Темы:
- Логопедическая: развитие слуховых дифференцировок звуков к-г;
- Лексическая: перелётные птицы;
- Грамматическая: звонкие и глухие согласные на конце слов.
Цели:
- дифференциация звуков к, к' – г, г', букв к – г;
- обогащение словаря по теме «Перелётные птицы».
Задачи:
- Развивать слуховую и произносительную дифференциацию -к-, -г- в словах, предложениях, тексте.
- Формировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.
- Развивать речеслуховую, зрительную память, внимание, мышление, пространственную ориентировку.
- Обогащать словарь существительных, прилагательных, глаголов по теме «Перелётные птицы».
- Автоматизировать правило правописания звонких и глухих согласных на конце слов.
- Воспитывать интерес к окружающей природе, пернатым друзьям.
- Формировать коммуникативные навыки: доброжелательное отношение друг к другу; навыки самоконтроля, самооценки.
Оборудование: силуэты птиц (грач, кукушка, ласточка, скворец), запись песни жаворонка, картинки с изображениями перелётных птиц (скворец, ласточка, иволга, трясогузка, жаворонок, сорока, утка); солнце с лучами на доске, солнышки у каждого учащегося (из бархатной бумаги); цифровой ряд, буквы -к-,-г- из магнитных касс, таблицы с зашифрованным названием текста, карточки с недописанными буквами, «домики» слогов, мяч.
План:
- Организационный момент.
- Введение в тему. Сопоставление звуков. Развитие зрительной памяти, внимания.
- Уточнение связи звука и буквы. Работа со слоговыми домами.
- Развитие мышления, памяти. Шифрование слов буквами к – г.
- Автоматизация правила правописания звонких и глухих на конце слов. Отгадывание слов по ритму.
- Физминутка.
- Обогащение словаря. Дифференциация к –г в предложениях.
- Игра «Кто как голос подаёт?»
- Развитие логического мышления и восприятия – отгадывание названия текста. Дифференциация к – г на уровне текста.
- Игра «Что раньше, что потом?»
- Вспомните силуэты птиц.
- Построение скворечника.
- Итоги занятия.
Ход занятия
- Организационный момент:
- Психологический настрой: разминка «Солнышко».
Дети, встанем в круг, возьмёмся за руки. Почувствуем рядом добрую, славную руку соседа. Легонько её пожмём и передадим друг другу своё внимание, тепло, доброту. Представьте перед собой большое, яркое солнышко. Его лучики тянутся к вам. Возьмите один из этих лучиков и оставьте себе, другой, с добрыми пожеланиями, отдайте своему соседу, а третий – нашим гостям. Зажмите в ладошке оставшиеся лучики и загадайте желание: оно обязательно сбудется, если вы будете работать вместе, помогать друг другу и желать только добра.
- Формирование навыков фонематического синтеза. Речевая зарядка.
- Сейчас сядете на свои места, когда назовёте рассыпавшиеся слова (произношу по звукам):
- К, л, у, ф
- Х, в, о, с, т, и, к
- П, о, р, ы, ш, к,и
- Л, а, п, к, и.
-О ком говорят все эти слова? А о каких птицах – ответ найдёте в речевой зарядке:
«Прилетели певцы – молодой весны гонцы». (Произносят скороговорку все вместе, сначала в медленном, затем в быстром темпе, чётко артикулируя).
-Так о каких птицах пойдёт речь на занятии?
- Введение в тему.
Сопоставление звуков к, к' – г, г'. Развитие зрительной памяти, внимания.
-Пока наши птицы оставили только свои силуэты. (Предлагаются силуэты грача, кукушки, скворца, ласточки). Узнайте птиц по силуэту. Запомните их. (См. приложение 1).
-Птицы быстрее вернутся из тёплых стран, если будет пригревать солнышко. Вы можете помочь им, т. к. каждый ваш правильный ответ – солнечный лучик.
-Напомните, силуэты каких двух первых птиц были перед вами? (грач, кукушка).
-С каких звуков начинаются эти слова? Чем они различаются? Значит, над чем ещё будем работать?
- Уточнение связи звука и буквы. Работа со слоговыми домами.
- Соотнесите звуки с буквами, допишите только различаемые. (Работа на карточках).
-Проверка. Называем букву, её номер.
- А где живут птицы? (В гнезде, в скворечнике, в дупле). Наши птицы живут в особом доме – слоговом. Предлагается слоговая таблица с различаемыми буквами, задание дифференцируется по возможностям детей.
-Сколько в доме этажей, подъездов?
-Зачитайте, запомните, повторите. Водящий, назовите, кто живёт:
-на 1 этаже, в 1 подъезде (га)
-на 1 этаже, во 2 подъезде (ка)
-на 2 этаже, в 3 подъезде (го)
-на 3 этаже, в 4 подъезде (ко).
Повторите! Далее каждому предлагается прочесть и повторить уже другие слоговые цепочки.
- Развитие логического мышления, зрительной памяти. Шифрование слов буквами к, г. (Работа в тетрадях).
-Каких же перелётных птиц мы ждём? Предъявляются картинки: Скворец, ласточка, иволга, трясогузка, жаворонок, сорока, утка. Выделите лишнюю птицу.
-Зашифруйте их названия буквами к – г, укажите их место по цифровому ряду.
К 2, К7, Г5, Г6К9, К9, К3.
