Задачи:
- повторить, закрепить и проверить знания уч-ся по основным темам раздела: «География населения мира»;
- проверить знание основных терминов, умения работать с картами;
- продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов), учить выступать публично;
- развивать интерес к предмету;
- способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной характеристики современного человека;
- формирование ответственности, самостоятельности, умения работать в группе, способствовать формированию коллективного решения.
Оборудование:
- атласы;
- иллюстрации;
- картосхемы к теме;
- карточки с заданиями;
- деревянный бочонок;
- грамоты.
Форма организации: групповая - участвуют 2 команды (по 5- 6 человек)
Жюри (2 чел.) – каждый правильный ответ оценивается одним баллом
1. Вступительное слово учителя. Представление команд.
На протяжении нескольких уроков мы изучали материал и важный раздел курса 10 кл. – население мира. Еще в 40-е годы Н.Н. Баранский резко критиковал авторов географических книг за недооценку вопросов, связанных с населением. «Человека забыли!» - писал он. Теперь география населения мира стала одной из главных ветвей экономической и социальной географии, получившей очень большое развитие.
На протяжении нескольких уроков мы изучали материал этого важного раздела курса, и сегодня мы проверим прочность ваших знаний.
2. Конкурсная программа с использованием презентации:
I конкурс: Разминка – «БЛИЦ - ВОПРОС» - население в цифрах
Задача команд объяснить, что обозначают эти цифры.
|
|
Ответы:
|
Ответы:
|
II конкурс: «ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?» - прокомментируйте содержание понятий
|
|
III конкурс: «НАЗОВИ СТРАНУ»
|
|
IV конкурс: Геотест – «В ДЕБРЯХ КОВАРНЫХ ВОПРОСОВ»
1. Какое из перечисленных государств
возглавляет королева Великобритании?
а) Ямайка
б) Коста-Рика
в) Гана
г) Шри-Ланка
Ответ: (а)
2. Кто является главой государства Н.Зеландия?
а) президент СШАОтвет: (г)
б) король Испании
в) император Японии
г) королева Великобритании
3. Исторически первым городом – «миллионером» был:
а) Токио
б) Рим
в) Рио-де-Жанейро
г) Лондон
Ответ: (б)
4. Какого статуса домов сумели добиться от властей англичане?
а) цитадель
б) крепость
в) бункер
г) блиндаж
Ответ: (б)
5. В какой стране национальная одежда кимоно?
а) Китай
б) Корея
в) Япония
г) Индия
Ответ:(в)
6. Когда национальные границы совпадают с политическими, образуются государства:
а) многонациональные
б) двунациональные
в) однонациональные
г) самостоятельные
Ответ: (в)
7. Женщины какой страны носят сари ?
а) Япония
б) Греция
в) Индия
г) Монголия
Ответ: (в)
8. Как почтительно обращаются к мужчинам в Польше?
а) мсье
б) пан
в) сэр
г) дон
Ответ: (б)
9. И житель Сеула, и житель Пхеньяна – это:
а) кореец
б) китаец
в) вьетнамец
г) монгол
Ответ: (а)
10. Какая из этих достопримечательностей находится в Индии?
а) Фудзияма
б) Колизей
в) Тадж -Махал
г) Тауэр
Ответ: (в)
11. Какой город удостоен титула «вечный город»?
а) Киев
б) Каир
в) Стамбул
г) Рим
Ответ: (г)
12. Какому из этих слов «дал жизнь» немецкий город Кельн ?
а) кулон
б) одеколон
в) колье
г) колония
Ответ: (б)
13. Перемещение иностранных ученых, инженеров, врачей, спортсменов и других специалистов высокой квалификации:
а) «утечка мускулов»
б) «утечка денег»
в) «утечка знаний»
г) «утечка мозгов»
Ответ: (г)
14. Какой город является центром трех мировых религий?
а) Иерусалим
б) Москва
в) Рим
г) Стамбул
Ответ: (а)
V конкурс: «СТОЛИЦЫ- АНАГРАММЫ»
С помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в нем буквы так, чтобы получилась столица государства. В этом вам тоже помогут подсказки.
Учитель раздает карточки с заданием для каждой команды.
- Антоним ссоры - …. (на реке Тибр, «вечный город»)
- Питерская водная артерия - …. ( на Дунае, «столица вальсов»)
- Пешеходная улица Москвы - …. (в Африке, «апельсиновая столицы»)
- Сахарный остров - …. (в Закавказье, на Каспийском море)
- Планета – богиня - … (на реке Раздан, в Закавказье)
- Медвежья ягода - …. (в Ю-В Азии, на о-ве Лусон)
- Основное занятие детей и актеров - …( на реке Даугава, в Прибалтике)
- Очень приличная леди на английский манер - …. (на р. Джамма, в Азии)
- Глазные шторки - .. (на р. Днепр, в Вост. Европе)
- Бывает красная, черная, кабачковая, баклажанная - ..(на р. Нил, С-В Африки)
- мир – Рим
- Нева – Вена
- Арбат – Рабат
- Куба – Баку
- Венера – Ереван
- Малина – Манила
- игра – Рига
- леди – Дели
- веки – Киев
- икра – Каир
(участники команд вытаскивают из бочонка карточки с вопросами).
