В данной статье представлены материалы для организации и проведения итоговых и проверочных работ по чтению. Тестовые задания составлены таким образом, чтобы одновременно с проверкой знаний учащихся выяснялась и сформированность их общеучебных умений – умение воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой нестандартной ситуации. Тестовые работы составлены в полном соответствии с основными требованиями программ к знаниям, умениям и навыкам учащихся 2, 3, 4 классов четырёхлетней начальной школы.
Структура тестовых работ:
- литературный или научно-популярный текст;
- первая группа заданий – базовые задания, которые составляют третью часть всех предполагаемых заданий и проверяют выполнение учащимися Требований к уровню подготовки обучающихся 2, 3, 4 классов. Эта группа заданий направлена на проверку общего понимания содержания прочитанного текста, на проверку умения находить информацию, заданную в явном виде.
- вторая группа заданий – базовые задания повышенной сложности, которые составляют третью часть всех предполагаемых заданий. Эта группа заданий не превышает Требований к уровню подготовки обучающихся 2, 3, 4 классов, но либо даётся в непривычной для учащихся формулировке, либо их выполнение требует последовательного поэтапного контроля ученика, либо точного знания алгоритма выполнения действия и т. д. Т.е. эта группа заданий проверяет те же знания, что и базовые задания, но одновременно проверяется сформированность учебных умений и познавательная деятельность учащихся, что, конечно, значительно усложняет выполнение этих заданий. Эта группа заданий направлена на проверку умения извлечь из текста информацию, данную в неявном виде, сформулировать на основе прочитанного несложные выводы.
- третья группа заданий направлена на проверку понимания использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности, на проверку осознания последовательности смысловых частей – умение составлять план текста, на проверку понимания жанровых особенностей текста.
- четвёртая группа заданий (высокий уровень сложности) направлена на проверку умения понять общий смысл текста, определять авторский замысел, определять основные черты характера главного героя и привести примеры поступков, подтверждающих характеристику героя, выбрать из ряда предложений такое, которое передаёт основную мысль текста, определить основную мысль теста, выразить свои впечатления по прочитанному ит.п.
В проверочной работе используются задания следующих типов: задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных; задания с кратким ответом (дописать часть предложения, выписать предложение в соответствии с заданным условием) ; задания со свободным развёрнутым ответом (составить небольшой собственный текст).
Оценка выполнения заданий.
За каждое верно выполненное задание из 1, 2, 3 группы заданий (кроме заданий связанных с составлением простого или сложного плана) ученик получает 1 балл. За полностью выполненные задания из 3 (составление плана), 4 группы заданий ученик получает – 2 балла, за частично выполненные – 1 балл. По каждому тесту подсчитывается максимальное число баллов, которое может набрать ученик (эта величина неизменна для конкретного теста).
Например: Проверочная работа по чтению 3 класс (2 полугодие) Гнездышко. За верно выполненные задания №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 20 – ученик получает 1 балл. За полностью выполненные задания №11, 16, 18, 21, 22, 23 – ученик получает – 2 балла. Таким образом, максимальное число баллов по данной проверочной работе составляет – 28 баллов.
При проверке работ, выполненных учащимися, учитель подсчитывает число баллов, набранных конкретным учеником. На основе этих двух цифр высчитывается процент выполнения работы:
Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут учащимся – низкий, средний, высокий. Если процент выполнения 85% и выше – это соответствует высокому уровню сформированности читательских умений, 60%-85% – средний уровень, 45%-60% – низкий уровень, ниже 45% – у ребёнка не сформированы базовые читательские умения, требуется коррекционная работа.
При определении содержания и составлении проверочных работ учитывались следующие документы:
- обязательный минимум содержания начального общего образования : Приказ МО РФ от19.05.96.№1235/ в кн. «Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу» М,: Дрофа, 2001.
- Требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу / в кн. «Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу» М,: Дрофа, 2001.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование./ Министерство Образования Российской Федерации. – М., 2004.
Инструкция для учащихся по выполнению проверочных работ по чтению.
Ребята! Перед вами проверочная работа по чтению. Внимательно и не спеша прочитайте текст «про себя» и только после этого приступайте к выполнению заданий. Внимательно читайте каждое задание и старайтесь выполнить его как можно лучше. Задания будут разными. В некоторых заданиях вам нужно будет выбрать правильный ответ из предложенных. Выполняя эти задания, сначала прочтите все варианты ответов, потом выберете тот, который вам кажется правильным, и обведите букву рядом с выбранным ответом. Пожалуйста, обратите внимание на то, что правильный ответ всегда только один, поэтому вы можете выбрать только один вариант ответа. Если вы отметите два ответа – обведёте две буквы – задание будет считаться выполненным неверно. Если вы ошиблись и хотите исправить свой первый ответ, то зачеркните обведённую букву и обведите букву рядом с тем ответом, который вы теперь считаете верным.
В работе будут и другие задания, в которых нет вариантов ответом. Вам нужно самим написать свои ответы, иногда нужно будет вписать в предложение пропущенное слово, иногда нужно будет записать чьё-то имя, иногда – дату, найти и выписать причины поступков или явлений. Ответы на все вопросы есть в тексте, нужно только ещё раз внимательно его перечитать. Записывать ответы на все эти вопросы вы будете на специально оставленных после задания строчках или на отдельных листах (по усмотрению учителя) В работе будут и такие задания, при выполнении которых нужно не выписывать что-то из текста, а высказать свою точку зрения, объяснить свой ответ.
Помните, что выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к тексту, перечитывать его, находить ответы на поставленные в заданиях вопросы. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ. То зачеркните его и рядом запишите нужный ответ.
Проверочная работа по чтению 3 класс (2 полугодие) – Приложение 1, проверочная работа по чтению 2 класс (2 полугодие), 3 класс (1 четверть) – Приложение 2, ягодознание (2 класс) – Приложение 3.