"Возможности использования компьютера и интернета на логопедических занятиях" (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


Каким учитель должен быть?
Он должен быть Учителем.
И знания свои дарить
С любовью и приличием.

Он детям в классе старший друг,
Помощник и наставник,
С детьми разделит он досуг,
Его урок, как праздник.

Разделит беды и печаль,
И даст совет полезный,
Его душа стремится вдаль,
Он очень интересный.

Мы в 21 век вошли,
Век новых технологий,
Компьютеры к нам в дом пришли,
И появились в школе..

Мы раньше слово «Интернет»,
Не знали, не встречали,
А нынче там любой ответ,
Мы взяли и «скачали».

Вот было б очень хорошо иметь
Компьютер в каждом классе.
Его возможностей не счесть
К учебнику в придачу.

Учитель творчеством томим,
И полон вдохновенья,
Но в школе он незаменим,
Урок - его владенья.

Он путеводная звезда
На небосводе знаний,
И нужен будет он всегда
В век творческих исканий.

А результат его труда
Сторицей отзовётся,
В ребячьих душах и сердцах,
Звездой любви вернётся.

Современный учитель не стоит на месте, так же, как и не стоит на месте наша страна, которая широкими темпами развивается, становится более современной и цивилизованной. Сейчас невозможно представить учителя работающего с детьми и не использующего современные методы обучения. Разумеется, никто и ничто не сможет заменить самого учителя в классе, его роль неоспоримо важна и не исключается никоим образом из учебного процесса. Но, поскольку, наука шагает вперёд, а дети наши рождаются и живут в условиях, где в доме и в школе уже есть и компьютер, и много других технических средств для его развития, то учитель просто не должен отставать от своих учеников, и быть компетентным в использовании современных технических средств обучения. Я с удовольствием освоила и продолжаю осваивать возможности компьютера, которые у него весьма широкие и разнообразные. Прежде всего, это различные материалы по развитию слухового восприятия, так как я работаю в школе, где обучаются дети с недостатками слуховой функции. Это предложения, фразы, которые я использую на индивидуальных занятиях, таблицы для уголка по технике речи в классах, при подготовке урока для проведения мастер-класса я так же широко использовала возможности Интернета, так как только там смогла найти необходимый для подготовки урока материал иллюстративного характера. Благодаря возможностям Интернета я принимаю участие в Фестивале педагогических идей «Открытый Урок» 2007-2008 учебного года. Три моих работы, которые я послала на фестиваль уже опубликованы на сайте Фестиваля в Интернете(www.urok.1sept.ru) , и любой учитель нашей страны сможет теперь с ними ознакомиться. Участники Фестиваля получают сертификат участия в фестивале с печатными материалом и дисками, где отражены тезисы работ всех участников фестиваля этого года. Собираюсь и в следующем учебном году принять участие в Фестивале педагогических идей. Любой из Вас так же может принять в нём участие, послав разработки свои уроков, доклады на актуальные темы современной педагогики и современного уровня преподавания. Поэтому, мне пришла идея создать свои уроки-тренинги по произношению и развитию слухового восприятия с использованием компьютера, собрав в такие уроки как можно больше разнообразного материала с тем , чтобы этот урок давал бы более широкое представление детям об окружающем мире . Такой урок содержит большой иллюстративный материал, материал для проведения фонетических зарядок, есть тексты и вопросы к текстам, есть практические занятия по теме урока и практические задания, есть материал для слухового восприятия, открываются большие возможности для работы над словарным запасом учащихся. Такой урок можно проводить в самых разнообразных формах под руководством учителя, можно работать с отдельными слайдами, остановить в нужном месте показ слайдов на компьютере и поработать над предлагаемым иллюстративным материалом или над вопросами, а можно дать детям для самостоятельной работы над темой, как материал для обобщения понятий или, как материал для повторения. Этот урок можно показывать на компьютере много раз , пока ребёнок не запомнит или, пока он не усвоит материал, так как общий показ длится где-то минут 5-10. (Имеется ввиду логопедическое занятие. Показ слайдов на общеобразовательном уроке может длиться дольше, в зависимости от объема учебного материала, который использует учитель для работы над той или иной темой). Такой урок идет с музыкальным сопровождением. Урок, где учитель объясняет новый материал и дает свои комментарии, идет без музыкально оформления. Можно записать комментарии учителя на звуковую дорожку и урок будет идти с речевой подтекстовкой. (В случае, когда дети работают над развитием слухового восприятия и отрабатывают произношение слов, фраз, предложений.) В конце урока или по ходу урока даются вопросы и задания, которые ученик выполняет, либо под руководством учителя, либо самостоятельно. Я объединила эти уроки под общей темой: «По странам и континентам с друзьями звуками». Для каждой темы есть свой раздел, например, «Путешествие в Африку» и подраздел, например: «Животный мир Африки» - более узкая тема, или «Растительный и животный мир российских лесов», обязательно подбирается материал на тренировку в произношении определённого звука речи. Возможности открываются колоссальные, и заниматься составлением таких уроков, имея хорошую программу одно удовольствие. Я использовала для составления таких уроков программу PINACLE , можно использовать программу POWER.POINT . В нижеприведённых таблицах отражаются возможности урока-тренинга, составленного на компьютере. Значительно повышается работоспособность учащихся на занятиях, появляется интерес и желание к занятиям .

Приложение.

Примечание: в статье использовано стихотворение автора статьи, Дипломанта городских конкурсов поэзии.