапеции)
- Имеет ли влияние расположение фрагментов на общий рисунок изделия? (от чередования фрагментов меняется общий рисунок изделия, от различного расположения цветовых фрагментов меняется колорит рисунка)
5. Практическая работа.
Сейчас мы с вами выполним фрагмент «Цветок» для лоскутной техники. Хочу напомнить, что каждая из вас будет выполнять только фрагмент подушечки, от того, насколько аккуратно, правильно выполнит работу каждая, будет зависеть качество изделия в целом. При оценивании работы будет учитываться качество выполнения машинных строчек, расстояние строчек от срезов, соответствие размеров полученного цветка заданным параметрам.
1) Перед началом работы вспомним правила по технике безопасности
- Сели шить мы за машину.
Держим ровно корпус, спину.
Пальцы – дальше от иголки,
Под косынки спрячем чёлки.Давайте, повторим все вместе:
- Хранить булавки в определённом месте.
- Чтоб не болели зубы и живот,
- Не брать иголки и булавки в рот.На стол кладу я ножницы
Кольцами к себе.
Передаю я ножницы
Кольцами к тебе.
Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми – может быть беда.Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,
На подставку, на подставку поскорей поставь утюг!
Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура.
Не оставь утюг включенным в кабинете до утра.
2) Подготовка швейных машин к работе. Учащиеся заправляют швейные машинки.
3) Учитель предоставляет учащимся квадраты бежевого цвета с разрезом по диагоналям и на выбор детали разных цветов: красные, желтые, голубые.
4) Анализ выбора деталей учащимися с точки зрения психологии цвета: Сейчас каждая из вас выбрала квадрат цвета, который соответствует настроению в данный момент.
Голубой цвет – успокаивает, расслабляет, снимает напряжение. Как правило, его выбирают жизнерадостные люди, желающие покоя.
Красный цвет – его выбирают смелые, эмоциональные люди. Он может наполнить свежей энергией уставшего человека.
Желтый цвет – это цвет хорошего настроения и позитивных, веселых людей. Он стимулирует умственную работу.
6. Физкультминутка.
Подготовим наши глазки для работы.
- Посмотрите в окно вдаль, остановите взгляд на далеком предмете, а теперь посмотрите на кончик носа, зафиксируйте его четкий контур. Повторите так пять раз.
- Потрите интенсивно ладони друг о дружку, сложите их чашечкой и накройте сверху закрытые глаза, пусть ваши глаза почувствуют тепло, исходящее от ладошек. Встряхнули кисти рук – продолжим работу.
5) Демонстрация учителем последовательности практической работы с анализом инструкционной карты. (Приложение 1)
У нас получилась лоскутная форма в виде квадрата с открытыми срезами расположенными по косой и объемным цветком в центре. Этот квадрат можно использовать как элемент лоскутного шитья.
6) Самостоятельный пошив учащимися цветка. Теперь каждая из вас выполнит такой цветок, а на следующем занятии мы соберем ваши изделия в подушечку.Во время работы учитель следит за правильность выполнения задания, при необходимости вносит коррективы в деятельность девочек.
7. Закрепление изученного материала.
- Что такое лоскутное шитье? (Это вид рукоделия, в котором используются для работы кусочки тканей разные по величине, форме, фактуре)
1) Установите правильную технологическую последовательность выполнения цветка.
Учитель открывает на доске инструкционные карты хаотично расположенные, учащиеся выстраивают привальную последовательность выполнения образца, сверяют с инструкционной картой – Приложение 1.
2) Запишите с доски последовательность работы в тетради
8. Анализ работы на уроке и оценки учащимся. Учитель оценивает работу учащихся на уроке, мотивирую свое решение.
9. Домашнее задание:
Учитель раздает учащимся схемы подушечки. Необходимо продумать, где будут расположены цветы, выполненные сегодня на уроке и нарисовать их в выбранных квадратах. Цвет должен соответствовать тем цветам, которые пошили ученицы на уроке.