Цель занятия:
- Обобщать и сисематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно, находить их;
- Приобщать детей к русской национальной культуре;
- Способствовать развитию общей и мелкой моторки
- Развитие умения отвечать на вопросы логопеда;
- Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.
- Ориентация на листе бумаги слева направо, сверху вниз;
- Развивать зрительно-моторную координацию;
- Научить рисовать по образцу, раскрашивать в пределах контура снежинки для снеговика.
Подготовка
- Готовятся мячи массажный, гимнастический, тарелочки на каждого.
- Прищепки.
- Фасоль по 10 шт. на каждого.
- Фломастеры, карандаши.
- Демонстрационные и раздаточные листы.
Ход занятия
Логопед:
Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно –
Там волшебное кино.
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звезд
И папахи на дома
Нахлобучила ЗИМА.(В.Фетисов)
На дворе зима. Сколько месяцев зимой?
Дети: Зимой три месяца.
Логопед: Назовите их, пожалуйста.
Дети: Это декабрь, январь, февраль.
Логопед: Первый месяц зимы – декабрь. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет».
Отгадайте загадку:
Стали дни короче. Ночью дождик лил.
И пришел стекольщик – лужи застеклил.
Дети: Это мороз.
Логопед: правильно, ребята, это мороз. Как вы думаете, почему говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит», «В зимний холод всякий молод?».
Дети: Когда мороз не сильный очень, все равно на месте не устоять, потому что замерзнешь. Нужно ходить, бегать, прыгать, руки отогревать.
Логопед: «В зимний холод всякий молод?»
Дети: Зимний холод заставляет всех двигаться. Люди быстрее холят по улицам. Вприпрыжку, как молодые.
Логопед: Вы обратили внимание, как часто зимой мы говорим: вьюга, метель, пурга. Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет, как метлой. Ветер со снегом назвали метелью. Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра: «Вью у у у …», как волк воет. Так метель сама себя и назвала вьюгой. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит. Метет по земле. Это называется пурга. А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несет снег понизу, по самой земле. Такая метель называется поземка.
Вот и мы ребята давайте представим, сильно замерзли на улицы, и руки у нас подстывают. А чтобы совсем нам не замерзнуть, нужно погреться.
(Только дети начинают делать пальчиковую гимнастику, как в дверь кто-то постучал. Снеговик передает письмо логопеду.)
Логопед. Ребята, давайте посмотрим, кто написал нам, сейчас откроем. Посмотрите, нам написал?
(Читает письмо.)
«Здравствуйте, дети! Вы не узнали меня? Тогда отгадайте загадку и узнайте — кто же я!
Давай, дружок, смелей. Дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратиться в толстый ком,
И станет ком…..(снеговиком).
Дети. Снеговик.
Логопед. Да, это веселый Снеговик, и он приготовил Вам сюрпризом, но сначала надо выполнить его задания, они не простые.
Логопед. И мы с удовольствием выполним все его задания, да ребята?
Дети. Да.
(Дети садятся за столы. Логопед знакомит их с предметами, лежащими на столе.)
Сегодня мы будет играть с пальчиками, мячами, фасолью, прищепки. Но, чтобы выполнить все здания Снеговика, мы должны сначала наши руки «разогреть». (Подробно объясняет каждое упражнение.)
Дети берут массажный мяч, зажимают его и катают между ладонями. Затем кладут мяч в правую руку, обхватывают его пальцами, сжимают и разжимают несколько раз. Далее перекидывают мяч в левую руку и повторяют упражнение. (Повторить каждой рукой 2 раза.)
Упр.
Я мячом круги катаю, взад вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто бы сметаю крошку,
И помну его немножко, как сжимает лапу кошка
Упр.
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий
Раз – подбросим, два – поймаем,
Три – уроним и..сломаем.
Дети берут прищепки и каждую прищепку надевают на пальчик и проговаривают стихотворение. (Повторить 4 раза.)
Упр.
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе пеки
Не из снега – из муки.
Кладут прищепки на стол, опускают руки и встряхивают ими.
Дети подвигают к себе тарелочку со смешанной в ней фасолью, раскладывают ее на две пустые тарелочки. Одновременно двумя руками они берут фасоль по одной штучке. Затем из двух тарелок одновременно правой и левой руками складывают фасоль по одной штучке обратно.
Логопед. Молодцы, дети! Все правильно выполнили, старались, а теперь потрогайте свои пальчики, они «разогрелись»?
Дети отвечают.
Потрогайте руки друг у друга. Теплые?
Дети отвечают.
Да, такими пальчиками и руками мы справимся с самым сложным заданием Волшебного Снеговика. Зима – время веселых, детский игр, давайте мы и поиграем.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Мы бежим с тобой на лыжах (дети изображают ходьбу на лыжах)
Снег холодный лыжи лижет
А потом – на коньках (изображают бег на коньках)
Но упали мы. Ах! («падают»)
А потом снежки лепили, (стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями)
А потом снежки катали,
А потом без сил упали («падают»)
И домой мы побежали. (бегут по кругу).
Логопед. Теперь давайте, выполним задания. (Достает листы из «волшебного» конверта.)
Логопед вместе с детьми рассматривает демонстрационный лист и называет нарисованные на нем предметы — два узора снежинок в клетку. На снежинки слева узор (рис. 1). Рассматривая его, логопед напоминает детям название сторон и уточняет, сколько клеток выделено на каждой стороне снежинки. Затем поясняет и показывает, как нарисовать такой узор на снежинки справа (рис. 2).
Дети рисуют по образцу фломастером.
Логопед. А теперь ребята, посмотрите, под двумя снежинками в клетку нарисованы точки (рис. 3). Простым карандашом проведем по точкам прямые горизонтальные линии слева направо и вертикальные линии сверху вниз.
(Показывает.) Дети выполняют задание.
У вас получилась еще одна снежинка, давайте придумаем и нарисуем для нее узор.
Логопед. Ой, как здорово! Какие вы молодцы! За то, что вы так старались Вам
Снеговик приготовил подарки. Эти волшебные карандаши будут вас и дальше учить красиво, рисовать. Ребята, эти карандаши, действительно волшебные — они помогут нам раскрасить зимние узоры. А эти снежинки мы сложим в конверт и отправим по почте снеговику в подарок.
В конце занятия дети раскрашивают узоры.