Личностно ориентированный классный час-размышление для 9—11-х классов "Родину не выбирают"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся, заинтересовать каждого
  • ребёнка проблемой предстоящего диалога;
  • способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей
  • учащихся;
  • содействовать формированию представления учащихся о долге, мужестве, героизме
  • как слагаемых красоты человека;
  • способствовать воспитанию патриотических чувств детей, доброты, взаимопонимания
  • и гордости за свою Родину;
  • помочь школьникам понять и осознать очарование края, где они родились, растут,
  • узнать его историю.

Технологии:

  • личностно ориентированная;
  • ИКТ.

Оборудование:

  • мультимедиапроектор;
  • рисунки учащихся на патриотическую тему;
  • аудиозапись песен: "Песня о России", "Домик окнами в сад", "Позови
  • меня тихо по имени";
  • плакаты с высказываниями: Россия! Какое хорошее слово: И "роса", и "сила", и "синее что-то": С.Есенин. Кто не живёт на родине, не знает вкуса жизни. Осетинская пословица. Людей, покидающих отечество для чужих краёв, на чужбине не уважают, а на родине чуждаются. Эзоп

Ход классного часа

I. Вступительное слово классного руководителя.

- Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим классный час-размышление "Родину не выбирают". Я хочу начать его словами нашего земляка Александра Сазонова.

Слайд № 1

И пусть такое слово выйдет в свет,
Что зрело в сердце медленно и трудно, -
Ему преград к другому сердцу нет,
И всё ему подвластно и подсудно:

- А разговор сегодня пойдёт о Родине (большой и малой), о маме, о патриотизме, о героических поступках и о многом другом. Вместе с вами постараемся поразмышлять, проанализировать, понять и осознать, с чего начинается Родина, что такое патриотизм, кого сегодня можно назвать патриотом, что нужно человеку, чтобы стать личностью и гражданином, каков путь к реальному обретению Родины.

II. Стихи о Родине в исполнении учащихся.

(Примечание: во время исполнения стихотворений звучит лёгкая инструментальная музыка.)

                Отчизна
Отчизна милая, родная сторона,
Моя голубушка - Россия!
Ты в сердце у меня одна,
Как я хочу, чтоб ты была красивей.
Чтоб реки были чистыми твои,
Твои луга в долинах зеленели.
Хочу, чтоб в рощах пели соловьи,
И птичьи голоса в лесах звенели.
Благоухали яблони в садах
Под мирным бирюзовым небом,
Чтоб колосились нивы на полях,
Чтоб в каждом доме пахло свежим хлебом.
                                        Р.Тупицына

Край любимый
Моя Родина, край раздольный мой,
Я люблю тебя всей душой.
Нет прекраснее неба ясного,
Чем над нашею стороной.
Посмотри вокруг - ширь безбрежная,
Всё поля, луга да леса.
Это Родина моя нежная,
И богатства здесь, и краса.
                    Р.Тупицына

III. "Песня о России" в исполнении ансамбля "Родники" (аудиозапись).

IV. Диалог с учащимися.

- Ребята, на какое место вы поставили бы такое понятие, как Родина?

- Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

- Как вы считаете, эти высказывания устарели или нет?

- Какое смысловое значение вы им придаёте сегодня?

- Согласны ли вы с осетинской пословицей, которая гласит: "Кто не живёт на родине, не знает вкуса жизни"?

- Попробуйте дописать предложения.

Слайд № 2

Чувство Родины для меня - это:

Я думаю, что когда кто-то покидает свою Родину, то:

Если бы мне пришлось стать беженцем:

Профессиональный интерес сулил большой успех за границей, и я :

(Примечание: дети в течение 5-6 минут дописывают предложения, а затем зачитывают свои варианты. Во время выполнения задания звучит лёгкая музыка.)

- Ребята, как вы думаете, когда кто-то уезжает за границу ради денег, карьеры, иногда по каким-то другим обстоятельствам, грустит, сожалеет о том, что оставил дом родной? Приведите примеры.

