Элективный курс для учащихся 9-х классов "Технологизация проведения мониторинга состояния физической подготовленности в общеобразовательном учреждении"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Пояснительная записка

В свете постановления Правительства Российской Федерации “Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи”, особую актуальность приобретают исследования, направленные на обоснование содержания и изучение организационных аспектов проведения мониторинга. Программа предназначена для учащихся 9-х классов и делится на два блока:

1.Информационный блок (компьютерная обработка результатов тестирования, создание и пополнение банка данных о физической подготовленности учащихся).

2.Деятельностный блок (проведение тестирования, организация занятий,

разработка рекомендаций для проведения самостоятельных занятий).

Предлагаемый курс учитывает общие и специфические цели тестирования на каждом его этапе.

Исследовательская направленность – формирование личностно-познавательной сферы учащихся, развивающей системное мышление и исследовательскую культуру.

Профильная направленность – воспитание широко образованной личности, способной к активному интеллектуальному и физическому труду, умеющей использовать знания в различных областях.

Главная цель – приобретение учащимися необходимых знаний и умений для формирования здорового образа жизни, организации проведения и судейства школьных соревнований по общей физической подготовке.

Задачи:

  • Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой специальных знаний и навыков проведения тестирования.
  • Осуществление объективного контроля за уровнем физического развития школьников (наряду с тестированием уровня знаний) и оценки качества образования
  • Формирование умений и навыков организации и проведения самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом.
  • Овладение интегративной системой знаний анатома - физиологических и гигиенических самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом.

Основы знаний:

  • Изучение положения о системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.
  • Проведение исследований направленных на обоснование содержания и изучения организационных аспектов проведения мониторинга.
  • Технологизация проведения мониторинга состояния физической подготовленности в МОУ СОШ №1 с использованием информационных технологий.

Умения и навыки:

  • Проведение тестирования и анализ физического развития учащихся проживающих в условиях Крайнего Севера.
  • Создание и пополнение банка данных о физической подготовленности учащихся школы.
  • Разработка рекомендаций по проведению самостоятельных занятий для учащихся имеющих низкие показатели уровня физического развития.
  • Разработка рекомендаций для родителей и учащихся по совершенствованию физического развития

Используемые педагогические технологии.

Технология проблемного обучения (такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей).

Технология коллективного способа обучения (такая организация занятий, при которой происходит общение учащихся в мини-группах по 2-3 человека, когда каждый учит каждого).

Технология использования потенциала личностно-ориентированного подхода в обучении (такая организация занятий, при которой каждая личность признаётся носителем субъектного опыта; широко используются эффекты исследования проблемного и творческого поиска).

Информационные технологии (использование на занятиях информации из источников в интернете, составление базы данных в электронном виде)

Содержательная часть курса.

Информационный блок.

Тема 1.

Изучение положения об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. От 29 декабря 2001года.

Тема 2.

Целевая спортивно-оздоровительная программа “Президентские состязания”.

Участие классов и школ города Новый Уренгой и ЯНАО в программе “Президентские состязания”.

Тема 3. Анкетирование учащихся 7х, 4х классов по изучению режима дня, участия в школьных и городских спортивных мероприятиях, занятий в спортивных секциях.

Тема 4.

Участие в подготовке и проведении классных часов, родительских собраний.

Тема 5.

Единичные и комплексные тесты.

Объективность тестирования и соблюдение стандартных условий для проведения тестов.

Тема 6.

Создание информационной базы данных по физической подготовленности учащихся МОУ СОШ №1

Тема 7.

Разработка листа здоровья “Я - Крепыш” для учащихся младшей школы.

Тема 8.

Изучение списков учащихся имеющих основную, подготовительную и специальную группу.

Тема 9.

Составление списков учащихся с разным уровнем физического развития.

Тема 10.

Подготовка аналитических отчетов о физической подготовленности учащихся с учетом базы данных по состоянию здоровья.

Деятельностный блок.

Тема 11.

Тестирование учащихся в начале учебного года

Оперативный контроль.

Тестирование учащихся в конце учебного года

Проведение соревнований по общей физической подготовке с учащимися младшей школы.

Тема 12.

Организация самостоятельных занятий с внесенными коррективами

Тема 13.

