Логопедическое занятие с группой учащихся с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Темы:

  • Логопедическая: развитие слуховых дифференцировок звуков к-г;
  • Лексическая: перелётные птицы;
  • Грамматическая: звонкие и глухие согласные на конце слов.

Цели:

  • дифференциация звуков к, к' – г, г', букв к – г;
  • обогащение словаря по теме «Перелётные птицы».

Задачи:

  • Развивать слуховую и произносительную дифференциацию -к-, -г- в словах, предложениях, тексте.
  • Формировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.
  • Развивать речеслуховую, зрительную память, внимание, мышление, пространственную ориентировку.
  • Обогащать словарь существительных, прилагательных, глаголов по теме «Перелётные птицы».
  • Автоматизировать правило правописания звонких и глухих согласных на конце слов.
  • Воспитывать интерес к окружающей природе, пернатым друзьям.
  • Формировать коммуникативные навыки: доброжелательное отношение друг к другу; навыки самоконтроля, самооценки.

Оборудование: силуэты птиц (грач, кукушка, ласточка, скворец), запись песни жаворонка, картинки с изображениями перелётных птиц (скворец, ласточка, иволга, трясогузка, жаворонок, сорока, утка); солнце с лучами на доске, солнышки у каждого учащегося (из бархатной бумаги); цифровой ряд, буквы -к-,-г- из магнитных касс, таблицы с зашифрованным названием текста, карточки с недописанными буквами, «домики» слогов, мяч.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему. Сопоставление звуков. Развитие зрительной памяти, внимания.
  3. Уточнение связи звука и буквы. Работа со слоговыми домами.
  4. Развитие мышления, памяти. Шифрование слов буквами к – г.
  5. Автоматизация правила правописания звонких и глухих на конце слов. Отгадывание слов по ритму.
  6. Физминутка.
  7. Обогащение словаря. Дифференциация к –г в предложениях.
  8. Игра «Кто как голос подаёт?»
  9. Развитие логического мышления и восприятия – отгадывание названия текста. Дифференциация к – г на уровне текста.
  10. Игра «Что раньше, что потом?»
  11. Вспомните силуэты птиц.
  12. Построение скворечника.
  13. Итоги занятия.

Ход занятия

  1. Организационный момент:
  1. Психологический настрой: разминка «Солнышко».

Дети, встанем в круг, возьмёмся за руки. Почувствуем рядом добрую, славную руку соседа. Легонько её пожмём и передадим друг другу своё внимание, тепло, доброту. Представьте перед собой большое, яркое солнышко. Его лучики тянутся к вам. Возьмите один из этих лучиков и оставьте себе, другой, с добрыми пожеланиями, отдайте своему соседу, а третий – нашим гостям. Зажмите в ладошке оставшиеся лучики и загадайте желание: оно обязательно сбудется, если вы будете работать вместе, помогать друг другу и желать только добра.

  1. Формирование навыков фонематического синтеза. Речевая зарядка.

- Сейчас сядете на свои места, когда назовёте рассыпавшиеся слова (произношу по звукам):

  • К, л, у, ф
  • Х, в, о, с, т, и, к
  • П, о, р, ы, ш, к,и
  • Л, а, п, к, и.

-О ком говорят все эти слова? А о каких птицах – ответ найдёте в речевой зарядке:

«Прилетели певцы – молодой весны гонцы». (Произносят скороговорку все вместе, сначала в медленном, затем в быстром темпе, чётко артикулируя).

-Так о каких птицах пойдёт речь на занятии?

  1. Введение в тему.

Сопоставление звуков к, к' – г, г'. Развитие зрительной памяти, внимания.

-Пока наши птицы оставили только свои силуэты. (Предлагаются силуэты грача, кукушки, скворца, ласточки). Узнайте птиц по силуэту. Запомните их. (См. приложение 1).

-Птицы быстрее вернутся из тёплых стран, если будет пригревать солнышко. Вы можете помочь им, т. к. каждый ваш правильный ответ – солнечный лучик.

-Напомните, силуэты каких двух первых птиц были перед вами? (грач, кукушка).

-С каких звуков начинаются эти слова? Чем они различаются? Значит, над чем ещё будем работать?

  1. Уточнение связи звука и буквы. Работа со слоговыми домами.
  1. Соотнесите звуки с буквами, допишите только различаемые. (Работа на карточках).

-Проверка. Называем букву, её номер.

  1. А где живут птицы? (В гнезде, в скворечнике, в дупле). Наши птицы живут в особом доме – слоговом. Предлагается слоговая таблица с различаемыми буквами, задание дифференцируется по возможностям детей.

-Сколько в доме этажей, подъездов?

-Зачитайте, запомните, повторите. Водящий, назовите, кто живёт:

-на 1 этаже, в 1 подъезде (га)
-на 1 этаже, во 2 подъезде (ка)
-на 2 этаже, в 3 подъезде (го)
-на 3 этаже, в 4 подъезде (ко).

Повторите! Далее каждому предлагается прочесть и повторить уже другие слоговые цепочки.

  1. Развитие логического мышления, зрительной памяти. Шифрование слов буквами к, г. (Работа в тетрадях).

-Каких же перелётных птиц мы ждём? Предъявляются картинки: Скворец, ласточка, иволга, трясогузка, жаворонок, сорока, утка. Выделите лишнюю птицу.

