Конспект логопедического занятия

Разделы: Общепедагогические технологии


Бедность словаря, его слабая структурная организация, свойственные школьникам с разной структурой речевой патологии, являются одной из причин, вызывающих школьную дезадаптацию. Такие дети испытывают определённые трудности в школе при обучении русскому языку и чтению.

Обследование вновь поступающих детей в школу ежегодно выявляет у них дефицит лексики, смысловых связей, синонимических и антонимических отношений, поэтому проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в работе школьного логопеда, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

Учитывая современные психолингвистические представления А.Р.Лурии, Л.С.Выготского, Е.Н.Винарской, Н.И.Жинкина о слове, структуре его значения, закономерностях формирования лексико-грамматичексого строя в онтогенезе, нами были определены основные направления коррекционной работы с младшими школьниками с НВОНР и разработана система упражнений по формированию и расширению семантических полей.

Решая противоречия между тематическим принципом построения логопедических занятий, и отсутствием упорядоченных практических материалов по организации семантического поля, данная работа проводилась на различных этапах логопедических занятий по коррекции недостатков устной и письменной речи младших школьников с НВОНР.

Исследования психологов (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия и др.) показывают, что слово не только указывает на определённый предмет, действие, качество или отношение. Слово вызывает к жизни, актуализирует целый комплекс ассоциаций (семантическое поле), то есть за каждым словом обязательно стоит система разных связей: ситуационных, понятийных, звуковых и т.д. По мнению Л.С.Выготского, в процессе развития ребёнка само слово изменяет смысловую структуру, обогащается системой связей.
Структура семантического поля выглядит следующим образом:

  • ядерное слово;
  • ситуация;
  • словообразование;
  • антонимы;
  • синонимы;
  • слова переносного значения;
  • омонимы;
  • образные выражения;
  • словоизменение;
  • логические задачи.

Организация семантических полей включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Наличие семантического поля позволяет ребёнку быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребёнок не способен сразу смоделировать объёмное семантическое поле. Формирование их идёт постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определённой ситуацией, затем оно расширяется.
Проводимая работа по формированию и расширению семантического поля подготавливает речевые предпосылки для успешного преодоления специфических ошибок у младших школьников и для овладения ими орфографическими знаниями, умениями и навыками.

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса

Тема:

  • логопедическая: выделение гласных звуков из слов;
  • лексическая: цветы;
  • грамматическая: нахождение и проверка безударных гласных в корне, проверяемых ударением.

Цели:

  • образовательные:
    • упражнять в написании слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;
  • коррекционные:
    • совершенствовать навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза с опорой на схему и в умственном плане;
    • уточнять и обогащать словарь в процессе формирования семантического поля слова «цветы», развития валентностей слов, введения в речь синонимов и антонимов;
    • развивать функции словоизменения;
  • воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к природе;

Оборудование: индивидуальные зеркала, настольная игра «Азбука-мозаика», предметные картинки, наглядность «цветок со съёмными лепестками», карточки со словами-опорами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

1. Произнесение гласных с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции гласных звуков).

2. Из ряда букв запомнить гласные и найти соответствующую букву в азбуке-мозаике

Р, А, В, И, К;
О, З, Х, Ш, У;
Л, Х, Ы, Э, Т, Ф, М;

Логопед:

– Какие гласные буквы вы еще знаете?
– Назовите все 10 гласных букв.

3. Сообщение темы занятия

Логопед: Очень много хлопот доставляют нам гласные буквы на письме. Ведь часто мы слышим один звук, а обозначаем его на письме совсем другой буквой. Вы должны знать, что если гласная стоит под ударением, то она как слышится, так и пишется. А если гласная безударная?

Дети: Значит необходимо подобрать родственное слово, в котором сомнительная гласная стоит под ударением.

Логопед: Сегодня мы будем находить гласные в корне слова, определять в какой позиции они находятся, и учиться проверять безударные гласные в корне слова.

(Дети записывают тему занятия в тетрадях)

II. Основная часть

1. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопед: А название наших помощников вы определите, если правильно подберете слово к схеме.

(На магнитной доске картинки: цветок, дерево, яблоко и звуковые схемы)

2. Расширение и уточнение словаря через формирование семантического поля слова «цветы», развитие валентностей слов.

Логопед: Нашими помощниками будут цветы, а именно вот этот цветок. Но посмотрите, какой он некрасивый. У него нет лепестков. Мы украсим его, прикрепим лепестки. Но при этом вы должны выполнить одно условие: на каждом лепестке вы должны написать слово, связанное с цветком.

