Фронтальное логопедическое занятие с детьми с общим недоразвитием речи в подготовительной логопедической группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: дифференциация звуков [С - Ш] в словах, предложениях.

Задачи:

  1. Закреплять правильное произношение и различение звуков [С] - [Ш], обучать умению давать характеристику этим звукам.
  2. Закреплять чтение слогов по карточкам, составление слов по кубикам Зайцева Н. А. «сени», «шея».
  3. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза слов, нахождения звуков [С - Ш] в словах.
  4. Закреплять названия головных уборов, обуви, одежды и обобщающего понятия.
  5. Словообразование отглагольных прилагательных, согласование их с существительными в винительном падеже.
  6. Воспитание умения следить за собственной речью.
  7. Формирование фонематического восприятия.
  8. Коррекция внимания, памяти и мышления.
  9.  Активизация словаря по теме: «Одежда», «Обувь», «Головные уборы».

Демонстрационный материал:

  • таблица с магнитофоном и кассетой, кубиками по методике Зайцева Н.А.;
  • напечатанные слоги;
  • картина зимнего леса;
  • картинка с изображением скафандра;
  • названия команд: «Оса», «Шар» с цифрами;
  • кружки синего, красного, зелёного цвета на каждого ребёнка;
  • 16 картинок со звуками [Ш] - [С], зимняя одежда (шуба, шарф), зимние головные уборы (шапка вязаная, шапка - ушанка, шаль), зимняя обувь (валенки с калошами), демисезонные головные мужские уборы (шляпы), демисезонная обувь (сапоги, сандалии), мужская и женская одежда, нижнее белье;
  • ребусы на каждую команду;
  • фишки.

Ход занятия.

1. Оргмомент. Пение букв по таблице Зайцева Н.А. [8]. Нахождение своего места: берут со стола логопеда напечатанные слоги (ас – аш, ос – аш и т. д.) и идут к своим столам, на которых также лежат отпечатанные слоги.

Задача: найти свое место. Логопед и дети проверяют, правильно ли они сели. Дети читают слоги.

2. Различение звуков [С] - [Ш]. Характеристика звуков. Логопед спрашивает детей, какие согласные звуки чаще всего повторялись? ([С], [Ш]). Дети рассказывают характеристику звуков: [С] - согласный, твёрдый, глухой, свистящий, зубной; звук [Ш] - согласный, твёрдый, глухой, шипящий [5].

3. Развитие фонематического слуха.

Логопед: «Дети, вы хотите отправиться в путешествие на другую планету? Угадайте, на какую планету мы полетим?»

Игра: «Хлопните, если услышите звук [С]. (Венера, Луна, Плутон, Сатурн) [7]. Дети хлопают на слово: Сатурн. Логопед: «Дети, за правильные ответы вы будете получать фишки. Посмотрим, какая команда получит больше фишек».

4. Звуковой анализ слова. Логопед: «На чем можно полететь в космос?»

Дети: «На ракете».

Логопед: «Можно ли полететь в космос в наших костюмах? Что мы наденем?» (Скафандры.) Имитация надевания.

Логопед: «Вова, ты в чем? (В скафандре.) Что такое скафандр? (Космический костюм) Название своих ракет узнаете, если разложите цифры по порядку и прочитаете слово. («Оса», «Шар»). Ваши ракеты взлетят, если верно нажмете на кнопки. (Дети выкладывают звуковой анализ слов «оса», «шар»). Сейчас узнаем, какая ракета быстрее взлетит?»

5. Обратный счет. Релаксация - «Невесомость».

Логопед: «Внимание! Приготовьтесь к полету. Считаем!10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск! Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелые голова, руки, ноги. Откройте глаза. Сейчас мы вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово? Изобразите разные позы человека в состоянии невесомости. А сейчас посмотрим в иллюминатор» [7].

6. Словообразование. Логопед: «Посмотрите направо, посмотрите налево. Какое время года на земле? Что вы видите? (выставляется картина зимнего леса). Расскажите, какой зимний лес вы видите? (запорошенный, завьюженный, замороженный, заснеженный, заметённый, завороженный, зачарованный, дремучий, сказочный, молчаливый)» [7].

7. Работа с кубиками, (развитие фонематического слуха, внимания, памяти.) Логопед: «Прилетели на планету Сатурн. Инопланетяне живут в красивых сказочных замках. Команда ракеты «Оса» собирают кубики на слух - (дети слушают, как логопед за ширмой звенит кубиками, для каждой команды отдельно, и дети должны определить на слух, какие кубики они должны выбрать) деревянные маленькие и железные маленькие.

