Бедность словаря, его слабая структурная организация, свойственные школьникам с разной структурой речевой патологии, являются одной из причин, вызывающих школьную дезадаптацию. Такие дети испытывают определённые трудности в школе при обучении русскому языку и чтению.
Обследование вновь поступающих детей в школу ежегодно выявляет у них дефицит лексики, смысловых связей, синонимических и антонимических отношений, поэтому проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в работе школьного логопеда, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Учитывая современные психолингвистические представления А.Р.Лурии, Л.С.Выготского, Е.Н.Винарской, Н.И.Жинкина о слове, структуре его значения, закономерностях формирования лексико-грамматичексого строя в онтогенезе, нами были определены основные направления коррекционной работы с младшими школьниками с НВОНР и разработана система упражнений по формированию и расширению семантических полей.
Решая противоречия между тематическим принципом построения логопедических занятий, и отсутствием упорядоченных практических материалов по организации семантического поля, данная работа проводилась на различных этапах логопедических занятий по коррекции недостатков устной и письменной речи младших школьников с НВОНР.
Исследования психологов (Л.С.Выготский,
А.Р.Лурия и др.) показывают, что слово не только
указывает на определённый предмет, действие,
качество или отношение. Слово вызывает к жизни,
актуализирует целый комплекс ассоциаций
(семантическое поле), то есть за каждым словом
обязательно стоит система разных связей:
ситуационных, понятийных, звуковых и т.д. По
мнению Л.С.Выготского, в процессе развития
ребёнка само слово изменяет смысловую структуру,
обогащается системой связей.
Структура семантического поля выглядит
следующим образом:
- ядерное слово;
- ситуация;
- словообразование;
- антонимы;
- синонимы;
- слова переносного значения;
- омонимы;
- образные выражения;
- словоизменение;
- логические задачи.
Организация семантических полей включает
задания по формированию словообразования и
словоизменения, закрепление их в
словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Наличие семантического поля позволяет ребёнку
быстро производить отбор слов в процессе
общения. Но ребёнок не способен сразу
смоделировать объёмное семантическое поле.
Формирование их идёт постепенно. Сначала
моделируется небольшое поле, связанное с
определённой ситуацией, затем оно расширяется.
Проводимая работа по формированию и расширению
семантического поля подготавливает речевые
предпосылки для успешного преодоления
специфических ошибок у младших школьников и для
овладения ими орфографическими знаниями,
умениями и навыками.
Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса
Тема:
- логопедическая: выделение гласных звуков из слов;
- лексическая: цветы;
- грамматическая: нахождение и проверка безударных гласных в корне, проверяемых ударением.
Цели:
- образовательные:
- упражнять в написании слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;
- коррекционные:
- совершенствовать навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза с опорой на схему и в умственном плане;
- уточнять и обогащать словарь в процессе формирования семантического поля слова «цветы», развития валентностей слов, введения в речь синонимов и антонимов;
- развивать функции словоизменения;
- воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование: индивидуальные зеркала, настольная игра «Азбука-мозаика», предметные картинки, наглядность «цветок со съёмными лепестками», карточки со словами-опорами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
1. Произнесение гласных с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции гласных звуков).
2. Из ряда букв запомнить гласные и найти соответствующую букву в азбуке-мозаике
Р, А, В, И, К;
О, З, Х, Ш, У;
Л, Х, Ы, Э, Т, Ф, М;
Логопед:
– Какие гласные буквы вы еще знаете?
– Назовите все 10 гласных букв.
3. Сообщение темы занятия
Логопед: Очень много хлопот доставляют нам гласные буквы на письме. Ведь часто мы слышим один звук, а обозначаем его на письме совсем другой буквой. Вы должны знать, что если гласная стоит под ударением, то она как слышится, так и пишется. А если гласная безударная?
Дети: Значит необходимо подобрать родственное слово, в котором сомнительная гласная стоит под ударением.
Логопед: Сегодня мы будем находить гласные в корне слова, определять в какой позиции они находятся, и учиться проверять безударные гласные в корне слова.
(Дети записывают тему занятия в тетрадях)
II. Основная часть
1. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Логопед: А название наших помощников вы определите, если правильно подберете слово к схеме.
(На магнитной доске картинки: цветок, дерево, яблоко и звуковые схемы)
2. Расширение и уточнение словаря через формирование семантического поля слова «цветы», развитие валентностей слов.
