(Место проведения данного праздика - актовый зал. Он украшается табличкой «Урок вежливости», воздушными шарами, пословицами о добре и дружбе. Перед началом праздника, пока младшеклассники и их родители рассаживаются по местам, звучат детские песни. Для проведения праздника были привлечены шефы своего класса, которые разыгрывали сценки)
Цели праздника:
Дидактические цели:
-
учить употреблять слова из словаря вежливых и толерантных слов в речи; учить культуре поведения.
Воспитательные цели:
-
воспитывать доброе и вежливое отношение к сверстникам; закрепить правила поведения культурного человека на практике; приобщить учащихся к правилам хорошего тона.
Оборудование:
- Музыкальное сопровождение.
- «Волшебная» шкатулка с конвертом заданий для «Поэтической игры - словарь «вежливых» слов».
- Игровые сюжеты о культуре поведения и о доброте.
- Сценки:
- Сценка «Урок вежливости»Буратино и Мальвины
- Инсценировка стихотворения Б.Заходера «Очень вежливый индюк»
- Сценка «Рыцарские манеры» (диалог двух рыцарей).
Учитель:
Сказке хочется начаться,
Шелестят ее страницы,
И сейчас она начнется.
Вы хотите удивиться?
Фея:
(Появляется Фея, в руках у нее волшебная шкатулка)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие по риторике. Вы помните, чем полезны наши занятия по риторике? (раздается стук в дверь, появляется мама-кошка и ее ребенок-котенок)
Мама-кошка:
Простите, у вас сейчас урок?
Здравствуйте, уважаемая Фея.
Мой ребенок пришел учиться.
Он такой у меня развитой!
Такой старательный, внимательный,
И такой замечательный!
Фея:
Ну что ж, устроим экзамен.
Заходи-ка, Котенок, в класс!
Как тебя зовут?
Котенок:
Мяу! Не знаю.
Фея:
А что ты должен говорить, когда встречаешься с взрослыми?
Котенок:
Мяу! Не знаю.
Фея:
Извините, уважаемая мама-кошка, но не могу я его принять в этот класс.
Мама-кошка:
Почему? Он просто растерялся.
Фея:
Он не знает у вас простые «Волшебные» слова.
Мама-кошка:
А что это такое?
Фея:
Вот видите, вы сами их употребляете и ничего о них не знаете.
Фея:
Давайте спросим у ребят! Ребята, какие «Волшебные» слова произносила мама-кошка? (ответы детей; мама-кошка огорчается, котенок начинает плакать)
Вы не расстраивайтесь, а лучше присаживайтесь и изучайте вместе с нами «волшебные» слова.
Учитель:
Совсем недавно Вы может быть не задумывались, как вырасти настоящими людьми: вежливыми, добрыми, смелыми и отзывчивыми, но немного повзрослев вы ощущаете потребность в освоении правил хорошего тона. Вам всюду приходится общаться с людьми: дома, на улице, в транспорте, в школе, в гостях.
Фея:
А знаете ли Вы, что существуют правила, которые признаются всеми людьми? Оказывается – существуют! И называются они с древних времен – правилами этикета.
Учитель:
Сейчас мы проведем небольшую разминку и выясним знание волшебных слов. Фея, помоги мне, пожалуйста, в этом.
Фея:
С удовольствием!
(Фея заглядывает в шкатулку и достает конверт, на котором написано: Поэтическая игра «Словарь вежливых слов »)
Растет даже ледяная глыба |
Мальчик, вежливый и
развитый, |
Зеленеет старый пень, |
Когда нас бранят за
шалости, |
Если больше мы не в силах |
И во Франции, и в Дании |
Фея:
И так, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для Вас!
Учитель:
Мы знаем, Вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Учитель:
Ребята, а Вы любите сказки? Отгадайте, в какую волшебную сказку мы сейчас попадем? (звучит г/з «Буратино»)
Фея:
Посмотрим сценку из этой волшебной сказки. (появляются Буратино и Мальвина)
Сценка «Буратино и Мальвина»
М. Здравствуй, Буратино!
Б. Здравствуй, Мальвина!
М. Что это ты невеселый сегодня? Может быть, задание не выполнил?
Б. Плохо я справился с заданием.
М. Почему?
Б. (злобно выкрикивает) Потому, что не умею себя сдерживать!
М. А ты как думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?
Б. Вот ещё! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.
М. Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Б. Что значит каким тоном? Обыкновенным!
М. Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. ( Дети высказывают свое мнение)
М. Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но и, к сожалению, с Папой Карло.
Б. Не было, не было, не было такого!
М. Ну вот, опять ты своё. А когда ты говорил Папе Карло: «Хочу мороженное, хочу мороженное» - или «Хочу в школу, хочу в школу» – разве это не было сказано капризным, недовольным голосом?
Б. Может быть, я иногда и говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают.
Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну как посадка прошла?» А он обиделся и почему-то ушел. А что плохого я ему сказал?
Или, вот к примеру, учительница «2» за кляксу ему поставила, а я, чтобы утешить его спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» Ну, что такого было! А он очень рассердился. Я ведь развеселить его хотел. Не хорошо он поступил, что обиделся на меня. Правда, ребята? (выслушиваются ответы детей)
М. Я думаю, что ребята правильно тебе сказали. Ты поступил плохо. Нужно всегда подумать сначала, а потом сказать. Нужно следить за тем, что говоришь. Тогда не обидишь своего собеседника.