-
В Нью-Йорке больше ирландцев, чем в Дублине, больше евреев, чем в Тель-Авиве, есть своя «Малая Италия», свой «Чайна-Таун». Чем вы объясните современную многонациональную структур США? (коренное население США было практически истреблено, а современнее жители США являются потомками мигрантов из различных стран мира)
-
В чем различие половозрастных пирамид 1 и 2-го типа воспроизводства? (по рис.)
-
Люди в этих населенных пунктах живут очень уединенно. Связь с внешним миром осуществляется преимущественно с помощью телефона и радио. О какой форме расселения идет речь? В каких странах она распространена? (жизнь на ферме, сельская рассеянная форма расселения; Канада, США, Австралия)
-
Влияет ли религия на тип воспроизводства? Ответ обоснуйте. (мусульманство поощряет ранние и обязательные браки, многодетность, многоженство, отрицательно относится к демографической политике; это способствует высокому Еп, большой доле молодых возрастов в возрастной структуре населения и как следствие 1-му типу воспроизводства населения)
-
Древнегреческий математик и философ Пифагор, рассматривавший человеческую жизнь в аспекте времен года, предлагал различать в ней четыре сезона: весну (детство), лето (молодость), осень (зрелость), зиму (старость). Руководствуясь какими критериями можно отнести население страны к тому или иному времени года? (эти критерии – показатели Р, С, Еп)
-
Что влияет (факторы) на воспроизводство населения?
-
Какие критерии лежат в основе разделения человечества на государства? Какие государства по преобладающей нации существуют? (национальные критерии; однонациональные, двунациональные, многонациональные)
-
Какие крупные скопления населения существуют в современном мире? (Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Европа, побережье Атлантического океана - С-В США)
-
Что такое субурбанизация? какой вид внутренних миграций характерен для этого процесса? Как связаны между собой субурбанизация и развитие агломераций? (С. – процесс роста пригородных зон городов и городов – спутников, что приводит к постоянной маятниковой миграции между пригородом и центром города, С. – способствует «расползанию агломераций»)
-
Чем характеризуется понятие «качество населения»?
-
Какова была причина «белой эмиграции» в России? (политическая)
-
В какой стране на португальском говорят в 14 раз больше людей, чем в Португалии? (Бразилии)
1) Урбанизация – это
слияние городов - 2) Буддизм распространен в Новой Зеландии - 3) Высокий уровень рождаемости характерен для Кении + 4) 70% населения проживает на 7% суши + 5) Плотно заселены тропические пустыни, тайга, тундра - 6) Турция, Пакистан, Индия – страны иммиграции - 7) 90% прироста населения приходится на РС + 8) В начале 21 века в пятерку крупнейших агломераций будут входить агломерации таких городов как Токио, Мехико, Сан-Паулу + |
1) Деревенская форма
расселения характерна для России, З.
Европы +
2) Лучшими городами по качеству жизни признаны – Берн, Ванкувер, Вена, Цюрих + 3) Китайцы, хиндустанцы, американцы – крупнейшие народы мира + 4) В мире количество женщин превышает количество мужчин - 5) Синтоизм – мировая религия - 6) Более половины населения З. сосредоточена в 5- км полосе вдоль побережья + 7) Второй тип воспроизводства характерен для ЭРС - 8) Арабское население З. исповедует ислам + |
VII конкурс: «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» (сценки) – команды показывают друг другу сценки и задают вопросы.
№1. Диалог между мужем и женой.
Муж: Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.
Жена: Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, о планах, которые меня сейчас волнуют.
Муж: Ой, господи, ну чего тебе не хватает дорогая? У нас есть все: у каждого – велосипед, в каждой комнате – телевизор, есть видео. Скоро сложим все наши зарплаты и доплаты и купим мини сауну и видеокамеру.
Жена: Нет, нет, я не хочу этого … Я хочу … ребенка!
Муж: Да ты с ума сошла!
№2. Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.
1-й: Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.
2-й: А у тебя все тот же старенький «Пежо».
1-й: Да … Да … Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем обо мне? Твоя кузина сказала мне, что купил шикарный дом в пригороде. В общем богатеешь! …
2-й: Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого!
Вопросы:
- В каких странах могут происходить данные сцены?
- К какому типу воспроизводства можно отнести эти сценки?
- Что называется демографической политикой?
- Куда направлена дем. политика стран, отображенных в данных сценках?
3. Жюри подводит итоги игры.
4. Награждение команд (сладкие призы, грамоты)
Литература:
- Агеева И.Д. – Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004, 240 с.
- Морозова Л.П. – Олимпиады по географии. 10 класс. – Волгоград: ИТД Корифей, 2006, 128 с.
- Романова А.Ф. – Экономическая и социальная география мира в вопросах и ответах – Волгоград: Учитель, 2007, 158 с.