Урок во 2-м классе "Три основы в музыке – марш, танец, песня" (обобщение темы I четверти)

Разделы: Музыка


Цели:

  1. Закрепление у детей знаний о марше, танце, песне; уметь различать по звучанию трёх «китов».
  2. Развитие вокально-хоровых навыков.
  3. Воспитание внимательного слушателя.

Оборудование (в аудиозаписи):

  • «Итальянская полька» С.Рахманинов,
  • «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.И.Чайковский,
  • Марш «Победа»
  • «Футбольный марш» Блантер,
  • «Сурок» Л.Бетховен,
  • «Танец молодого бегемота»Д.Кабалевский.

На уроке используется презентация (см. Приложение 1)

Ход урока

1. Организация детей

Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну под названием музыка. А пойдем мы морским путем, т.е. поплывем на необычном транспорте – на трех китах. Но киты. Ребята, нас не повезут, пока мы не отгадаем, как их зовут. Может быть, кто из вас знает? Правильно, их зовут Марш, Танец, Песня. Ребята, а что еще означают эти три слова?

Да, это три основы, на которых держится музыка. Итак, отправляемся в путь. В страну Музыка.

2. Слушание

Вот Музыка – волшебная страна.
Она красива, ласкова, нежна.
Три королевства разных в ряд
в стране волшебной той стоят.
Вот марш, он величав и строен
из громких звуков он построен.
А если кто к искусству глух –
наверняка захватит дух.
И королевство танца есть,
людей веселых там не счесть.
Весь день резвятся и кружатся
и лишь под утро спать ложатся.
А в королевстве третьем – песня
и  грусть и радость жили вместе.
Когда они в одно сложились,
по миру песни полились.
Поют их взрослые и дети,
все люди, что живут на свете.
Вся музыка – волшебная страна,
а без нее и жизнь скучна.
В трех королевствах побываем
и многое мы там узнаем.

Итак, ребята, первое королевство маршей. Скажите, при каких жизненных обстоятельствах звучат марши?

(праздничные демонстрации, спортивные праздники, военные парады и др.)

Звучит марш «Победа»

- Какой, по-вашему, прозвучал сейчас марш?

(военный)

Словом передать не в силах
марша героизм и дух.
Просто кровь застынет в жилах,
поразит ваш тонкий слух.
Этих строгих нот слиянье,
мужество солдат в звучанье.
Неотступность и борьба,
зов к победе и стрельба.

В каждом городе есть спортивный стадион. В королевстве маршей он тоже есть. Каждое утро футбольная команда королевства выходит на тренировку под звуки марша. А как называется этот марш?

Звучит «Футбольный марш» Блантера

- Правильно. Этот марш спортивный. Он звучит бодро, настраивает игроков на победу.

В спортивной жизни все в движенье –
большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязание,
в нём есть дух соревнования.
Победы без него не будет.
Спортивный марш так любят люди!

- Ребята, а этот марш легче по звучанию, чем военный?

(легче, звонче, он спортивный)

- Следующее королевство, которое находится в стране Музыка называется… Правильно, танец.

Ребята,  попробуем определить, какое звучит произведение и какого композитора? Мы его с вами уже слушали

Звучит «Вальс» из балета «спящая красавица» П.И.Чайковского

- Правильно, это «вальс» из балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского.

Ребята, представьте, что мы находимся на балу, и пары плавно кружатся под звуки этого чарующего вальса.

Бал в разгаре. Все кружатся по паркету
След ложится от летящих пар.
Если ты еще не стар,
то почувствуй наслажденье
от мелодии, движения.

Закройте глаза и, покачиваясь в разные стороны, постарайтесь передать плавность и кружение этой музыки.

(дети слушают музыку и выполняют движения)

- Ребята, а что это за танец и какого композитора?

Звучит «Итальянская полька» С.В.Рахманинов

- Правильно. Какой характер музыки этого танца?

(быстрый, легкий, веселый)

 - Какие движения можно делать под эту музыку?   

(прыгать, хлопать в ладоши, притопывать ногой и т.д.)  

- Послушайте еще одно произведение и скажите, кто, по-вашему, может танцевать под эту музыку.

Звучит «Танец молодого бегемота» Д.Шостакович

- Правильно, большое животное: бегемот, слон, медведь. Как называется этот танец? 

(«Танец молодого бегемота» Д.Шостакович)

- Наше путешествие продолжается дальше. И вот мы с вами приблизились к третьему королевству – Песня:

Одно королевство осталось у нас.
Мы с ним познакомимся   прямо сейчас.
Нас песня веселая вдаль увлечет,
подарит всем солнце  
и к звездам полет.
Разбудит нас утром звеня и маня,
а вечером сны принесет для тебя.

Звучит «Сурок» Л.Бетховена

 - Ребята, вы прослушали песню, а теперь скажите, как она звучит: грубо, сердито, весело, звонко, или может грустно, печально?  А как называется эта песня? Чья?

- Правильно, это «Сурок» Л. Бетховена.

- Ребята, а какие бывают песни по характеру музыки?

 (грустные, веселые, быстрые, плавные и др.)

 - Сейчас мы с вами вспомним песни, которые успели выучить за всю четверть. Но для начала мы должны подготовить свои голоса для исполнения песен – распоемся, вспомним упражнения.

Физ.минутка (2 минуты)

3. Распевание и исполнение песен

Упражнения: «Ступеньки», «Мы перебегали берега», «Вёз корабль карамель» и др.

- Ребята, а как называется первая песня, которую мы выучили?

 ( «Во поле береза стояла»)

- А какая это песня: композиторская или народная?

- Да, русская народная песня. Как надо петь эту песню?

 (плавно, не спеша, напевно)

- Сейчас мы споем её так:

первый куплет поет первый ряд, второй куплет поет второй ряд, третий куплет соответственно поет третий ряд, четвертый куплет все вместе.

Поем песню спокойно, не спеша, четко произносим слова, слушая друг  друга.

Исполняется песня «Во поле береза стояла»

- Ребята, а какую песню мы разучили про школу?   

( «Песня о школе» Д. Кабалевского).

- Кто хочет выйти и спеть нам эту песню? Пожалуйста.

Исполнение группой ребят «Песни о школе»

- Герой из какой песни изображен на этом рисунке?  

 ( «Веселый музыкант» Филиппенко.)

-  Как надо исполнять эту песню? Споем эту песню все вместе, изображая инструменты, на которых играл музыкант в этой песне.

Исполнение песни «Веселый музыкант»

- Ребята, а какую песню вы разучили об осени?

 ( «Танец осенних листочков». Филиппенко)

- сейчас мы все вместе споём  и покажем движение рук, как кружатся, танцуют листочки  в воздухе .

Исполнение песни «Танец осенних листочков»

 Давно нам песня знакома,
её мы услышали дома,
когда в колыбели лежали
и мало еще понимали.
Маме так часто пелось,
что нам тоже петь захотелось.
Растем мы, а петь  продолжаем,
и в жизни покоя не знаем.

На этом наше путешествие по волшебной стране музыка заканчивается. Много интересного вы узнали в этой стране.

А помогли нам в этом три помощника – МАРШ, ТАНЕЦ, ПЕСНЯ.