Однокоренные слова

Логопед: Запишите однокоренные слова для слова «цветок».

(Дети записывают слова на лепестках цветка. Слова: цветы, цветочек, цветной, цветотовод, цветочница, цветущий, цветной, цветочный, цвести)

В помощь логопед задает вопросы:

а) помещение, где растут цветы;
б) человек, который выращивает цветы;
в) женщина, которая продает цветы;
г) киоск, в котором продают цветы.

Логопед:

– Выделите общую часть родственных слов.
– Какая гласная стоит после буквы в?
– Как называется общая часть родственных слов?
– Поставьте ударение.
– В какой позиции находится гласная в корне?
– Как проверить правильность ее написания?

(Лепестки с написанными словами прикрепляются к цветку).

Слова, обозначающие признаки предмета

Логопед: Ребята, а какие бывают цветы?

(На каждом лепестке написан вопрос. Вопросы: Как называются цветы, растущие в поле, в лесу, в комнате? Цветы, растущие весной? Цветы, которые пахнут?)

Логопед: Ответьте на вопрос и запишите слово-ответ на обратной стороне лепестка.

(Ответы: полевые, луговые, лесные, комнатные, весенние, пахучие).

Логопед:

– Поставьте ударение.
– В каких словах ударение падает на гласную в корне?
– В каких словах есть безударная в корне?
– Подберите проверочные слова.

(Проверочные слова: поле, лес, весны, пахнет. Дети записывают слова на лепестках и прикрепляют их к цветку).

Логопед: А какого цвета бывают цветы?

(Дети записывают слова на лепестках и прикрепляют их к цветку).

Физкультминутка

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.

(Дети выполняют соответствующие движения под счёт).

Слова, обозначающие действия предметов

Логопед: Теперь украсим наш цветок словами-лепестками, которые обозначают действия предмета. Какие действия может совершать цветок?

расцветает
зацветает
увядает
отцветает
распускается
радует
звенит
растет

Логопед: Соедините красными стрелками слова – синонимы, а синими – слова – антонимы.

(Задания выполняются на лепестках и прикрепляются к цветку).

Развитие функции словоизменения

Дидактическая игра «Доскажи словечко». Измените слово «цветок» по смыслу.

В цветнике расцвел … (цветок).
В мире лучше нет … (цветка).
Очень рады мы … (цветку).
Мы несем домой …(цветок).
Мы любуемся …(цветком).
И поем мы о …(цветке).

Развитие валентностей слова «цветной»

Логопед: Составьте словосочетания со словом «цветной», используя данные картинки.

(Картинки: шары, телевизор, капуста, карандаши, платок, фонарики)

В каких словосочетаниях слово «цветной» можно заменить на слово «разноцветный»?

Развитие связной речи

Работа с деформированным предложением и текстом.

(Слова – опоры: Весной, зацветают, подснежники. Дети, рады, первым, цветам. Они, любуются, их, красотой).

Логопед:

– А какие цветы вы знаете?
– Составьте предложения, пользуясь опорными словами.
– Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
– Прочитайте получившийся рассказ. Запишите его в тетрадь.
– Обозначьте безударную гласную и поставьте ударение.
– Какими родственными словами мы проверим сомнительные гласные?

(Дети выполняют задание в тетрадях)

Словесно-логические задачи

Логопед: Прочитайте предложения. Найдите слова, имеющие прямое и переносное значение.

  • В саду расцвели белые розы.
  • На стене висит цветной ковер.
  • Лицо цветовода цветет от радости.

III. Итог занятия

Логопед:

– О чем мы сегодня говорили?
– Послушайте стихотворение:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.

– О чем это стихотворение? Как нужно относиться к природе?
Посмотрите на наш цветок. Каким он стал красивым. На последнем лепестке напишите ваше заветное желание. Наш цветок волшебный и я надеюсь, что ваши желания обязательно исполнятся.

Литература:

  1. Лурия А.Р. Язык и сознание Ростов-на-Дону «Феникс» 1998.
  2. Репина З.А., Васильева Т.В., Ведерникова А.Д., В.Б.Горская, Пискунова В.Н. Поле речевых чудес. Екатеринбург 1996.
  3. Ванюхина Г.А. Особенности организации лекико-грамматических игр в структуре семантического поля. Журнал «Логопед». 2006, № 4.