Цель урока: используя знания и умения учащихся одиннадцатых классов, формировать у семиклассников познавательный интерес к изучению физики.
Ход урока
Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас. Первые уроки физики уже позади, а сегодня мы пригласили вас на презентацию этого предмета. Вместе со мной урок будут вести старшеклассники (представление учащихся).
Начнем с истории становления физики.
Выступление историков.
Слово “физика” происходит от греческого слова “фюзис”, что означает “природа”. Это слово впервые появилось в сочинении древнегреческого ученого Аристотеля (демонстрация мультимедийной презентации “Основоположники физики”). В русский язык слово “физика” ввел Михаил Васильевич Ломоносов . Это был выдающийся русский ученый. Ломоносов – сам творец своей судьбы. Любовь к знаниям привела его из с. Денисовка Архангельской губернии в Москву. Он сделал ряд открытий, которые опередили его время и предвосхитили достижения физики XI X столетия. М. В. Ломоносов экспериментально доказал закон сохранения вещества, представляя природу как единое целое, где все взаимосвязано, разработал точные методы взвешивания, конструкции различных физических приборов (около 100). В частности вискозиметр, прибор для определения твердости тела, газовый барометр, телескоп-рефлектор (ночезрительную трубу), прообраз электрометра (демонстрируют прибор). В 1755 году по инициативе и по проекту М. В. Ломоносова был открыт Московский университет.
Физика – это наука о природе, но природу изучают и химия, и география, и биология. Что же отличает физику? (Выслушивают ответы семиклассников.) Эта наука изучает физические явления. Явления – это различные изменения. К физическим явлениям относятся движение автомобиля, замерзание воды, свечение лампочки. В кабинете физики собрана коллекция рисунков “Физические явления”. Просмотрев презентацию этих рисунков, назовите изображенные физические явления.
В физике используют особые термины. Например, любое тело называется физическим телом (автомобиль, книга, человек, Солнце). Физические тела отличаются формой и объемом (демонстрируют шарики разного объема, брусок пластилина и фигурку, слепленную из этого пластилина).
Тела состоят из вещества. Мы сейчас покажем вам тела одной формы и объема, но состоящие из разного вещества, а вы попробуйте эти вещества назвать (демонстрируют бруски из дерева, алюминия, стали, пластмассы).
Вещество – это вид материи, а материя – все, что существует объективно, независимо от нашего сознания. Еще одним видом материи является поле. Например, электрическое, магнитное поля.
Физика – основа научно-технического прогресса. Вашему вниманию предлагается презентация об основных этапах развития техники.
Учитель. Физика – это увлекательная наука о природе. Основным методом изучения природных явлений в физике является эксперимент. И для вас эксперимент будет одним из источников знаний. Вы будете наблюдать опыты, которые проводит учитель, самостоятельно выполнять экспериментальные задания в школе и дома. Слово предоставляется экспериментаторам из 11-го класса.
Выступление экспериментаторов.
Мы хотим вам показать несколько опытов, в том числе и занимательных, а вы попробуйте их объяснить.
Опыт № 1. Демонстрация электризации бумажных султанов с помощью электрофорной машины. (Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.)
Опыт № 2. Получение сплошного спектра на экране с помощью проекционного аппарата и дисперсионной призмы.
Опыт № 3. Демонстрация атмосферного давления, используя стакан с водой и лист бумаги.
Опыт № 4. Демонстрация устойчивого равновесия с помощью пробки, двух вилок и иголки (3 и 4 опыты можно предложить выполнить самим семиклассникам).
А теперь эксперименты по физике попробуйте выполнить сами. На партах перед вами находится оборудование. Возьмите в руки две стеклянные пластины, соедините их и разъедините. А теперь одну из пластин опустите в стакан с водой, вытащите и опять соедините пластины. Попытайтесь теперь их разъединить. Что вы наблюдаете? Как это можно объяснить? (Выслушивают ответы семиклассников.) В этом опыте мы наблюдали действие сил молекулярного притяжения, явление смачивания. Более полное объяснение вы сможете дать уже в этом учебном году.