-Зашифруйте их названия буквами к – г, укажите их место по цифровому ряду.

К 2, К7, Г5, Г6К9, К9, К3.

Картинки убираются, расшифровка, вспоминают птиц.

  1. Автоматизация правила правописания звонких и глухих согласных на конце слов. Отгадывание слова по ритму.

-Одна из этих птиц исполняет чудесную песню, какая? (Адиозапись песни жаворонка).
-Эту птицу называют «поющей в голубом небе». (Жаворонок).
-Какую букву запишем на конце, почему?
-Наши птицы предлагают записать слова в 2 столбика:

Г К

Слова: кустик, овраг, чердак, луг, берег, вырубок.

-Проверка, повторение правила. Как эти слова связаны с нашими птицами? (Места обитания птиц). Пошлём словам сигнал: отстукивание ритма: согласные – 1 короткий сигнал, гласные – 2 коротких удара.

  • 1 2 1= луг;
  • 2 1 1 2 1= овраг.
  1. Физминутка. Развитие речеслуховой памяти, внимания.

Тили – тели, тили – тели
С юга птицы прилетели.
Прилетел к нам скворушка – серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей – торопились, кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели.

-Какая птица прилетела 1, 2, 3? Сколько было их всего?

  1. Обогащение словаря. Дифференциация к – г на уровне предложения. (Работа на карточке: подчеркнуть нужное(каждому учащемуся по предложению ).

-Уже сильно греет наше солнышко. Под крышей появились сосульки – это наши буквы к, г. Надо выбрать одну из букв и название птицы.

  • (К,Г) ричат (к,г)орластые (грачи, журавли, соловьи, ласточки, кукушки).
  • Щёл(к,г)ают музы(к,г)альные (грачи, журавли, соловьи, ласточки, кукушки).
  • (К,Г)у(к,г)уют удивительные (грачи, журавли, соловьи, ласточки, кукушки).
  • Щебечут остро(к,г)рылые (грачи, журавли, соловьи, ласточки, кукушки).

Проверка – чтение.

  1. Игра «Кто как подаёт голос». (Мяч).

-А теперь вспомним, как птицы подают голос:

  • Кукушка (кукует),
  • Соловей (щёлкает),
  • Журавль (курлычет),
  • Утка (крякает),
  • Гусь (гогочет).
  1. Развитие логического мышления и зрительного восприятия – отгадывание названия текста. Дифференциация к – г на уровне текста.

-Какая же связь между птицами и весной? Ответ – в таблице, где зашифровано название текста.

Таблица 1.

У П О Ю Я А Д В М Н С Т
Р Т М Р Э в Б К П Р И Ж
Я И К Н Ь Г З Л Ц Б Н Л
Ф Ц Т В Е С Н У Ч В Е М
Х Ы С К Ъ И М Р Э Г С Н
Ц С Н Е А К Н Ф Ю Д Л Э
Ч Ы И Ё У Л У Х Я З И Я

-Как же называется текст? Отгадать его поможет этот ключ:

Таблица 2.

  |                    
  |             -------- -------- ----  
  |                 |  
  |   -------- -------- -------- -------- >     |  
  V                 |  
                    |  
                    V  

Дети: Птицы весну принесли.

-Да, так называется наш текст, но, к сожалению, из него исчезли буквы К, Г. Сразу читаем, вставляем, показываем буквами К, Г из магнитной азбуки. (Работа на карточке).

Птицы весну принесли. [ 2 ]

…рачи прилетели – проталины принесли. Трясо…уз…и – ледолом…и лёд на ре…е рас…ололи. Зябли…и появились – зелёная трав…а заворсилась.

Дальше – больше. Пеноч…и прилетели – цветы запестрели. …у…уш…а вернулась – листья на берёзах про…люнулись. Соловьи по…азались – черёмуха зацвела. Весна та… и делается: …аждый понемнож…у.

-Почему говорят «грачи прилетели – проталины принесли»?
-Что значит «трясогузки – ледоломки лёд раскололи»?

  1. Игра «Что раньше, что потом»?

-Грачи прилетели или проталины появились?
-Трясогузки прилетели или ледоход начался?
-Листочки на берёзах проклюнулись или кукушка вернулась?
-Черёмуха зацвела или соловьи показались?

  1. Развитие долговременной памяти, внимания.

-Посмотрите на наше солнышко – оно уже ярко светит, т.к. птицы собираются в дорогу.
-Вспомните силуэты птиц и скажите, какая птица прилетит самой первой? 2? 3? 4?

  1. Построение скворечника.

-Для одной из этих птиц построим домик ( на каждого учащегося). Приложение 2

-Соедините все буквы К. Что получилось?

-Дети: скворечник. Кто там будет жить? Почему на конце К?

  1. Итоги занятия.

-Над чем работали? Учился ли каждый из вас различать К – Г?
-А как это получилось, покажите вашими солнышками.(Подведение итогов по количеству лучиков).
-Теперь вместе порадуемся голосам наших птиц. (Включается аудиозапись – голоса весеннего леса).

Литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов. /Л. Н. Ефименкова - М.:Просвещение, 1991.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна». – М. :Издательство ГНОМ и Д, 2002.
  3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.,2006.
  4. Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.:Просвещение.1994.