Внетабличное умножение. Поиск способов определения значения произведения, в котором один множитель — многозначное число

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Способствовать осознанию способа определения значений произведений, в которых один из множителей многозначное число; учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезу и находить правильное решение
  • Развивать логическое мышление, исследовательскую и творческую деятельность, рефлексию и адекватную самооценку
  • Продолжить работу по воспитанию любознательности, интереса к предмету, чувства сопереживания и уважительного отношения к мнению одноклассников, культуры общения
  • Продолжить работу по здоровьесбережению, способствовать укреплению зрения, избегать переутомления, опираться на индивидуальные особенности каждого ребенка.

Место урока: 1 урок по теме

Тип урока: открытие нового знания

Вид урока: урок-путешествие

Оборудование: компьютер, мультимедиа установка;

Программное обеспечение:

  • Презентация;
  • Памятка « Свойства умножения»
  • Карточки для игры «Обмен настроением»

Ход урока

1. Психологический настрой детей на урок.

У. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!»
А для  Вы изучаете такую сложную науку как математика?
Высказывания детей
У. Сегодня чудесный день. Улыбнитесь! Скажите друг другу добрые слова!
Игра « Обмен настроением»( карточки «Солнышки»- «Тучки»)
У. Каким Вы хотите видеть наш урок? А Вы поможете мне его провести?
Ну, что ж ,КОЛЛЕГИ, в добрый путь! Я жду от вас красивых мыслей!

2. Актуализация знаний с последующей мотивацией

У. Сегодня на уроке нам предстоит совершить открытие , выдвинуть гипотезу и постараться найти правильное решение.
Посмотрите на слайд ( Слайд 2)

Что можете сказать про эту запись?
Д.- Это числа, их три
- Все они натуральные
- Здесь есть четные и нечетные числа
У Какие задания с этими числами Вы бы предложили своим товарищам?
Д.- Найти лишнее.
- Разделить на группы.
- Построить  по возрастанию, убыванию
- Найти разность, сумму и т. Д.
Дети выполняют задания , спрашивая друг друга.
У. Кто из Вас самый внимательный и скажет, как эти числа связаны с сегодняшним днём?
Д. Сегодня 15.12.08- дата
У Откройте тетради и запишите число. Но сначала вспомним правила написания ( Слайд 3)

У. А том, где будет тема урока пока поставьте точку. Мы вернемся к этой строчке позже. А почему?
Д. Мы должны сами определить тему.
Дети записывают число.

3. Постановка проблемы

У.Готовы? Предлагаю совершить путешествие в зимний лес.( Слайд 4)

У. Мы побываем в гостях ( Слайд 5)
Дети рассматривают маршрут путешествия
У Итак, первым нас встречает Снеговик .Он Хочет Вас о чем то спросить. Что это? ( слайд 6)

Д. Это математические выражения
У. Что с ними можно сделать? Если есть условие: вычислять  нельзя!
Д. Разделить на группы
У. Поработаем в парах. Посоветуйтесь и найдите признак деления на группы
Запишите в тетрадь ( задание выполняется самостоятельно)
Д. 1 вариант.( слайд  7)
2-й вариант ( слайд 8)

У. Какие знания помогут Вам при нахождении значения этих выражений?
Д.Знание таблицы умножения.
У. Вот дом Снеговика ( слайд 9)

У него гостит веселый слонёнок, который очень любит играть. Поиграем с ним?
(Слайды 11-22, повтор. Табл.умножения)
У Мы все устали. Давайте отдохнём.

4.  Физминутка  для глаз (слайд 22)

У. Давайте отправимся к Деду Морозу.
(Слайд 23)

 Снеговик уже успел ему сообщить, что мы не нашли значения выражений.
Вернемся к ним. Запишите в тетрадь и вычислите.
(Слайд 24)

Д.. Мы не можем вычислить 6 х 12.
У. Почему?
Д. Не умеем. Мы не решали такие примеры.
У. Попробуйте, опираясь на свои знания, на математические свойства, все же найти знач.  этого выражения.
Кто хочет попробовать свои силы на «Доске сомнений»?( 1-2 чел работают у доски)
Дети пробуют вычислить.
Кому нужна помощь? ( учитель дает карточки помощницы. Приложение 1)
Решение: 6 х 12 =6 х ( 6+6) = 6 х 6+ 6х 6= 36 + 36= 72
У. Можем мы сформулировать тему  и цели урока?
Д. Да. Умножение многозначного числа на однозначное.
(Слайд 26)
Дети записывают в тетрадь

У.Где можно проверить нашу гипотезу?
Д. В учебнике.
У. Открываем учебник стр.3 № 1
Дети анализируют задание из учебника ( там предложено несколько способов решения)
У. Давайте попробуем найти значения у других выражений
Работа по группам( Карточки Приложение 2 )
Проверка по одному чел. От группы ( прикрепляют свое решение на доске)

У. Какое открытие мы сегодня сделали? Зачем оно нам?
У. Дед Мороз попросил гнома починить забор к празднику

Логическая задача Гном взял бревно и сделал 3 распила. На сколько частей распилил бревно гном? ( слайд  27)
У. Давайте отдохнем, прежде чем идти дальше

5. Физминутка ( слайд 28)

6. Работа над пройденным материалом.
У. Вы думаете, что всё самое интересное уже позади? Конечно же, нет .Отправимся дальше ( Слайд 29)

Здесь живут мыши. Они приготовили хитрое задание. ( слайд 30)

У. Что это?
Д.Это задача
У. Докажите.
(анализ)

(Слайд 31) На слайде появляется схема и решение после анализа задачи

Учитель предлагает решить задачу на «Доске сомнений» (1 чел),
На «Доске Успеха»-1 чел.
Разрешаю обратиться за помощью к товарищу.

Проверка
(Слайд 32)

Нам в подарок мыши дарят эту прекрасную снежинку. Как вы думаете, что можно определить по этому рисунку?
Д. Диаметр и радиус.
У. Поздравляю Вас коллеги. Вы успешно подошли к финишу. А куда мы пойдём дальше , узнаете чуть позже…

7. Релаксация

У. Как Вы думаете, кого  из Вас я могу похвалить за урок?
Кто себя хочет похвалить? Выставление оценок.

Спасибо за урок! В благодарность за Вашу работу хочу Вам подарить музыкальную открытку. (Презентация)