"Планирование семейного бюджета"

Разделы: Технология


Цели урока:

Образовательные:

  • рассмотреть различные виды бюджета
  • сформировать понятия бюджет, доход, расход
  • ознакомить с основными источниками доходов и расходов семьи
  • сформировать представление о структуре бюджета семьи.

Развивающие:

  • развивать экономическое мышление
  • умение работы в коллективе, оперативного принятия решений.

Воспитательные:

  • воспитывать бережливость, предприимчивость, деловитость, ответственность.

Тип урока: приобретение новых знаний и применение их на практике.

Оборудование и оснащение:

  • бланк с заданием к игре «Бюджет семьи»
  • тетрадь и письменные принадлежности.

Этапы проведения урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Постановка цели.
  3. Формирование новых знаний.
  4. Первичная проверка знаний.
  5. Применение знаний на практике (проведение игры).
  6. Подведение итогов игры.
  7. Подведение итогов занятия.

Ход урока

Кто не считает свои деньги,
тот проявляет неуважение к своему труду.

1. Актуализация знаний

За счёт чего реализуются потребности семьи? (заработная плата, пенсии, пособия).

Рациональное расходование денежных средств является необходимым условием нормального существования семьи (нелегко прожить от получки до получки). Нам нужно научиться правильно решать вопросы, связанные с семейным бюджетом.

2. Цель: ознакомиться со структурой семейного бюджета, научиться планировать и анализировать семейный бюджет.

3. Формирование новых знаний

Бюджет «денежная сумка» - это совокупность всех доходов и расходов за определённый период времени.

Бюджеты используют для оценки состояния дел домохозяйств (семей), предпринимательских фирм, государственных учреждений.

Доход – деньги или материальные ценности, полученные от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности.

Расход – затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.

Все полученные средства составляют совокупный доход.

Сбалансированный бюджет:  доход = расход.

Дефицитный бюджет: доход < расход.

Избыточный бюджет: доход > расход.

Основные  источники дохода семьи могут быть следующие:

  • заработная плата
  • пенсии, стипендии, пособия
  • от личного подсобного хозяйства
  • от предпринимательской деятельности
  • от других источников (ценные бумаги, подарки, выигрыши).

Можно разделить семьи на 2 основные группы:

  • семьи, получающие фиксированные доходы (армия, милиция, образование, медицина, пенсионеры, студенты…)
  • семьи, получающие переменные доходы (предприниматели, работники производства…).

Основные статьи расходования семейного бюджета:

  • потребительские (плата за жильё, питание, непродовольственные товары, услуги, культурно-бытовые нужды, транспорт).
  • налоги, платежи по кредитам.
  • накопления

Планирование семейного бюджета – это реальная оценка и реальное использование будущих доходов с учётом действующих цен и уровня инфляции.

Основные принципы составления плана расходов:

  • подсчитать общую сумму доходов
  • вычесть налоги, обязательные платежи
  • определить сумму расходов на питание, транспорт, хозяйственно-бытовые нужды, предметы личной гигиены, медикаменты, кино, театр…)
  • учесть прочие расходы (подарки, карманные расходы, дни рождения)
  • рекомендуется выделить резерв на непредвиденные расходы.

Если вычесть все перечисленные деньги из дохода, то получится сумма, которую можно истратить на удовлетворение потребностей каждого члена семьи или положить в банк для накопления.

Пути экономии средств в семье:

  • экономия на питании
  • экономия на услугах
  • приобретение качественных вещей.

4. Первичная проверка усвоения знаний

1) Из чего складывается доходная часть семейного бюджета?

2) На какие виды расходов распределяется  доход семьи?

3)Что включают в себя обязательные платежи?

5. Приминение знаний на практике

Игра «Бюджет семьи»

Учащиеся делятся на несколько «семей», каждая из которых получает задание (см. Приложение 1) Каждая «семья» на семейном совете составляет бюджет на месяц с учётом заданных условий. В качестве ориентира выдаётся примерная структура семейного бюджета (см. Приложение 2).

Оценивание действий «семей» производится по следующим критериям:

  • Сбалансированность бюджета
  • Рациональное распределение средств по расходным статьям
  • Соблюдение первоначальных условий
  • Убедительность при аргументировании своего бюджета

Оценивание ведётся по 5-ти бальной системе.

Каждая семья получает бланк «семейного бюджета» (см. Приложение 3) и приступает к выполнению задания. Необходимо помнить об ограниченности времени и уложиться в установленный лимит: 30 минут.

6. Подведение итогов игры

- Как следует поступать, если расходы больше, чем реальные доходы?

- Назовите различия в дополнительных доходах городской и сельской семьи.

7. Подведение итогов

- Что такое бюджет?

- Какой бюджет можно назвать сбалансированным?

- Назовите пути экономии средств в семье.

- Как бы вы улучшили бюджет своей семьи?

Сегодня мы познакомились с основным понятием в домашней экономике «бюджет семьи», научились подсчитывать доходы и составлять расходы семьи. Пользуясь полученными знаниями, можно надеяться, что в реальной жизни вы будете процветать.

Литература

1. Симоненко В. Д. Основы домашней экономики. Брянск,1995.

2. Липсиц И.В. Экономика без тайн.- М.: «Дело ЛТД»

3. Преображенская Е.В. Домашняя экономика: тетрадь с печатной основой.- Саратов: «Лицей», 2002

4. Комарова Е.А. и др. Методические рекомендации для проведения уроков технологии по разделу «Домашняя экономика». Киров, ВГГУ,2002