Проведение индивидуальных бесед с учащимися, имеющими низкий уровень физического развития

Тема 14.

Разработка индивидуальных карточек с заданиями по развитию физических качеств, для учащихся младших классов.

Тема 15.

Пополнение банка данных о физической подготовленности учащихся.

Тема 16.

Анализ выступления учащихся в городских соревнованиях по общей физической подготовке.

Тема 17.

Разработка рекомендаций по совершенствованию физического воспитания в МОУ СОШ

Требования к уровню подготовки усвоения учебного материала.

В процессе изучения программы курса учащиеся получают возможность знать:

- положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения.

- о способах составления базы данных по уровню физического развития;

- о составлении отчета по тестированию;

- о разновидностях проведения контроля.

уметь:

- использовать для развития физических качеств отстающих в развитии определенные упражнения.

- организовать и провести тестирование по общей физической подготовке;

- овладеть навыками судейства при проведении тестирования;

Организационно-методические указания:

  • Каждое занятие должно иметь конкретные педагогические задачи, которые определяют его содержание, выбор методов, средств обучения, и воспитания, способа организации учащихся.
  • При передаче знаний важно опираться на методы учебно-познавательной деятельности.
  • Темы занятий должны быть согласованы между собой.
  • Необходимо использовать межпредметные связи.
  • Учащиеся должны пополнять представление об олимпийских видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности.
  • Усвоение знаний учащимися надо контролировать на основе устного и письменного опроса, применение умений и навыков в судействе при проведении тестирования и соревнований, специальных заданий по применению знаний на практике.

Учебно-тематический план

Блок

Содержание материала

дата

Кол-во часов

Информационный блок

Изучение положения об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. От 29 декабря 2001 года.

 

1ч.

Российская целевая спортивно-оздоровительная программа “Президентские состязания”.

Участие классов и школ города Новый Уренгой и ЯНАО в программе “Президентские состязания”.

 

1ч.

Анкетирование учащихся 7х, 4х классов по изучению режима дня, участия в школьных и городских спортивных мероприятиях, занятий в спортивных секциях.

 

3ч.

Участие в подготовке и проведении классных часов, родительских собраний.

 

2ч.

Единичные и комплексные тесты.

Объективность тестирования и соблюдение стандартных условий для проведения тестов.

 

Создание информационной базы данных по физической подготовленности учащихся МОУ СОШ №1

 

Разработка листа здоровья “Я - Крепыш” для учащихся младшей школы.

 

2ч.

Изучение списков учащихся имеющих основную, подготовительную и специальную группу.

 

1ч.

Составление списков учащихся с разным уровнем физического развития.

 

2ч.

Подготовка аналитических отчетов о физической подготовленности учащихся с учетом базы данных по состоянию здоровья.

 

2ч.

Деятельностный блок

Тестирование учащихся в начале учебного года

Оперативный контроль.

Тестирование учащихся в конце учебного года.

Проведение соревнований по общей физической подготовке с учащимися младшей школы.

 

Организация самостоятельных занятий с внесенными коррективами

 

1ч.

Проведение индивидуальных бесед с учащимися, имеющими низкий уровень физического развития

 

1ч.

Разработка индивидуальных карточек с заданиями по развитию физических качеств, для учащихся младших классов.

 

2ч.

Пополнение банка данных о физической подготовленности учащихся.

 

2ч.

Анализ выступления учащихся в городских соревнованиях по общей физической подготовке.

 

1ч.

Разработка рекомендаций по совершенствованию физического воспитания в МОУ СОШ №1

 

2ч.

Рекомендуемая литература

Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Академия, 2008г.

Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта.- М.: Радуга, 1982 г.

Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания для учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2006г.

Ланда Б.Х. Практические рекомендации по массовому широкомасштабному тестированию показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности, характеризующих состояние физического здоровья обучающихся: Для педагогов и специалистов, отвечающих за здоровье молодого поколения в образовательных учреждениях любого вида (школа, ДОУ, вуз и т.д.), Управление образования г. Казани, 2006г. – С. 16.

Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности, Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006г. – С. 208.

Мишин Б.И. Настольная книга учителя физкультуры.- М.: Астрель

Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте, М. “Академия”, 2008 г.