Цель урока:
- познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е в суффиксах имён прилагательных после шипящих;
- научить учащихся сопоставлять правила правописания букв о, ё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи; сформировать и закрепить навык выбора букв;
- вырабатывать у учащихся навык работы с интерактивной доской.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение предыдущего материала.
Орфографическая диктовка. (Работа выполняется по цепочке с одновременным объяснением написания; параллельно запускается презентация на интерактивной доске в режиме Office, слайд № 1.)
(Не)извес(?)ная величина; (не)правда; совсем (не)весёлое настроение; (не)нас(?)ный день; (не)большая, а интересная книга; (не)широкая, но красивая река; этаж..м; беч..вка; врач..м; грач..нок; полотенц..м. |
Учитель. Какое правило было
использовано при написании последних слов?
Ученики. Правило о правописании гласных
букв о, ё и е после шипящих и ц в
суффиксах и окончаниях имён существительных и
суффиксах прилагательных.
III. Изучение нового материала.
Учитель. Перед вами на слайде слова, при написании которых вам надо будет использовать ранее полученные знания (Слайд № 2 заполняется на интерактивной доске.)
Вставить пропущенные буквы, обозначая орфограммы.
Туч..й, пирож..к, книж..нка, реч..нка, ландыш..м, огурц..в, улиц..й, чертеж..м, ключ..м, птиц..й, камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый. |
Учитель. Как вы думаете, почему
последние слова выделены другим цветом?
Ученики. Это имена прилагательные.
Учитель. Как вы считаете, какие буквы
нужно вставлять на месте пропусков?
(Ученики дают разные ответы, но близкие к правильному.)
Учитель. Правило о написании гласных о – е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных мы с вами будем изучать сегодня. (Слайд № 3.)
Тема урока |
Учитель. Вернёмся к тем словам, пропущенные буквы в которых вы ещё не вставили. Вспомните, какие условия мы соблюдаем, чтобы правильно записать гласные после шипящих в именах существительных? (Слайд № 4 заполняется на интерактивной доске.)
Камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый. |
Ученики. Ставим ударение и выделяем
морфемы.
Учитель. Давайте применим данные
требования к нашим словам. Что вы заметили после
постановки ударения и выделения морфем?
Ученики. Они падают на разные морфемы.
Учитель. Попробуем сформулировать
правило написания гласных после шипящих в
суффиксах имён прилагательных.
(Дети формулируют.)
IV. Работа с учебником.
Учитель. Проверьте себя. Открываем
учебники на стр. 131 (авторы М.Т. Баранов, Т.А.
Ладыженская и др.)
Учитель. Теперь давайте сравним
объяснение в учебнике с нашей записью.
Учитель. Выполните упражнение № 314.
Запишите слова в две колонки, обозначая условия
выбора орфограмм. (Слайд № 5.)
V. Закрепление материала.
1. Выборочный диктант.
Распределите слова в колонки таблицы. (Слайд № 6 заполняется учениками на интерактивной доске.)
Гласные о и е после шипящих и ц |
||
корень | суффикс | окончание |
Задачей, пейзажем, шелк, ситцевый, образцовый, причёска, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, в свежем, дворцовый, ежовый, речонка, жёлтый.
2. Работа с текстом.
На экране слайд № 7 с текстом упражнения.
В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.
(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб. Русский язык. М.: Айрис, 1999.)
Учитель. Найдите и выпишите из текста слова, с правилами написания которых мы сегодня работали. (Слайд № 8 демонстрируется после выполнения учениками задания. Они сверяются с записью на интерактивной доске, делая обозначения.)
VI. Подведение итогов и выставление оценок за работу на уроке.
Учитель. Чему сегодня научились на уроке? Что помогало? (Слайд № 9)
Подведение итогов |
|
VII. Домашнее задание. § 55; составить орфографический диктант из 30 слов с повторенными и изученными на уроке орфограммами. (Слайд № 10.)