Логопед: Нашими помощниками будут цветы, а именно вот этот цветок. Но посмотрите, какой он некрасивый. У него нет лепестков. Мы украсим его, прикрепим лепестки. Но при этом вы должны выполнить одно условие: на каждом лепестке вы должны написать слово, связанное с цветком.
Однокоренные слова
Логопед: Запишите однокоренные слова для слова «цветок».
(Дети записывают слова на лепестках цветка. Слова: цветы, цветочек, цветной, цветотовод, цветочница, цветущий, цветной, цветочный, цвести)
В помощь логопед задает вопросы:
а) помещение, где растут цветы;
б) человек, который выращивает цветы;
в) женщина, которая продает цветы;
г) киоск, в котором продают цветы.
Логопед:
– Выделите общую часть родственных слов.
– Какая гласная стоит после буквы в?
– Как называется общая часть родственных слов?
– Поставьте ударение.
– В какой позиции находится гласная в корне?
– Как проверить правильность ее написания?
(Лепестки с написанными словами прикрепляются к цветку).
Слова, обозначающие признаки предмета
Логопед: Ребята, а какие бывают цветы?
(На каждом лепестке написан вопрос. Вопросы: Как называются цветы, растущие в поле, в лесу, в комнате? Цветы, растущие весной? Цветы, которые пахнут?)
Логопед: Ответьте на вопрос и запишите слово-ответ на обратной стороне лепестка.
(Ответы: полевые, луговые, лесные, комнатные, весенние, пахучие).
Логопед:
– Поставьте ударение.
– В каких словах ударение падает на гласную в
корне?
– В каких словах есть безударная в корне?
– Подберите проверочные слова.
(Проверочные слова: поле, лес, весны, пахнет. Дети записывают слова на лепестках и прикрепляют их к цветку).
Логопед: А какого цвета бывают цветы?
(Дети записывают слова на лепестках и прикрепляют их к цветку).
Физкультминутка
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
(Дети выполняют соответствующие движения под счёт).
Слова, обозначающие действия предметов
Логопед: Теперь украсим наш цветок словами-лепестками, которые обозначают действия предмета. Какие действия может совершать цветок?
расцветает зацветает увядает отцветает |
распускается радует звенит растет |
Логопед: Соедините красными стрелками слова – синонимы, а синими – слова – антонимы.
(Задания выполняются на лепестках и прикрепляются к цветку).
Развитие функции словоизменения
Дидактическая игра «Доскажи словечко». Измените слово «цветок» по смыслу.
В цветнике расцвел … (цветок).
В мире лучше нет … (цветка).
Очень рады мы … (цветку).
Мы несем домой …(цветок).
Мы любуемся …(цветком).
И поем мы о …(цветке).
Развитие валентностей слова «цветной»
Логопед: Составьте словосочетания со словом «цветной», используя данные картинки.
(Картинки: шары, телевизор, капуста, карандаши, платок, фонарики)
В каких словосочетаниях слово «цветной» можно заменить на слово «разноцветный»?
Развитие связной речи
Работа с деформированным предложением и текстом.
(Слова – опоры: Весной, зацветают, подснежники. Дети, рады, первым, цветам. Они, любуются, их, красотой).
Логопед:
– А какие цветы вы знаете?
– Составьте предложения, пользуясь опорными
словами.
– Расположите предложения так, чтобы получился
связный рассказ.
– Прочитайте получившийся рассказ. Запишите его
в тетрадь.
– Обозначьте безударную гласную и поставьте
ударение.
– Какими родственными словами мы проверим
сомнительные гласные?
(Дети выполняют задание в тетрадях)
Словесно-логические задачи
Логопед: Прочитайте предложения. Найдите слова, имеющие прямое и переносное значение.
- В саду расцвели белые розы.
- На стене висит цветной ковер.
- Лицо цветовода цветет от радости.
III. Итог занятия
Логопед:
– О чем мы сегодня говорили?
– Послушайте стихотворение:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.
– О чем это стихотворение? Как нужно относиться
к природе?
Посмотрите на наш цветок. Каким он стал красивым.
На последнем лепестке напишите ваше заветное
желание. Наш цветок волшебный и я надеюсь, что
ваши желания обязательно исполнятся.
Литература:
- Лурия А.Р. Язык и сознание Ростов-на-Дону «Феникс» 1998.
- Репина З.А., Васильева Т.В., Ведерникова А.Д., В.Б.Горская, Пискунова В.Н. Поле речевых чудес. Екатеринбург 1996.
- Ванюхина Г.А. Особенности организации лекико-грамматических игр в структуре семантического поля. Журнал «Логопед». 2006, № 4.