Картинки убираются, расшифровка, вспоминают птиц.
- Автоматизация правила правописания звонких и глухих согласных на конце слов. Отгадывание слова по ритму.
-Одна из этих птиц исполняет чудесную песню,
какая? (Адиозапись песни жаворонка).
-Эту птицу называют «поющей в голубом небе».
(Жаворонок).
-Какую букву запишем на конце, почему?
-Наши птицы предлагают записать слова в 2
столбика:
Г | К |
Слова: кустик, овраг, чердак, луг, берег, вырубок.
-Проверка, повторение правила. Как эти слова связаны с нашими птицами? (Места обитания птиц). Пошлём словам сигнал: отстукивание ритма: согласные – 1 короткий сигнал, гласные – 2 коротких удара.
- 1 2 1= луг;
- 2 1 1 2 1= овраг.
- Физминутка. Развитие речеслуховой памяти, внимания.
Тили – тели, тили – тели
С юга птицы прилетели.
Прилетел к нам скворушка – серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей – торопились, кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели.
-Какая птица прилетела 1, 2, 3? Сколько было их всего?
- Обогащение словаря. Дифференциация к – г на уровне предложения. (Работа на карточке: подчеркнуть нужное(каждому учащемуся по предложению ).
-Уже сильно греет наше солнышко. Под крышей появились сосульки – это наши буквы к, г. Надо выбрать одну из букв и название птицы.
- (К,Г) ричат (к,г)орластые (грачи, журавли, соловьи, ласточки, кукушки).
- Щёл(к,г)ают музы(к,г)альные (грачи, журавли, соловьи, ласточки, кукушки).
- (К,Г)у(к,г)уют удивительные (грачи, журавли, соловьи, ласточки, кукушки).
- Щебечут остро(к,г)рылые (грачи, журавли, соловьи, ласточки, кукушки).
Проверка – чтение.
- Игра «Кто как подаёт голос». (Мяч).
-А теперь вспомним, как птицы подают голос:
- Кукушка (кукует),
- Соловей (щёлкает),
- Журавль (курлычет),
- Утка (крякает),
- Гусь (гогочет).
- Развитие логического мышления и зрительного восприятия – отгадывание названия текста. Дифференциация к – г на уровне текста.
-Какая же связь между птицами и весной? Ответ – в таблице, где зашифровано название текста.
Таблица 1.
У | П | О | Ю | Я | А | Д | В | М | Н | С | Т |
Р | Т | М | Р | Э | в | Б | К | П | Р | И | Ж |
Я | И | К | Н | Ь | Г | З | Л | Ц | Б | Н | Л |
Ф | Ц | Т | В | Е | С | Н | У | Ч | В | Е | М |
Х | Ы | С | К | Ъ | И | М | Р | Э | Г | С | Н |
Ц | С | Н | Е | А | К | Н | Ф | Ю | Д | Л | Э |
Ч | Ы | И | Ё | У | Л | У | Х | Я | З | И | Я |
-Как же называется текст? Отгадать его поможет этот ключ:
Таблица 2.
| | |||||||||||
| | -------- | -------- | ---- | ||||||||
| | | | ||||||||||
| | -------- | -------- | -------- | -------- | > | | | |||||
V | | | ||||||||||
| | |||||||||||
V |
Дети: Птицы весну принесли.
-Да, так называется наш текст, но, к сожалению, из него исчезли буквы К, Г. Сразу читаем, вставляем, показываем буквами К, Г из магнитной азбуки. (Работа на карточке).
Птицы весну принесли. [ 2 ]
…рачи прилетели – проталины принесли. Трясо…уз…и – ледолом…и лёд на ре…е рас…ололи. Зябли…и появились – зелёная трав…а заворсилась.
Дальше – больше. Пеноч…и прилетели – цветы запестрели. …у…уш…а вернулась – листья на берёзах про…люнулись. Соловьи по…азались – черёмуха зацвела. Весна та… и делается: …аждый понемнож…у.
-Почему говорят «грачи прилетели – проталины принесли»?
-Что значит «трясогузки – ледоломки лёд
раскололи»?
- Игра «Что раньше, что потом»?
-Грачи прилетели или проталины появились?
-Трясогузки прилетели или ледоход начался?
-Листочки на берёзах проклюнулись или кукушка
вернулась?
-Черёмуха зацвела или соловьи показались?
- Развитие долговременной памяти, внимания.
-Посмотрите на наше солнышко – оно уже ярко
светит, т.к. птицы собираются в дорогу.
-Вспомните силуэты птиц и скажите, какая птица
прилетит самой первой? 2? 3? 4?
- Построение скворечника.
-Для одной из этих птиц построим домик ( на каждого учащегося). Приложение 2
-Соедините все буквы К. Что получилось?
-Дети: скворечник. Кто там будет жить? Почему на конце К?
- Итоги занятия.
-Над чем работали? Учился ли каждый из вас
различать К – Г?
-А как это получилось, покажите вашими
солнышками.(Подведение итогов по количеству лучиков).
-Теперь вместе порадуемся голосам наших птиц.
(Включается аудиозапись – голоса весеннего леса).
Литература:
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов. /Л. Н. Ефименкова - М.:Просвещение, 1991.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна». – М. :Издательство ГНОМ и Д, 2002.
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.,2006.
- Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.:Просвещение.1994.