Лаборатория "Пифагор"

Разделы: Математика, Информатика, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


По словам Дмитрия Медведева, программа развития российской школы должна включать в себя пять основных направлений.

Первая задача, которую необходимо решить системе общего образования, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Решению этой задачи должно соответствовать обновлённое содержание образования.

Я, думаю, что создание такой проектно- исследовательской лаборатории как «Пифагор», мой реальный вклад в обновление содержания образования. Изменяется характер образования от усвоения суммы знаний, умений и навыков к поисковому мотивированному самообразованию учащихся, усилению ориентации на развитие исследовательской культуры ученика вне зависимости от возраста и школьной успешности.

В 2006 году наша школа № 1315 победила в приоритетном национальном проекте «Образование». На удостоенную премию 100000 рублей школа приобрела два компьютерных кабинета, проекторы интерактивные доски, программное обеспечение. В школе установлена локальная сеть. С 5 класса преподается информатика и ИКТ. Школа № 1315 подключена к Internet . Стало возможным заниматься свободно компьютерными проектами во всех классах средней школы и подводить итоги, проводя конкурсы школьных компьютерных проектов. Тем самым готовить своих учеников к участию в олимпиадах и конкурсах округа, города и страны, где используются информационные технологии.

В 2007 году в нашей школе ГОУ СОШ № 1315 с углублённым изучением английского языка г. Москвы создана «Школьная Академия Наук». На базе компьютерного кабинета, где организована локальная сеть, где есть интерактивная доска, где я с детьми занимаюсь и математикой, и информатикой, я создала и возглавила проектно- исследовательскую лабораторию «Пифагор».

Проектная деятельность является достаточно модным направлением. Всё чаще преподаватели оценивают работу учащихся по умению качественно и актуально сделать проект. Эта форма работы раньше присутствовала лишь в высших учебных заведениях. Сейчас социальные запросы меняются, и уметь создавать некий продукт, начиная с идеи и заканчивая анализом проделанной работы, должен каждый выпускник школы.

Самостоятельное изучение основной, дополнительной литературы и других источников информации, изучение способов её переработки, разработка авторских исследовательских проектов способствует повышению качества образования в школе и, кроме того, выступает как здоровье сберегающая программа для каждого школьника, так как обучение происходит с интересом, в зоне актуального развития ученика.

В результате проектно-исследовательской работы у учащихся развивается опыт проектирования, направленный на достижение личностно- значимой цели и личная уверенность. Ребята осознают значимость коллективной работы для получения результата и роли сотрудничества. Они учатся принимать, обосновывать нестандартные решения проблемных ситуаций и развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

На базе изучаемых предметов математика и информатика мною в школе создана проектно-исследовательская лаборатория «Пифагор».

Лаборатория работает в 5 направлениях:

1. Создание математической медиатеки (электронных учебников по математике в программе Power Point).

2. Разработка и выпуск компьютерных тестов по математике (математические тренажёры для 5, 6, 7 классов в программе Power Point и Word).

3. Разработка рекламных презентаций о великих математиках с использованием ресурсов Internet в программе Power Point. Учащимися с помощью Internet-ресурсов, подобран материал о великих математиках, имена которых встречаются в школьных учебниках математики, чьими именами названы теоремы формулы, понятия.

4. Создание компьютерного сборника задач по математике к учебнику Петерсон 5, 6-го класса в программах Power Point и Word. Учащимися 5-х , 6-х классов с помощью учителя математики и учебника по математике авт. Петерсон Л.Г. исследованы типы задач на совместное движение, исследованы три типа решения задач на проценты, исследованы решения задач на движение по течению реки, против течения, изучены формулы на каждый тип задач и составлены свои задачи. Подобраны иллюстрации к каждой задаче. Проект воспитывает творческое мышление, креативность.

5. Создание электронных версий материалов для внеклассной работы в программах Power Point и Word. Все учащиеся 5-х классов с большим удовольствием включились в проект «Математическая сказка». Развитие детского творчества - основная цель этого проекта. Дети дома сочиняли математические сказки, а на уроках информатики набирали текст в MS Word, а в Paint делали рисунки к сказке. Были сказки в стихах.

На занятиях математического кружка в 5-6-х классах учащиеся много решают интересных задач из толстых сборников, которые, как правило, не содержат рисунков или имеют их очень-очень мало. Такие книжки, хотя и адресованы ребятам, им они кажутся скучными и не интересными. Нам стало обидно за эти «Математические шкатулки». Мы решили исправить ошибку и создать «Рабочую тетрадь для математического кружка», в которой много картинок, оставлены места для решения, для ответа, есть подсказки. Создана брошюра «Рабочая тетрадь для математического кружка», набранная в Microsoft Word. Оформлена электронная версия «Рабочей тетради…» или «Математической шкатулки» в программе Power Point.

Приоритетным направлением работы лаборатории стала проектно-исследовательская работа учащихся, которая в себя включает: мозговые штурмы, выдвижение гипотез, работа над проектом с определением целей, задач и плана исследования, выводов. Учебная исследовательская деятельность учащихся ведётся по схеме:

Учащиеся 5, 6, 7, 8-х классов сделали много разных проектов для лаборатории «Пифагор», но помимо этого, каждый создал свою проектно-исследовательскую работу по математике, используя ресурсы Internet , компьютерные программы PowerPoint, Word, Excel, Paint, Publisher, звукозапись, калькулятор, блокнот, Movie Maker. Математических тем было предложено ребятам более 200. Проекты выполнялись индивидуально или в группе. Некоторые проекты укрупнились, объединяясь. Проектно-исследовательские работы подготовлены для участия в школьной научно-практической конференции и в олимпиаде проектно-исследовательских работ по математике.

Самые чаще выбираемые математические темы:

  • Пифагор
  • Волшебный лист Мёбиуса
  • Жить или курить?
  • Золотое сечение
  • Великие математики
  • ВОВ в цифрах
  • Архитектура и математика
  • Логические задачи
  • Квадратура круга
  • Календарь
  • Софизмы
  • Магия чисел
  • Знакомое и неизвестное число p
  • Симметрия вокруг нас
  • Лабиринты
  • Башни кремля
  • 7 или 13? Какое число счастливее?
  • Геометрия дождя и снега.
  • Женщины-математики

Моя ближайшая цель, как руководителя лаборатории «Пифагор», а я преподаю математику 30 лет - значительно расширить тематику проектно-исследовательских работ. Есть огромное желание создавать интегрированные с математикой проекты. Для этого привлечь к совместной деятельности учителей других предметов, таких как физика, география, химия, биология.