Цели:
- сформировать представление о жанровом своеобразии сонаты, специфике этого жанра;
- научить анализировать музыкальное произведение, сравнивать различные его интерпретации;
- побудить учащихся к поиску различных трактовок популярных классических произведений.
Оборудование:
- музыкальный центр;
- компьютер;
- проектор;
- компакт диски с записями произведений.
План урока:
- Приветствие. Распевание. 3 мин.
- Вводная беседа. Постановка цели урока. 2 мин.
- Слушание и анализ 1 части “Лунной сонаты” Л.Бетховена. 10 мин.
- Слушание сонаты в современной обработке. Беседа. 7 мин.
- Работа над песней “Школьный романс” Е. Крылатова. 8 мин.
- Слушание фрагмента рок-оперы “Юнона и Авось” А.Рыбникова. 4 мин.
- Разучивание романса “Я тебя никогда не забуду”. 8 мин.
- Обобщение урока. Рефлексия. Итоги урока. 3 мин.
Ход урока
I. Приветствие. Распевание.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте!
Пение в разных тональностях. Работа над трехголосием.
II. На экране тема урока: “Бессмертные звуки…”
- Почему такая странная формулировка темы урока?
- Чьи бессмертные звуки?
/Звуки музыки, какое-то музыкальное произведение, очень известное/
- Можем ли мы сейчас назвать точно произведение, которое будет звучать на уроке? /нет, здесь нет его названия, автора/
- Что мы должны сделать, чтобы дополнить тему урока?
/Послушать музыку/
- О чем она может быть? Мы ведь вели с вами разговор о вечных темах в искусстве. /о природе, о любви, о сказке/
- Может быть, эпиграф поможет нам определить образ произведения, которое будет звучать?
На экране эпиграф урока:
“Богатство вместе с властью вольно
ходят,
Вступая в океан добра и зла,
Когда они из наших рук уходят;
Любовь же, пусть неправильной была, -
Бессмертная, в бессмертии пребудет,
Все превзойдет, что было и что будет.”
Перси Биш Шелли (английский поэт XVIII – XIX вв.)
- Из эпиграфа мы узнали, что произведение раскрывает мир человеческих чувств. Каких?
/Чувство любви/
- Что приносит человеку это удивительное чувство?
/Радость, наслаждение, восторг, грусть, боль разочарование, страдания/
- Почему?
/Любовь может быть безответной, неразделенной, тогда она приносит разочарование, страдания/
- Как вы думаете, страдать, переживать – это плохо для человека?
/Страдания делают человека сильнее, закаляют его характер, он становится более стойким к невзгодам/
III. “Лунная соната” Л. Бетховена 1 часть – слушание.
- Узнали музыку?
/Это “Лунная соната” Бетховена, 1 часть/
- Кому посвятил сонату композитор?
/Своей ученице Д.Гвиччарди, которую любил, но она не ответила на его взаимность/
На экране слайд № 3 (Приложение 1 )
- Ей 17, ему 30. Она – графиня, он – теряющий слух музыкант. В письме своему другу композитор пишет: “Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною”. Бетховен посвящает Джульетте сонату, когда разочарование от взаимоотношений уже наступило. Она выказывает явное предпочтение графу Галленбергу, который тоже сочиняет музыку, и даже ставил свои сочинения в программы с бетховенскими симфониями.
- Что вы услышали в музыке?
/Страдания, боль, разочарование, чувства, которые принесла Бетховену любовь./
- Какие средства музыкальной выразительности подчеркивали это?
/Медленный темп, монотонное сопровождение мелодии, низкие звуки в басу/
- Что напоминает нам начальная интонация 1 части сонаты?
Слушание первых тактов сонаты. Показ нотной записи.
- С какими чувствами ассоциируется у вас эта интонация?
/Траур, трагедия, для Бетховена эта была смерть всех его надежд/
- Справился он со своим горем?
/Да, но ему очень тяжело, композитор ушел в себя, никого не хотел видеть/
- Название сонате дал Бетховен?
/Нет, так назвал сонату его друг, поэт Людвиг Рельштаб/
- А почему его друг назвал сонату “Лунной”?
/Наверное, услышал тишину лунной ночи/
- Это произведение необычайно популярно. Множество переложений, своих трактовок, своих интерпретаций 1 части сонаты можно услышать. Для гитары сделал переложение гитарист Марсель Робинсон, для джаз-оркестра Гленн Миллер. И каждый из них чувствовал эту музыку по-своему. Давайте послушаем, как по-своему прочитал 1 часть сонаты Ричард Клайдерман, современный французский пианист и аранжировщик.
Слушание сонаты в интерпретации Р. Клайдермана.
- Какое прочтение бессмертной музыки Бетховена вам понравилось больше? Почему?
(В первом исполнении чувства были выражены глубже, а второе исполнение было немного легкомысленным, если так можно сказать; интерпретация Клайдермана звучит современно, с использованием ударных инструментов)
- Что же такое интерпретация?
/Это творческое освоение художественных произведений/
IV. “Школьный романс” Е. Крылатова – исполнение, работа над выразительным исполнением.
- На прошлых уроках мы разучивали песню Е. Крылатова “Школьный романс”. Какие чувства передает эта песня?
/Первой безответной любви/
Работа над интонацией, фразировкой, дикцией. Составление эмоционального плана исполнения песни. Отмечаем кульминации в куплете, в песне в целом.
Исполнение по группам. Исполнение хором под фонограмму. Самооценка исполнения.
- Какие произведения мы можем вспомнить, которые раскрывают чувство всепоглощающей любви, которая часто приводит к разочарованию и даже трагедии?
/ “Ромео и Джульетта” С. Прокофьева, “Евгений Онегин” П. Чайковского, рок-опера А. Рыбникова “Юнона и Авось”/
V. Романс “Я тебя никогда не забуду” из рок-оперы “Юнона и Авось” - слушание.
- Какие чувства передает музыка?
/Любовь, страсть, расставание/
- Граф Рязанов и дочь губернатора Кончитта никогда больше не видели друг друга. Рязанов погибает на пути в Россию. Кончитта дает обет молчания.
Разучивание 1 куплета романса. Работа над интонацией, дикцией.
VI. Сегодня мы с вами хорошо потрудились на уроке. Вернемся к теме урока, которая еще не дописана.
- Как можно закончить фразу?
/Музыки, “Лунной сонаты”, любви/
- Наверное, все ваши варианты правильные, но почему бессмертные?
/Музыка Бетховена, другая музыка о любви будет звучать вечно, т.к. человек не может без любви быть счастлив, без любви человек не проживет/
- Что нового узнали на уроке?
(Музыка может звучать по-новому, может быть прочитана по-другому, по-своему; познакомились с новым произведением – рок - оперой А.Рыбникова “Юнона и Авось”)
VII. Домашнее задание. Найти запись классического произведения в современной интерпретации.
Библиография
- Алеeв В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. Музыка / В.В.Алеев, Т.И. Науменко Т.Н.Кичак. - Дрофа, 2001. – с. 53-56
- Интернет-страницы: dassic-music.ru, kinoekran.com