Пояснительная записка
В свете постановления Правительства Российской Федерации “Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи”, особую актуальность приобретают исследования, направленные на обоснование содержания и изучение организационных аспектов проведения мониторинга. Программа предназначена для учащихся 9-х классов и делится на два блока:
1.Информационный блок (компьютерная обработка результатов тестирования, создание и пополнение банка данных о физической подготовленности учащихся).
2.Деятельностный блок (проведение тестирования, организация занятий,
разработка рекомендаций для проведения самостоятельных занятий).
Предлагаемый курс учитывает общие и специфические цели тестирования на каждом его этапе.
Исследовательская направленность – формирование личностно-познавательной сферы учащихся, развивающей системное мышление и исследовательскую культуру.
Профильная направленность – воспитание широко образованной личности, способной к активному интеллектуальному и физическому труду, умеющей использовать знания в различных областях.
Главная цель – приобретение учащимися необходимых знаний и умений для формирования здорового образа жизни, организации проведения и судейства школьных соревнований по общей физической подготовке.
Задачи:
- Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой специальных знаний и навыков проведения тестирования.
- Осуществление объективного контроля за уровнем физического развития школьников (наряду с тестированием уровня знаний) и оценки качества образования
- Формирование умений и навыков организации и проведения самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом.
- Овладение интегративной системой знаний анатома - физиологических и гигиенических самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом.
Основы знаний:
- Изучение положения о системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.
- Проведение исследований направленных на обоснование содержания и изучения организационных аспектов проведения мониторинга.
- Технологизация проведения мониторинга состояния физической подготовленности в МОУ СОШ №1 с использованием информационных технологий.
Умения и навыки:
- Проведение тестирования и анализ физического развития учащихся проживающих в условиях Крайнего Севера.
- Создание и пополнение банка данных о физической подготовленности учащихся школы.
- Разработка рекомендаций по проведению самостоятельных занятий для учащихся имеющих низкие показатели уровня физического развития.
- Разработка рекомендаций для родителей и учащихся по совершенствованию физического развития
Используемые педагогические технологии.
Технология проблемного обучения (такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей).
Технология коллективного способа обучения (такая организация занятий, при которой происходит общение учащихся в мини-группах по 2-3 человека, когда каждый учит каждого).
Технология использования потенциала личностно-ориентированного подхода в обучении (такая организация занятий, при которой каждая личность признаётся носителем субъектного опыта; широко используются эффекты исследования проблемного и творческого поиска).
Информационные технологии (использование на занятиях информации из источников в интернете, составление базы данных в электронном виде)
Содержательная часть курса.
Информационный блок.
Тема 1.
Изучение положения об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. От 29 декабря 2001года.
Тема 2.
Целевая спортивно-оздоровительная программа “Президентские состязания”.
Участие классов и школ города Новый Уренгой и ЯНАО в программе “Президентские состязания”.
Тема 3. Анкетирование учащихся 7х, 4х классов по изучению режима дня, участия в школьных и городских спортивных мероприятиях, занятий в спортивных секциях.
Тема 4.
Участие в подготовке и проведении классных часов, родительских собраний.
Тема 5.
Единичные и комплексные тесты.
Объективность тестирования и соблюдение стандартных условий для проведения тестов.
Тема 6.
Создание информационной базы данных по физической подготовленности учащихся МОУ СОШ №1
Тема 7.
Разработка листа здоровья “Я - Крепыш” для учащихся младшей школы.
Тема 8.
Изучение списков учащихся имеющих основную, подготовительную и специальную группу.
Тема 9.
Составление списков учащихся с разным уровнем физического развития.
Тема 10.
Подготовка аналитических отчетов о физической подготовленности учащихся с учетом базы данных по состоянию здоровья.
Деятельностный блок.
Тема 11.
Тестирование учащихся в начале учебного года
Оперативный контроль.
Тестирование учащихся в конце учебного года
Проведение соревнований по общей физической подготовке с учащимися младшей школы.
Тема 12.
Организация самостоятельных занятий с внесенными коррективами
Тема 13.
Проведение индивидуальных бесед с учащимися, имеющими низкий уровень физического развития
Тема 14.
