Урок математики по теме "Действия над одночленами и могочленами"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Образовательная: Повторение, обобщение и систематизация материала темы, создание условий контроля и рефлексии усвоения знаний и умений.
  • Развивающая: Способствовать формированию умений применять приёмы: обобщения, сравнения и систематизации, развитию математического мышления, речи, внимания и памяти.
  • Воспитательная: Способствовать развитию интереса к предмету, организованности, мировоззренческих понятий.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.

Оборудование:

  • мультимедийная установка,
  • магнитная доска,
  • оценочный лист,
  • карточки с заданиями к тесту,
  • карточки с заданиями к работе в парах "Домино",
  • карточки "красного", "синего", "зелёного" цвета с дифференцированной самостоятельной работой,
  • карточки с домашней работой.

На уроке повторяются действия над одночленами и многочленами (умножение многочленов, возведение многочленов в степень, сложение и вычитание многочленов, а также умножение одночлена на многочлен).

Задача учащихся: показать знания и умение в процессе тестирования по теории и практике, устных упражнений, задач, разноуровневой самостоятельной работы. Подвести итоги урока поможет оценочный лист. Приложение 1

Ещё одна цель урока: разгадать эпиграф к уроку путём выполнения каждого задания.

Благодаря выполнению задания учащиеся смогут отгадать первую фразу эпиграфа.

Вспомнить правила:

Т. к. в одночлены и в многочлены входят степени с натуральным показателем, то для того чтобы безошибочно выполнять действия над ними надо знать свойства степени.

Поэтому первым заданием будет выполнение действий над степенями.

I. Вычислительная пауза. (2 слайд презентации) Приложение 2 (5 мин).

Открывается первая фраза эпиграфа "Как нет на свете". Приложение 2

(3 слайд презентации)

II. Задание "Домино" (5 мин.)

В карточках учтены все действия над одночленами и многочленами, поэтому выполнять их нужно очень внимательно.

У учащихся на партах карточки похожие на домино Приложение 3, на одной части карточки задание, на другой ответ. Учащимся необходимо собрать домино, т. е. расположить карточки так, чтобы задание находилось рядом с правильным ответом.

Затем осуществляется проверка. Приложение 2  (4 слайд презентации)

  Ответ

Задание

Ответ

Задание

Ответ

Задание

Ответ

Задание

Ответ

Задание

Ответ

Задание

После выполнения задания учащиеся выставляют в оценочный лист напротив задания "+" если задание выполнено верно, "-" если неверно.

На слайде открывается вторая фраза эпиграфа.

"Котов без усов" (5 слайд презентации)

III. Задание: Теоретически-практическое тестирование. (8 мин) Приложение 4

После выполнения задания учащиеся ставят отметку в оценочном листе и в конвертах находят третью фразу эпиграфа.

"И без панцирей раков" Приложение 2  (5 слайд презентации)

Физкульт. минутка (1 мин.)

IV. Прикладные задачи по теме (6 слайд презентации) Приложение 2 ( 5 мин).

Обратимся к астрономии:

- Какие планеты солнечной системы вы знаете?

- Многие из вас, ребята, знают, что массы планет солнечной системы выражаются в виде степени с основанием 10.

  •  Земля -
  • Меркурий -
  • Венера -
  • Марс -
  • Юпитер -
  • Сатурн -
  • Уран -
  • Нептун -
  • Плутон -

Учащимся предлагается сравнить массы планет солнечной системы с массой земли.

Учащиеся выходят к доске и расставляют знаки ">" и "<".

 

 На слайде "Планеты солнечной системы" учащиеся сравнивают размеры планет с получившимся размерами. Приложение 2 (7 слайд презентации )

В результате выполнения задания открывается новая фраза эпиграфа.

"Так нет в математике". Приложение 2 (8 слайд презентации)

V. задание: Применение действий при решении уравнений. (4 мин).

Ответ: -2

Ответ: 7.

VI. Дифференцированная самостоятельная работа Приложение 5 (7 мин).

Учащиеся выбирают задания на синей, зелёной или красной карточке:

("3"- синий, "4"- зелёный, "5"- красный).

"3"

Упростите выражение:

1. 2y (6x-y)

2.

3. (2х+5)(х-1)

"4"

Упростите выражение:

1. 12 n (n- n)

2.

3.

"5"

Упростите выражение:

1. .

2.

3.

В результате выполнения задания учащиеся открывают фразу.

"Действий без знаков". Приложение 2 (8 слайд презентации)

VII. Итог урока. (2 мин.)

VIII. Домашнее задание. (3 мин.)

На слайде картина Богданова-Бельского "Устный счёт в народной школе Рачинского". Изображен урок арифметики. (9 слайд презентации)

Сергей Александрович Рачинский - профессор естественных наук, покинувший университетскую кафедру, чтобы стать учителем в сельской школе. Этот педагог культивировал в своей школе устный счёт на основе свойств чисел. Его ученикам нужно решить пример:

Учащимся предлагается найти способ устного счёта данного примера и задание на карточках.

Карточка с домашним заданием: Приложение 6

1 вариант:

1. Среди предложенных заданий найдите "лишнее".

Задание. Раскройте скобки:

1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.

2. Замените "М" многочленом так, чтобы полученное равенство было верным:

а).

б).

в).

2 вариант:

1. Среди предложенных заданий найдите "лишнее".

Задание. Раскройте скобки:

1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.

2. Замените "О" одночленом так, чтобы полученное равенство было верным:

а).

б).

в).