1-ый ученик. - Великий русский писатель И.С.Тургенев скончался вдали от Родины, во Франции, но завещал похоронить его в России, в Петербурге, на Волковом кладбище. Последние предсмертные слова, обращённые к Полонскому: "Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу".

2-ой ученик. - Михаил Казаков - актёр, снялся в 27 фильмах. Жил 16 лет в Израиле. Размышляет: "Что тянет в Россию? Да всё: и друзья, и знакомые, с которыми запросто можно посидеть, в любой момент позвонить, побродить по лесу, нагрянуть неожиданно в гости, "распахнуть" душу, выговориться. Да просто побыть среди своих людей!"

Ученица. - У Всеволода Троицкого есть замечательное стихотворение "Отчизна", в котором говорится, что Родину и мать не выбирают, это неразделимые понятия. Я с удовольствием прочитаю его.

                Отчизна
Родину и мать не выбирают, -
Родина с рождения одна.
И тому, кто Родину теряет,
До могилы грезится она.
Нет её предателям прощенья,
Нет забвенья славным сыновьям,
Нет святей её благословенья
В час сопротивления врагам.
В мирный век и в годы испытаний
С нею мы и сердцем и умом.
Да не знают страха россияне,
Защищая свой родимый дом.
Над раздольем русским, в горней сини
И плывут и тают облака,
А берёзы шепчут о России,
Как шептали в древние века.
И текут привольно наши реки:
Так цвети и здравствуй, край родной!
Мы с тобой до смерти и навеки
Нераздельной связаны судьбой.
                            В.Троицкий

Учитель. - Ребята, а с чего, на ваш взгляд, начинается Родина?

Самое дорогое, родное и святое, что есть у каждого из нас - мама. Ребёнок ещё не родился, а мама уже любит его, с нетерпением ждёт появления на свет, первого плача после рождения. И, конечно же, мечтает о том, чтобы сын или дочь выросли достойными людьми.

Иногда мы без причин огорчаем своих родителей, не понимая, какую глубокую рану наносим им. Часто забываем о них, а вспоминаем тогда, когда уже бывает поздно.

Так будем же внимательными, чуткими, искренними к близким нам людям. Где бы мы ни были, куда бы нас ни забросила судьба, мы всегда будем помнить свой город, родной дом, дорогих нашему сердцу людей.

V. Песня "Домик окнами в сад" (аудиозапись).

VI. Размышление учителя.

- Родина: Удивительно и невыразимо это чувство: Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас то ли в часы разлуки, то ли в счастливый час отзвука.

И человек, который в обычной жизни слышит мало и видит недалеко, волшебным образом получает в этот час предельные слух и зрение, позволяющие ему опускаться в самые заповедные дали, в глухие глубины истории родной земли.

И не стоять человеку твёрдо, не жить ему уверенно без этого чувства, без близости к деяниям и судьбам предков. Сила человека от матери - родной земли, нельзя забывать это.

И, посещая чужие земли, как бы ни восхищались мы их красотой, какое бы изумление ни вызывала в нас их устроенность, душой мы постоянно дома, на своей малой родине.

Наша малая родина - Пензенская область, наш район, наш город, наши маленькие сёла, которые сейчас мы называем малонаселёнными, бесперспективными, но нас тянет туда.

Наши бабушки и дедушки с неохотой едут в город, потому что они родились там, там мечтают и умереть.

VII. Диалог с учащимися.

- Ребята, с какими из сёл связана ваша судьба и каким образом?

- А чем дорог вам наш город?

Ответы учащихся.

Ученица. - Именно здесь я родилась, впервые увидела солнце, просторы голубого неба, произнесла дорогое и близкое мне слово "мама":

Ученик. - Я люблю свой город, потому что это моя маленькая родина, и считаю, что нет смысла сравнивать его с другими городами. Нижний Ломов для меня - святое и родное место, любовь к которому я сохраню на всю свою жизнь:

Ученица. - Я горжусь тем, что учусь в этой школе. Ведь она носит имя Героя Советского Союза Сергея Фёдоровича Тархова, первого Героя Пензенской земли! В этом городе прошло его детство, в этой школе (МОУ СОШ № 1) он учился. Он вышел из той плеяды лётчиков, которая выдвинула Чкалова, Громова, Каманина:

- Ребята, мы подошли к тому, чтобы ещё раз поговорить о понятии "патриотизм".

