Занятие в старшей логопедической группе "Идет волшебница Зима"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия:

  • Обобщать и сисематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно, находить их;
  • Приобщать детей к русской национальной культуре;
  • Способствовать развитию общей и мелкой моторки
  • Развитие умения отвечать на вопросы логопеда;
  • Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.
  • Ориента­ция на листе бумаги слева направо, сверху вниз;
  • Развивать зрительно-моторную координацию;
  • Научить рисовать по образцу, раскрашивать в пределах контура снежинки для снеговика.

Подготовка

  1. Готовятся мячи массажный, гимнастический, тарелочки на каждого.
  2. Прищепки.
  3. Фасоль по 10 шт. на каждого.
  4. Фломастеры, карандаши.
  5. Демонстрационные и разда­точные листы.

Ход занятия

Логопед:

Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно –
Там волшебное кино.
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звезд
И папахи на дома
Нахлобучила ЗИМА.

(В.Фетисов)

На дворе зима. Сколько месяцев зимой?

Дети: Зимой три месяца.

Логопед: Назовите их, пожалуйста.

Дети: Это декабрь, январь, февраль.

Логопед: Первый месяц  зимы – декабрь. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет».

Отгадайте загадку:

Стали дни короче. Ночью дождик лил.
И пришел стекольщик – лужи застеклил.

Дети: Это мороз.

Логопед: правильно, ребята, это мороз. Как вы думаете, почему говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит», «В зимний холод всякий молод?».

Дети: Когда мороз не сильный очень, все равно на месте не устоять, потому что замерзнешь. Нужно ходить, бегать, прыгать, руки отогревать.

Логопед: «В зимний холод всякий молод?»

Дети: Зимний холод заставляет всех двигаться. Люди быстрее холят по улицам. Вприпрыжку, как молодые.

Логопед: Вы обратили внимание, как часто зимой мы говорим: вьюга, метель, пурга. Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет, как метлой. Ветер со снегом назвали метелью. Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра: «Вью у у у …», как волк воет. Так метель сама себя и назвала вьюгой. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит. Метет по земле. Это называется пурга. А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несет снег понизу, по самой земле. Такая метель называется поземка.

Вот и мы ребята давайте представим, сильно замерзли на улицы, и руки у нас подстывают. А чтобы совсем нам не замерзнуть, нужно погреться.

(Только дети начинают делать пальчиковую гимнастику, как в дверь кто-то постучал. Снеговик передает письмо логопеду.)

Логопед. Ребята, давайте посмотрим, кто написал нам, сейчас откроем. Посмотрите, нам написал?

(Читает письмо.)

«Здравствуйте, дети! Вы не узнали меня? Тогда отгадайте загадку и узнайте — кто же я!

Давай, дружок, смелей. Дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратиться в толстый ком,
И станет ком…..(снеговиком).

Дети. Снеговик.

Логопед. Да, это веселый Снеговик, и он приготовил Вам сюрпризом, но сначала надо выполнить его задания, они не простые.

Логопед. И мы с удовольстви­ем выполним все его задания, да ребята?

Дети. Да.

(Дети садятся за столы. Логопед знакомит их с предметами, лежащими на столе.)

Сегодня мы будет играть с пальчиками, мячами, фасолью, прищепки. Но, чтобы выполнить все здания Снеговика, мы должны сначала наши руки «разогреть». (Подробно объясняет каждое упражнение.)

Дети берут массажный мяч, зажимают его и катают между ладонями. Затем кладут мяч в правую руку, обхватывают его пальцами, сжимают и разжимают несколько раз. Далее перекидывают мяч в левую руку и повторя­ют упражнение. (Повторить каждой рукой 2 раза.)

Упр.

Я мячом круги катаю, взад вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто бы сметаю крошку,
И помну его немножко, как сжимает лапу кошка

Упр.

Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий
Раз – подбросим, два – поймаем,
Три – уроним и..сломаем.

Дети берут прищепки и каждую прищепку надевают на пальчик и проговаривают стихотворение. (Повторить 4 раза.)

Упр.

Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе пеки
Не из снега – из муки.

Кладут прищепки на стол, опускают руки и встряхивают ими.

Дети подвигают к себе тарелочку со смешанной в ней фасолью,  раскладывают ее на две пустые тарелочки. Одновремен­но двумя  руками  они берут фасоль по одной штучке. За­тем из двух тарелок одновременно пра­вой и левой руками складывают фасоль по одной штучке об­ратно.

Логопед. Молодцы, дети! Все правильно выполнили, старались, а теперь потрогайте свои пальчики, они «разогрелись»?

Дети отвечают.

Потрогайте руки друг у друга. Теплые?

Дети отвечают.

Да, такими пальчиками и руками мы справимся с самым сложным заданием Волшебного Снеговика. Зима – время веселых, детский игр, давайте мы и поиграем.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Мы бежим с тобой на лыжах (дети изображают ходьбу на лыжах)
Снег холодный лыжи лижет
А потом – на коньках (изображают бег на коньках)
Но упали мы. Ах! («падают»)
А потом снежки лепили, (стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями)
А потом снежки катали,
А потом без сил упали («падают»)
И домой мы побежали. (бегут по кругу).

Логопед. Теперь давайте, выполним задания. (Достает листы из «волшебного» конверта.)

Логопед вместе с детьми рассматривает демонстрационный лист и называет нарисованные на нем предметы — два узора снежинок в клетку. На снежинки слева узор (рис. 1). Рассматривая его, логопед напоминает детям название сторон и уточняет, сколько клеток выделено на каждой стороне снежинки. Затем поясняет и показывает, как нарисовать такой узор на снежинки справа (рис. 2).

Дети рисуют по образцу фломастером.


Логопед. А теперь ребята, посмотрите, под двумя снежинками в клетку нарисованы точки (рис. 3). Простым карандашом проведем по точкам прямые го­ризонтальные линии слева направо и вертикальные линии сверху вниз.

(Показывает.) Дети выполняют задание.

У вас получилась еще одна снежинка, давайте придумаем и на­рисуем для нее узор.

Логопед. Ой, как здорово! Какие вы молодцы!  За то, что вы так старались Вам

Снеговик приготовил подарки. Эти волшебные карандаши будут вас и дальше учить красиво, рисовать. Ребята, эти карандаши, действительно вол­шебные — они помогут нам рас­красить зимние узоры.  А эти снежинки мы сложим в конверт и отправим по почте снеговику в подарок.

В конце занятия дети раскрашивают узоры.