Команда ракеты «Шар» собирают кубики на слух - деревянные большие, золотые, железные большие. Командам необходимо собрать красивые замки для инопланетян.

8. Слоговое проговаривание. Логопед: «Дети, вас встречают инопланетяне. (выставляются инопланетяне). Спросите, как их зовут и повторите их имена». (Суасея и Шуашея).

Логопед: «В каком замке будет жить Суасея, догадайтесь? (в том, которая построила команда «Оса»). А в каком замке будет жить Шуашея, догадайтесь? (в том, которая построила команда «Шар»).

9. Игра: «Скажи наоборот». Логопед: «Суасея и Шуашея с вами здороваются)

Суасея здоровается, а вы отвечайте наоборот, со звуком [Ш]. Шуашея здоровается, а вы отвечайте наоборот, со звуком [С] [1].

Са - С А – СА

ША - Ш А - ША.

Со - С о – Со

Шо - Шо - Шо.

Су - С у – Су

Шу - Шу - Шу.

Сы - С ы – Сы

Ши - Ши - Ши.

Динамическая пауза: «Зайцы» [3].

Скачут, скачут во лесочке (Прыжки на месте на двух ногах.)
Зайцы — серые клубочки. (Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки.)
Прыг-скок, прыг-скок (Прыжки вперед — назад, вперед — назад)
Встал зайчонок на пенек. (Встать прямо, руки опустить.)
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте. (Шаги на месте.)
Два! Руками машут вместе. (Руками перед собой выполняют движение "ножницы")
Три! Присели, дружно встали. (Присесть, встать.)
Все за ушком почесали. (Почесать за ухом)
На «четыре» потянулись. (Выпрямиться.)
Пять! Прогнулись и нагнулись. (Прогнуться, наклониться вперед.)
Шесть! Все встали снова в ряд, (Построиться в ряд)
Зашагали как отряд. (Шаги на месте.)

10. Проговаривание слов со звуками [С] - [Ш].

Логопед: «Мы приехали в гости к инопланетянам с подарками. (16 картинок со звуками [Ш] - [С])». Проговаривание картинок (выставляются картинки на доске). Логопед просит детей назвать только зимнюю одежду, зимнюю обувь, только женскую одежду, мужскую одежду, мужские головные уборы, демисезонную обувь, нижнее белье.

10. Классиффикация.

Логопед просит детей Шуашее подарить только

  • зимнюю одежду (шуба, шарф)
  • зимние головные уборы (шапка вязаная, шапка - ушанка, шаль
  • зимнюю обувь (валенки с калошами).
  • демисезонные головные мужские уборы (шляпы)

Суасее необходимо подарить:

  • демисезонную обувь.
  • мужскую и женскую одежду.
  • нижнее белье.

Пальчиковая гимнастика: «Снежок» [6].

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони вместе
Очень гладкий, гладят одной ладонью другу)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком)
Раз — подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два — поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок)
Три — уроним (Встают, роняют воображаемый снежок)
И... сломаем. (Топают.)

11. Дети находят картинки, располагают их около замка, проверяют друг друга, проговаривают картинки – подарки.

12. Нахождение звуков [Ш] - [С] в словах. Каждый ребенок берет по одной картинке и находит заданный звук в слове, проверяют друг друга.

12. Ребусы. Работа с кубиками.

Логопед: «Шуашея и Суасея приготовили вам сюрпризы. Они приготовили вам засекреченные слова. Попробуйте разгадать их. Но помните: это тайна. Тайна в следующих ребусах: по первым звукам картинок каждая команда узнает своё слово, выложит из кубиков это слово. Напишите слова с помощью кубиков, прочитайте слова шепотом. (У команды ракеты «Оса» - слово сени; у команды ракеты «Шар» - шея). Команды, поменяйтесь местами. Угадайте ребусы. Прочитайте слова громко».

13. Итог. Инопланетяне прощаются с вами. У кого больше фишек, та ракета быстрее прилетит на Землю. Посчитаем фишки.

Использованная литература.

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.- 160с + цв. Вкл. 48 с.
  2. Базисная программа развития ребенка – дошкольника «Истоки». Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. – М.: 2001. – Издательство дом «Карапуз», 303 с.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 1999 г, стр. 14 - 16.
  4. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. - СПб.: Лань, 2000.- 224 с.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.II период. Пособие для логопедов. – 2-е изд. – М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 1999 – 96 с.
  6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.528 с.
  7. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». Пособие для логопедов. – М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 224 с.
  8. Тимофеева Т.А., Шахова О. М. «Система работы по обучению чтению детей дошкольного возраста по методике Зайцева Н.А.» Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования. Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии. Красноярск 2002.