Слайд № 3

Патриотизм - это не только любовь к Родине. Это переживание с ней её счастливых и несчастных дней.

Слова "патриот", "патриотизм" заимствованы из французского языка в эпоху Петра I (от слова "патрио"- Отечество).

В "Толковом словаре русского языка" С.И.Ожегова мы найдём следующее определение: "Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу".

- Патриотами и героями не рождаются, ими становятся. Патриотические чувства закладываются и развиваются с детских лет в семье, в школе.

- Кого сегодня (в современном обществе) можно назвать патриотом?

- Что нужно человеку, чтобы стать личностью, гражданином?

- Каков путь к реальному обретению Родины?

- Можно ли сейчас встретить таких людей, которые готовы пожертвовать своей жизнью ради спасения других? Приведите примеры.

- А ведь недалёк тот день, когда и вам, мальчики, предстоит нести военную службу в рядах российской армии. Как вы себя готовите к этому?

VIII. Анализ высказываний о мужестве, героизме, долге.

Слайд № 4

Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. Н.Островский

Герой - это человек, который в решительный момент делает то, что нужно в интересах человеческого общества. Ю.Фучик

Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь - не сад, в котором растут только одни цветы. И.Гончаров

IX. Обобщающее слово учителя.

- Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки совершаются не случайно. К ним идут через поступки, на первый взгляд, незначительные, через повседневность, которая временами становится трудным испытанием.

"Смелость, - по мнению заслуженного летчика-испытателя Владимира Терского, - это состояние человеческой души, внутренняя потребность испытать себя. Человек, - считает он,- должен иметь смелость не только на рискованный поступок. Остановиться, подумать, признаться себе, что сделал ошибку. Уйти с накатанной колеи, если она оказалась не твоей. Начать с нуля. Смелость нужна и для того, чтобы, спросив у своих друзей: что же произошло со мной в критической ситуации? - выслушать нелицеприятный ответ".

Звучит песня "Позови меня тихо по имени" в исполнении группы "Любэ" (аудиозапись).

X. Подведение итогов классного часа.

- Наш классный час подошёл к концу. Самое время подвести итоги.

- Насколько актуальна и доступна для вас была тема ("Родину не выбирают") сегодняшнего классного часа?

- Почему патриотическое воспитание не может быть изолировано от других аспектов развития личности?

- Что вам особенно запомнилось, нашло отклик в ваших сердцах во время диалога, размышления?

- Довольны ли вы своим участием в сегодняшней встрече? Над чем, на ваш взгляд, ещё стоит поработать? Ваша дальнейшая деятельность, связанная с проблемой патриотического воспитания?

- Ребята, я очень благодарна вам за активное участие в разговоре-размышлении, за искреннее мнение. Желаю вам всего самого наилучшего, о чём только может мечтать человек: яркого солнца, ясного и мирного неба над головой, здоровья, счастья, добрых и верных друзей. Хочу, чтобы вы стали достойными детьми своих родителей, нашей огромной России.

И в заключение прочитаю стихотворение Зинаиды Юрчиковой "Пройдя сквозь ад, останься человеком". Пусть оно будет добрым напутствием для каждого из вас.

Пройдя сквозь ад, останься человеком
И не утрать душевной доброты.
Не прикрывайся временем да веком
И светлые не загуби мечты.
Все вытерпи потери и разлуки,
Утраченную веру обрети,
Преодолей боль тела, сердца муки.
Идти по жизни надо не ползти!
Когда вдруг слёзы душу омывают,
Ты слабости минутной не стыдись.
На свете судьбы разные бывают:
Твоя из трудных. Побеждай! Борись!
Неси ты гордо имя человека!
Не разучись надеяться, любить.
Живи мечтою будущего века
И верь, тогда ты сможешь победить!