На парте лежит физический прибор, который называется динамометром. Он служит для измерения силы и необходим сейчас при проведении следующего опыта. Прикрепите к динамометру цилиндр. Так мы узнаем вес тела в воздухе. А теперь опустите цилиндр до полного его погружения в стакан с водой и посмотрите на стрелку прибора. Что вы наблюдаете? Как это можно объяснить? (Выслушивают ответы семиклассников.)
В этом опыте мы с вами наблюдали действие выталкивающей силы, которая еще называется архимедовой. Благодаря этой силе вес тела в воде меньше веса в воздухе. Как рассчитывается архимедова сила, каково ее значение вы узнаете на уроках физики. Спасибо за внимание.
Учитель. Очень многие считают физику слишком сложным предметом. Действительно, при изучении физики будут трудности, но все они вполне преодолимы. Сейчас старшеклассники попробуют вам доказать, что физику можно изучать весело, разгадывая загадки и даже играя.
Выступление затейников
Ребята, мы сейчас будем загадывать загадки, а вы попытайтесь их обязательно разгадать (Приложение 4).
Молодцы! Быстро и правильно отвечали на наши вопросы. А теперь давайте поиграем. В 7-м классе вы будете изучать физическое явление – инерцию. Кто-то может объяснить, в чем оно заключается? (Выслушивают ответы.) Любое тело, выведенное какими-то телами из состояния покоя, после прекращения действия этих тел продолжает двигаться по инерции. Давайте попробуем вместе показать это физическое явление. Представим, что нам надо отправиться в путешествие на автобусе. К сожалению, водитель неожиданно заболел и нам прислали стажера. В реальной жизни, конечно, этого не могло произойти, но мы с вами ведь играем. Итак, стажер за рулем, очень волнуется и резко трогает автобус с места. Что происходит с нами? Показываем. Так, молодцы, конечно, отклоняемся назад. Автобус поехал, а наше туловище по инерции еще покоится. Стажер немного успокоился, автобус движется и вдруг, светофор. Резкое торможение. Показываем, что с нами происходит? Действительно, сейчас мы наклоняемся вперед. Автобус остановился, а наше тело по инерции продолжает движение. Рассмотренные ситуации нам знакомы из жизни, но, зная законы физики, мы можем их объяснить и предугадать, принять меры безопасности.
Учитель. Изучать физику надо не только по учебнику, но и используя дополнительную литературу. Старшеклассники с помощью нашей библиотеки организовали выставку книг о физике. После урока вы сможете все посмотреть и при желании взять эти книги в библиотеке. Мои помощники изучают физику пятый год и уже накопили достаточный учебный опыт. У них есть желание поделиться своим опытом изучения физики в школе.
Выступление наставников.
Перед нашим уроком мы провели опрос среди учащихся одиннадцатых классов, которых попросили сформулировать советы для успешного изучения физики. Вот что у нас получилось (Зачитывают советы. Приложение 5).
Учитель. Спасибо, ребята. Будем надеяться, что ваши советы пригодятся. Оля Рындина, ученица 11 “Б” класса, написала стихотворение о физике, которое и предлагает вашему вниманию (Приложение 6).
Наш урок заканчивается. Хочется спросить вас, что больше всего запомнилось, что больше понравилось? (Идет обсуждение урока.)
А сейчас слово предоставляется организаторам из одиннадцатых классов, которые назовут наиболее активных и любознательных ребят. Им будут вручены подарки от старшеклассников. (Вручение подарков.)
Спасибо за совместную работу.
Литература
- Громов С.В., Расеена Н.А. Физика: Учебн. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
- Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч. 1, 2. Под ред. А. А. Покровского. – М.: Просвещение, 1978.
- Пурышева Н.С., Василевская Н.Е. Физика. 7 кл.: Учебн. Для общеобразоват. Учебн. Заведений. – М.: Просвещение, 2001.
- Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике. 7–9 классы. – М.: Школьная пресса, 2003.
- Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. – М.: Наука, 1983.