Б. А я разве один так разговариваю? Да, я, разве один так разговариваю? Я учусь у ребят! Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, а что неправильно.
А сами как разговаривают? Ну, пусть скажут! А – а – а – а! Замолчали?! Многие из вас похожи на меня. Разве не так? Есть такие (переходит на шёпот), что даже бранятся. Да, да, я сам слышал. Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами своих товарищей. (Задумался) Давайте, ребята, не будем спорить: кто хуже или лучше себя ведёт! А просто все мы станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?
М. Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята.
Учитель:
Да, Мальвина, правда. А посмотрите-ка! Буратино улыбается. Он стал добрей. И не случайно народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце».
Фея:
Спасибо вам друзья за мудрые советы. Давайте же споём песню «Улыбка». (Звучит песня)
Появляются чтецы:
1) Я хочу, чтоб все
смеялись, Чтоб мечты всегда сбывались, Чтобы детям всей земли Снились радостные сны. Чтобы утро добрым было, Чтобы мама не грустила. |
|
2) Только надо,
надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. И завертится Земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей! |
5) И если кому-то,
кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя. Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря! |
3) Добрым быть
совсем непросто, Не зависит доброта от роста. Доброта приносит людям радость. И взамен не требует награды. |
7) Доброта с
годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта как солнце светит, Радуются взрослые и дети. |
4) Не стой в
стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рванутся на выручку нужно В любую минуту всегда. |
8) Добрым быть
совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета, Доброта – не пряник, не конфета. |
Учитель:
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце-доброта. Добрый человек всегда помогает людям. Добрый человек любит природу и заботится о ней. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Сценка «Урок вежливости».
(Инсценировка стихотворения Б.Заходера «Очень вежливый индюк»).
Учитель:
Как вы думаете, почему к Индюку никто не пришёл в гости?
Фея:
Извините, что прерываю вашу беседу. Но у меня экстренное сообщение. К нам приехали два рыцаря и хотят нас познакомить с рыцарскими манерами.
Сценка «Рыцарские манеры» (диалог двух рыцарей)
- Добрый день дорогие ребята.
- Здравствуйте!
- Мы рады Вас видеть в этом зале.
- Сегодня до нас донеслась весть, что в Вашей школе «День вежливости».
- Мы с большим удовольствием решили Вас посетить и приготовили для Вас «Турнир вежливости».
- Вы готовы?
- Тогда объявляем турнир начало турнира.
- Вопрос: откуда пришел к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом?
- Ответ: этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, одетые в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как-бы говоря этим жестом хозяину дома: «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена средневековья прошли, но обычай – входя в комнату, снимать шапку – остался. Этим Вы показываете, что вы уважаете дом, в который вошли и живущих в нем людей, а это им приятно.
- Вопрос: откуда пришел к нам обычай – здороваться, снимая перчатки?
- Ответ: с тех рыцарских времен идет обычай – здороваться, снимая перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относиться к встречному доброжелательно. И сейчас мы снимаем перчатку или варежку из уважения и внимания к собеседнику.
- Вопрос: какие советы Вы можете дать товарищу, идущему в гости?
- Ответ: перед тем, как войти в дом, вытрите хорошенько ноги, чтобы не наследить. Если на улице дождь или снег, то отряхните шапку и пальто ещё на лестнице. Не входите в комнату, не постучавшись. Не стремитесь поздороваться с каждым в отдельности, на это уйдет много времени. Не садитесь пока Вам не предложили. Если в комнату вошла девочка, уступите ей своё место, а себе возьмите другой стул.
- Вопрос: как вести себя за столом?
- Ответ: не хватайте первым блюдо и не дуйте в жидкое. Не разговаривайте, не проглотив куска. Не вытирайте губы руками и не пейте, пока не проглотили пищу. Не чавкайте, как поросенок, и не чешите головы, как собака.
Учитель:
Большое спасибо Вам рыцари за советы. Мы Вас приглашаем к себе в гости. Сейчас мы с Вами посмотрим инсценировку из рассказа Осеевой «Волшебное слово» и отгадаем, какие волшебные слова сказал старичок. (Эпизод разговора мальчика со старичком)
Учитель:
Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Фея:
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.
Клятва рыцарей:
1) Понять и исполнить Желанье другого – Одно удовольствие, Честное слово. |
3) Клянемся рыцарями быть! И лень, и грубость позабыть, Учиться этикету – Науку помнить эту. |
2) Клянемся рыцарями быть! Всегда спасибо говорить, Добрый день, до свидания – Нет в мире выше звания |
4) Клянемся рыцарями быть! В борьбе со злом добро добыть, Невежу сразить мечом волшебным, И строгим словом, и целебным. |
Фея:
(Обращается к маме-кошке и ее котенку) Надеюсь, что не только мама-кошка и ее котенок узнали для себя нужное и полезное, но и все ребята. Которые были на этом празднике.
Учитель:
Дорогие ребята! Наш праздник окончен, но мы думаем, что никогда не исчезнут с нашей Земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь и защитить слабого, люди сильные, смелые и благородные – настоящие рыцари. (исполняется песня «Дружат дети всей земли)