16 июля 2008 года исполнится 80 лет со дня образования Сергиевского района. Созданный в суровое время коллективизации, он прошел вместе со всей страной славный и тернистый путь.
Сегодня Сергиевский район один из крупнейших в Самарской области. Общая площадь его земель составляет 2755,7 кв. км. Богат Сергиевский район нефтью и другими минеральными ресурсами. Гордимся мы его историческим прошлым и курортом «Сергиевские Минеральные воды». Но самое бесценное наше богатство – люди (на территории района по переписи 2002 года проживает 42974 человека). Есть у нас немало семей, которые внесли огромный вклад в развитие хозяйства, культуры, образования, здравоохранения и спорта нашего района. Это семьи Державиных, Андреевых, Летуновских, Малышевых, Карягиных, Панфиловых, Юртаевых, Качановых, Антоновых, Захаровых, Щетининых, Тихоновых. И, разумеется, сегодня невозможно представить историю Сергиевского района без семьи Павла Ивановича и Нины Александровны Егиных.
Приехали они в поселок Сургут Сергиевского района в 1962 году. Павел Иванович Егин был назначен управляющим межрайонного объединения «Сельхозтехника», Нина Александровна – учителем в Сургутскую восьмилетнюю школу. У них уже был достаточный жизненный опыт. Нина Александровна, с отличием закончив семилетку и Мало-Толкайское педагогическое училище, проработала три года преподавателем русского языка и литературы в Киргизской ССР и два года учителем начальных классов в поселке СХИ Кинельского района. Павел Иванович в годы Великой Отечественной войны работал прицепщиком на тракторе. Окончил ремесленное училище и сельскохозяйственный институт и был главным инженером Клявлинской МТС.
Нина Александровна уже зарекомендовала себя как талантливый педагог. Павел Иванович – как перспективный инженер-руководитель.
И вот они в Сергиевском районе. Многое их здесь привлекало: и необозримая ширь полей, и красота лесов, озер и рек, и бескорыстные, готовые прийти на помощь, люди. И многое удивило... На улицах непролазная грязь! Серые однообразные дома… Убогие покосившиеся здания контор с лозунгом: «Вперед к победе коммунизма!» Неприглядно выглядели места, в которых им предстояло жить и работать. На территории «Сельхозтехники» находилось приземистое одноэтажное здание мастерских с печным отоплением для ремонта тракторов. Рядом помещение конторы, общежитие для трактористов, приезжавших из колхозов и совхозов, чтобы выполнять ремонтные работы. Техники никакой. Остались только никому не нужные детали. Остальное все было продано колхозам и совхозам. Всюду пустота. Лишь невдалеке от мастерских неприкаянно бродила лошадка Пегашка, на которой возили воду для рабочих. Чуть лучше смотрелось снаружи здание школы. Но внутри почти то же самое. Классы с печным отоплением, низкие потолки, узкие коридоры. Так же нет никаких технических средств.
Другие бы, недолго думая, сбежали: искали более легкой жизни. Но не таковы Егины. Трудностей они не боялись. Трудолюбия им не занимать. Впереди благородная цель – делать добро людям, утвердить себя в этой жизни. И главной задачей для Павла Ивановича становится организация обслуживания сельхозтехники в колхозах и совхозах Сергиевского района. Необходимо было обеспечить снабжение хозяйств запчастями, горюче-смазочными материалами, удобрениями.
Со свойственной ему энергичностью принимается он за дело. Реконструирует здание мастерских, строит котельную, создает новый токарный цех, разборо-моечное отделение, покрасочную камеру. Одним из первых в России организует ремонт тракторов поточно-узловым методом. Наряду с расширением работ в ремонтных мастерских за двадцать четыре года работы построены и введены в эксплуатацию немало и других цехов для ремонта техники: станция технического обслуживания автомобилей (Сопляков Н. А., Супотницкий Н.Н.), цех по ремонту комбайнов ( Тихонов В.Е.), цех механизации животноводческих ферм (Самойлов И. Д.), цех для ремонта тракторов К-700, склады для аммиачной воды. На базе «Сельхозтехники» организовано три отряда для внесения органических удобрений в почву.
Во всех помещениях царил идеальный порядок. Имелось все необходимое: холодильники (большой дефицит), самовары, спортивный инвентарем, на МЖФ – роскошный зимний сад. На предприятии имелась столовая на 34 посадочных места. Территорию украшал настоящий фонтан.
За 24 года работы П.И.Егина «Сельхозтехника» из
обычных механических мастерских по ремонту
тракторов (в 1962 году здесь их можно было
отремонтировать 80–90 штук) превратилась в мощное
предприятие с производительностью 1200 тракторов,
500 зерноуборочных комбайнов, техническому
обслуживанию энергонасыщенных тракторов К-700
и Т-150 до 300 единиц в год. Предприятие обслуживало
животноводческие фермы колхозов и совхозов не
только района, но и всей области. Сергиевская
«Сельхозтехника» стала одной из лучших в
системе «Россельхозтехника». На ее базе
проводились районные и областные семинары по
обмену опытом, приезжали из Украины, Эстонии,
Германии.
Рачительный хозяин, Павел Иванович понимал, что
нельзя добиться успеха без заботы о людях, и он
создает в поселке Сургут лучший микрорайон,
который имеет вид городского типа. Здесь
функционируют детский комбинат «Петушок» на 140
детей, филиал Сергиевской поликлиники, магазин,
общежитие. По его инициативе был проложен
300-парный кабель связи от Сергиевска до
Сургута в 1966 году.
Большую шефскую помощь он оказывал школам
района: Елшанской, Боровской, Липовской,
Успенской, Сергиевской № 2 и, конечно, Сургутской.
На базе «Сельхозтехники» для ее учащихся
организовали рабочие места. Павел Иванович
всегда был готов помочь любому человеку:
рабочему, учителю или механизатору из любого
колхоза или совхоза в районе.
Велика заслуга Павла Ивановича в организации Сергиевского Государственного краеведческого музея. Начинать пришлось с нуля. Согласившись на должность директора музея, он получил лишь голые стены. Прежде всего необходимо было реконструировать, а вернее сказать, заново построить новое здание, собрать материал. Многое он сделал собственными руками: срубил макет крестьянской избы, восстановил ткацкий станок и некоторые другие орудия труда. И сегодня музей является одним из лучших. Здесь имеется богатый исторический и краеведческий материал. Музей стал центром пропаганды истории и краеведения Сергиевского района. В нем проводятся экскурсии, лекции, беседы, тематические мероприятия. Сюда приходят и взрослые, и дети пополнить свои знания о малой Родине.
Широкий кругозор, масштабность мышления, умение видеть в малом большое, колоссальное трудолюбие, блестящие организаторские способности, высокая требовательность к себе и окружающим и в то же время практичность, человеколюбие позволили стать Егину одним из лучших руководителей района. Пожалуй, трудно назвать человека, который столько сделал для района, как Павел Иванович.
И он часто говорил в неофициальной обстановке: «Возможно, я бы не стал тем, кто я есть, если бы не Нина Александровна». Умная, тактичная, чуткая, выдержанная, тонкий психолог, понимающая с полуслова своего мужа, она всегда была готова прийти ему на помощь, порой поддержать в трудную минуту, порой дать дельный совет, предостеречь от ошибок. Не считаясь со временем, она встречала многочисленных гостей, была радушной, приветливой хозяйкой, стараясь в то же время оставаться в тени. Она сумела создать в семье атмосферу взаимопонимания, чуткости, бережного отношения друг к другу.
Вместе с Павлом Ивановичем они воспитала прекрасную дочь, которая работает врачом-педиатром высшей категории в Самаре. У них двое внуков. Каждое лето дети с удовольствием жили у бабушки с дедушкой, которые приучали их к труду. Ребята делали все: пололи, косили траву, кололи дрова. Дед их учил строгать, пилить, красить. С бабушкой они делились самым сокровенным, доверяли свои тайны. Павлик говорил: «Я хочу прожить так, как дедуля. Много сделать для людей и немного для себя». Внуки закончили Политехнический университет, оба работают на Самарской ТЭЦ. Недавно в их семье произошло пополнение. У младшего внука родилась дочка, появились новые приятные хлопоты. Когда правнучку привозят в гости, прабабушка не отходит от нее ни на минуту.
И такой же заботливой Нина Александровна была для своих многочисленных учеников. Живя не только для семьи, но и для школы, она понимала: без совершенствования своего мастерства нельзя добиться успеха. Обучая детей, Нина Александровна училась сама. Сегодня она с большой признательностью вспоминает первых своих наставников: Ираиду Анисимовну Судакову, Анастасию Петровну Холодову. Они оказали огромную помощь в становлении молодого учителя как высококлассного педагога.
Нина Александровна двадцать шесть лет преподавала историю, один из интереснейших предметов в курсе средней школы. Вдумчивый учитель, она всегда считала, что качество урока зависит от образованности человека, от того насколько хорошо владеет он методикой преподавания предмета, от его гражданственности.
Многие ее ученики вспоминают, как Нина Александровна умела легко и просто говорить о самых сложных вопросах. И к каждому уроку она тщательно готовилась, используя дополнительный материал: газеты, журналы, телевидение, радио. Занятия всегда проводила так, чтобы основной материал ученики усваивали на уроке. Постоянно работала над формированием в детях нравственности, гражданственности, патриотизма. Нина Александровна часто использовала в своей практике метод лекций, включая в них вопросы проблемного характера, элементы диспута, самостоятельной работы. Уроки у Нины Александровны Егиной были эмоциональные, обучающие. Большое внимание она уделяла развитию красивой монологической речи у детей, вела работу по обогащению словаря. Она учила ребят не просто называть ту или иную дату, а кратко охарактеризовывать время, события. У нее была интересная система работы с первоисточниками. Ребята изучали, конспектировали, приучались использовать дополнительную литературу.
Нина Александровна, будучи опытным преподавателем, учила детей оценивать происходящее событие. Не случайно многие ребята считают историю любимым предметом, а Нину Александровну любимой учительницей. Не зря Т. А. Малышева так писала о ней: «Н.А. Егина не просто посредник между классом и учебником истории, а участник формирования активной жизненной позиции». Она с большой ответственностью относилась к любому делу: совершенствованию педагогического мастерства, классному руководству, проведению политинформаций, ленинских зачетов. Самая главная ее черта – неуспокоенность, неудовлетворенность. Огромную работу вела она и как организатор внешкольной и внеклассной деятельности. Для нее характерно доброжелательное отношение к окружающим.
При ней Сургутская школа стала центром воспитательной работы поселка. Нина Александровна очень много сделала для укрепления связи между предприятиями и школой. На каждом из них был создан комитет содействия семье и школе, составлен план работы. На предприятиях организовывались субботники, трудовые десанты, концерты. Учителя выступали с лекциями по воспитанию учащихся. На видном месте вывешивался экран успеваемости. Некоторые родители, безответственно относившиеся к воспитанию своих детей, обсуждались на заседаниях местного комитета и комитета содействия семье и школе.
Всю воспитательную работу как организатор она проводила через коллектив: пионерскую и комсомольскую организации. Регулярно в школе проводились комсомольские собрания, пионерские сборы. На них приглашались ветераны труда, участники Великой отечественной войны, производственники и лучшие люди района: А.А. Галяшин, П.Д. Лупаев, Е.И. Качанов, С.С. Симоненко, М. Зубарев, А.С. Игнатьев, К.И. Пожарников, П.И. Столяров, Г.И. Лесной, А.Бочков, руководители предприятий, работники райкома комсомола, правоохранительных органов. Нина Александровна старалась воспитать настоящих патриотов, граждан нашей великой страны. Регулярно проводились заседания клуба «Поиск», политинформации, учеба актива, выпускались общешкольные и классные стенные газеты. Она стремилась к тому, чтобы у детей формировались организаторские навыки.
Одной из первых в районе Егина Н.А. организовала разновозрастные отряды. Поселок Сургут был разбит на микрорайоны, в каждом из них действовал разновозрастной отряд. Работа велась по плану. Утром делали зарядку, шефствовали над пожилыми людьми, помогали молодым мамам, организовывали концерты, игры, разносили книги. Много времени проводили вместе с родителями на реке Сок. Самыми активными командирами являлись Мокшина Надя, Гришина Оля, Каемовы Тамара и Таня, Пожарникова Оля, Блинова Оля, Александров Алеша, Чебруков Слава, Новичков Сергей. Словом, жизнь кипела не только в учебном году, но и во время каникул.
Большое внимание уделялось ею эстетическому воспитанию: проводились литературные вечера, традиционными были вечера, посвященные дню рождения комсомола, Павлу Корчагину, новогодние и осенние балы, дню Советской Армии, 8 Марта. В школе работали кружки: литературный, художественного чтения, краеведческий, хоровой, вокальный. Сургутская школа постоянно занимала призовые места в смотрах художественной самодеятельности. Комсомольская и пионерская организации были одними из лучших в районе. Неоднократно пионерской и комсомольской организациям вручались переходящие красные знамена. Нина Александровна постоянно делилась опытом, давала открытые уроки, выступала на методобъединениях, сотрудничала с организаторами внешкольной и внеклассной деятельности района.
Многолетний самоотверженный труд Нины Александровны и Павла Ивановича оценен по достоинству в районе, области и стране. Павел Иванович награжден медалями «За доблестный труд в войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть». В 1976 году – орденом «Знак Почета». Имеет Почетные грамоты Министерства Просвещения РСФСР, обкома и райкома КПСС. В 1979 году занесен в районную книгу Почета. В 1986 году удостоен звания «Заслуженный инженер сельского хозяйства», в 2001 – Почетный гражданин Сергиевского района.
Нина Александровна награждена Почетными грамотами района и области, медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Она – отличник просвещения РСФСР.
Но главная их награда – оценка их труда людьми. И все, кто знает Егиных, а их большинство в нашем районе, относятся к ним с большим уважением, берут с них пример. Так, