Цели урока:
- Образовательная: Повторение, обобщение и систематизация материала темы, создание условий контроля и рефлексии усвоения знаний и умений.
- Развивающая: Способствовать формированию умений применять приёмы: обобщения, сравнения и систематизации, развитию математического мышления, речи, внимания и памяти.
- Воспитательная: Способствовать развитию интереса к предмету, организованности, мировоззренческих понятий.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.
Оборудование:
- мультимедийная установка,
- магнитная доска,
- оценочный лист,
- карточки с заданиями к тесту,
- карточки с заданиями к работе в парах "Домино",
- карточки "красного", "синего", "зелёного" цвета с дифференцированной самостоятельной работой,
- карточки с домашней работой.
На уроке повторяются действия над одночленами и многочленами (умножение многочленов, возведение многочленов в степень, сложение и вычитание многочленов, а также умножение одночлена на многочлен).
Задача учащихся: показать знания и умение в процессе тестирования по теории и практике, устных упражнений, задач, разноуровневой самостоятельной работы. Подвести итоги урока поможет оценочный лист. Приложение 1
Ещё одна цель урока: разгадать эпиграф к уроку путём выполнения каждого задания.
Благодаря выполнению задания учащиеся смогут отгадать первую фразу эпиграфа.
Вспомнить правила:
Т. к. в одночлены и в многочлены входят степени с натуральным показателем, то для того чтобы безошибочно выполнять действия над ними надо знать свойства степени.
Поэтому первым заданием будет выполнение действий над степенями.
I. Вычислительная пауза. (2 слайд презентации) Приложение 2 (5 мин).
Открывается первая фраза эпиграфа "Как нет на свете". Приложение 2
(3 слайд презентации)
II. Задание "Домино" (5 мин.)
В карточках учтены все действия над одночленами и многочленами, поэтому выполнять их нужно очень внимательно.
У учащихся на партах карточки похожие на домино Приложение 3, на одной части карточки задание, на другой ответ. Учащимся необходимо собрать домино, т. е. расположить карточки так, чтобы задание находилось рядом с правильным ответом.
Затем осуществляется проверка. Приложение 2 (4 слайд презентации)
Ответ | Задание | Ответ | |
Задание | Ответ | Задание | Ответ |
Задание | Ответ | Задание | Ответ |
Задание |
После выполнения задания учащиеся выставляют в оценочный лист напротив задания "+" если задание выполнено верно, "-" если неверно.
На слайде открывается вторая фраза эпиграфа.
"Котов без усов" (5 слайд презентации)
III. Задание: Теоретически-практическое тестирование. (8 мин) Приложение 4
После выполнения задания учащиеся ставят отметку в оценочном листе и в конвертах находят третью фразу эпиграфа.
"И без панцирей раков" Приложение 2 (5 слайд презентации)
Физкульт. минутка (1 мин.)
IV. Прикладные задачи по теме (6 слайд презентации) Приложение 2 ( 5 мин).
Обратимся к астрономии:
- Какие планеты солнечной системы вы знаете?
- Многие из вас, ребята, знают, что массы планет солнечной системы выражаются в виде степени с основанием 10.
- Земля -
- Меркурий -
- Венера -
- Марс -
- Юпитер -
- Сатурн -
- Уран -
- Нептун -
- Плутон -
Учащимся предлагается сравнить массы планет солнечной системы с массой земли.
Учащиеся выходят к доске и расставляют знаки ">" и "<".
На слайде "Планеты солнечной системы" учащиеся сравнивают размеры планет с получившимся размерами. Приложение 2 (7 слайд презентации )
В результате выполнения задания открывается новая фраза эпиграфа.
"Так нет в математике". Приложение 2 (8 слайд презентации)
V. задание: Применение действий при решении уравнений. (4 мин).
Ответ: -2
Ответ: 7.
VI. Дифференцированная самостоятельная работа Приложение 5 (7 мин).
Учащиеся выбирают задания на синей, зелёной или красной карточке:
("3"- синий, "4"- зелёный, "5"- красный).
"3"
Упростите выражение:
1. 2y (6x-y)
2.
3. (2х+5)(х-1)
"4"
Упростите выражение:
1. 12 n (n- n)
2.
3.
"5"
Упростите выражение:
1. .
2.
3.
В результате выполнения задания учащиеся открывают фразу.
"Действий без знаков". Приложение 2 (8 слайд презентации)
VII. Итог урока. (2 мин.)
VIII. Домашнее задание. (3 мин.)
На слайде картина Богданова-Бельского "Устный счёт в народной школе Рачинского". Изображен урок арифметики. (9 слайд презентации)
Сергей Александрович Рачинский - профессор естественных наук, покинувший университетскую кафедру, чтобы стать учителем в сельской школе. Этот педагог культивировал в своей школе устный счёт на основе свойств чисел. Его ученикам нужно решить пример:
Учащимся предлагается найти способ устного счёта данного примера и задание на карточках.
Карточка с домашним заданием: Приложение 6
1 вариант:
1. Среди предложенных заданий найдите "лишнее".
Задание. Раскройте скобки:
1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4.
2. Замените "М" многочленом так, чтобы полученное равенство было верным:
а).
б).
в).
2 вариант:
1. Среди предложенных заданий найдите "лишнее".
Задание. Раскройте скобки:
1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4.
2. Замените "О" одночленом так, чтобы полученное равенство было верным:
а).
б).
в).