Разработка индивидуальных карточек с заданиями по развитию физических качеств, для учащихся младших классов.
Тема 15.
Пополнение банка данных о физической подготовленности учащихся.
Тема 16.
Анализ выступления учащихся в городских соревнованиях по общей физической подготовке.
Тема 17.
Разработка рекомендаций по совершенствованию физического воспитания в МОУ СОШ
Требования к уровню подготовки усвоения учебного материала.
В процессе изучения программы курса учащиеся получают возможность знать:
- положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения.
- о способах составления базы данных по уровню физического развития;
- о составлении отчета по тестированию;
- о разновидностях проведения контроля.
уметь:
- использовать для развития физических качеств отстающих в развитии определенные упражнения.
- организовать и провести тестирование по общей физической подготовке;
- овладеть навыками судейства при проведении тестирования;
Организационно-методические указания:
- Каждое занятие должно иметь конкретные педагогические задачи, которые определяют его содержание, выбор методов, средств обучения, и воспитания, способа организации учащихся.
- При передаче знаний важно опираться на методы учебно-познавательной деятельности.
- Темы занятий должны быть согласованы между собой.
- Необходимо использовать межпредметные связи.
- Учащиеся должны пополнять представление об олимпийских видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности.
- Усвоение знаний учащимися надо контролировать на основе устного и письменного опроса, применение умений и навыков в судействе при проведении тестирования и соревнований, специальных заданий по применению знаний на практике.
Учебно-тематический план
Блок |
Содержание материала |
дата |
Кол-во часов |
Информационный блок |
Изучение положения об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. От 29 декабря 2001 года. |
1ч. |
|
Российская целевая спортивно-оздоровительная программа “Президентские состязания”. Участие классов и школ города Новый Уренгой и ЯНАО в программе “Президентские состязания”. |
1ч. |
||
Анкетирование учащихся 7х, 4х классов по изучению режима дня, участия в школьных и городских спортивных мероприятиях, занятий в спортивных секциях. |
3ч. |
||
Участие в подготовке и проведении классных часов, родительских собраний. |
2ч. |
||
Единичные и комплексные тесты. Объективность тестирования и соблюдение стандартных условий для проведения тестов. |
2ч |
||
Создание информационной базы данных по физической подготовленности учащихся МОУ СОШ №1 |
4ч |
||
Разработка листа здоровья “Я - Крепыш” для учащихся младшей школы. |
2ч. |
||
Изучение списков учащихся имеющих основную, подготовительную и специальную группу. |
1ч. |
||
Составление списков учащихся с разным уровнем физического развития. |
2ч. |
||
Подготовка аналитических отчетов о физической подготовленности учащихся с учетом базы данных по состоянию здоровья. |
2ч. |
||
Деятельностный блок |
Тестирование учащихся в начале учебного года Оперативный контроль. Тестирование учащихся в конце учебного года. Проведение соревнований по общей физической подготовке с учащимися младшей школы. |
6ч |
|
Организация самостоятельных занятий с внесенными коррективами |
1ч. |
||
Проведение индивидуальных бесед с учащимися, имеющими низкий уровень физического развития |
1ч. |
||
Разработка индивидуальных карточек с заданиями по развитию физических качеств, для учащихся младших классов. |
2ч. |
||
Пополнение банка данных о физической подготовленности учащихся. |
2ч. |
||
Анализ выступления учащихся в городских соревнованиях по общей физической подготовке. |
1ч. |
||
Разработка рекомендаций по совершенствованию физического воспитания в МОУ СОШ №1 |
2ч. |
Рекомендуемая литература
Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Академия, 2008г.
Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта.- М.: Радуга, 1982 г.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания для учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2006г.
Ланда Б.Х. Практические рекомендации по массовому широкомасштабному тестированию показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности, характеризующих состояние физического здоровья обучающихся: Для педагогов и специалистов, отвечающих за здоровье молодого поколения в образовательных учреждениях любого вида (школа, ДОУ, вуз и т.д.), Управление образования г. Казани, 2006г. – С. 16.
Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности, Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006г. – С. 208.
Мишин Б.И. Настольная книга учителя физкультуры.- М.: Астрель
Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте, М. “Академия”, 2008 г.