Буквы -о- , -е- после шипящих и -ц- в суффиксах прилагательных

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е в суффиксах имён прилагательных после шипящих;
  • научить учащихся сопоставлять правила правописания букв о, ё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи; сформировать и закрепить навык выбора букв;
  • вырабатывать у учащихся навык работы с интерактивной доской.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение предыдущего материала.

Орфографическая диктовка. (Работа выполняется по цепочке с одновременным объяснением написания; параллельно запускается презентация на интерактивной доске в режиме Office, слайд № 1.)

(Не)извес(?)ная величина; (не)правда; совсем (не)весёлое настроение; (не)нас(?)ный день; (не)большая, а интересная книга; (не)широкая, но красивая река; этаж..м; беч..вка; врач..м; грач..нок; полотенц..м.

Учитель. Какое правило было использовано при написании последних слов?
Ученики. Правило о правописании гласных букв о, ё и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и суффиксах прилагательных.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Перед вами на слайде слова, при написании которых вам надо будет использовать ранее полученные знания (Слайд № 2 заполняется на интерактивной доске.)

Вставить пропущенные буквы, обозначая орфограммы.

Туч..й, пирож..к, книж..нка, реч..нка, ландыш..м, огурц..в, улиц..й, чертеж..м, ключ..м, птиц..й, камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый.

Учитель. Как вы думаете, почему последние слова выделены другим цветом?
Ученики. Это имена прилагательные.
Учитель. Как вы считаете, какие буквы нужно вставлять на месте пропусков?

(Ученики дают разные ответы, но близкие к правильному.)

Учитель. Правило о написании гласных о е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных мы с вами будем изучать сегодня. (Слайд № 3.)

Тема урока
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

Учитель. Вернёмся к тем словам, пропущенные буквы в которых вы ещё не вставили. Вспомните, какие условия мы соблюдаем, чтобы правильно записать гласные после шипящих в именах существительных? (Слайд № 4 заполняется на интерактивной доске.)

Камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый.

Ученики. Ставим ударение и выделяем морфемы.
Учитель. Давайте применим данные требования к нашим словам. Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем?
Ученики. Они падают на разные морфемы.
Учитель. Попробуем сформулировать правило написания гласных после шипящих в суффиксах имён прилагательных.

(Дети формулируют.)

IV. Работа с учебником.

Учитель. Проверьте себя. Открываем учебники на стр. 131 (авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.)
Учитель. Теперь давайте сравним объяснение в учебнике с нашей записью.
Учитель. Выполните упражнение № 314. Запишите слова в две колонки, обозначая условия выбора орфограмм. (Слайд № 5.)

V. Закрепление материала.

1. Выборочный диктант.

Распределите слова в колонки таблицы. (Слайд № 6 заполняется учениками на интерактивной доске.)

Гласные о и е после шипящих и ц

корень суффикс окончание
     

Задачей, пейзажем, шелк, ситцевый, образцовый, причёска, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, в свежем, дворцовый, ежовый, речонка, жёлтый.

2. Работа с текстом.

На экране слайд № 7 с текстом упражнения.

В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб. Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Учитель. Найдите и выпишите из текста слова, с правилами написания которых мы сегодня работали. (Слайд № 8 демонстрируется после выполнения учениками задания. Они сверяются с записью на интерактивной доске, делая обозначения.)

VI. Подведение итогов и выставление оценок за работу на уроке.

Учитель. Чему сегодня научились на уроке? Что помогало? (Слайд № 9)

Подведение итогов

  1. Учились писать буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных.
  2. Помогла постановка ударения.

VII. Домашнее задание. § 55; составить орфографический диктант из 30 слов с повторенными и изученными на уроке орфограммами. (Слайд № 10.)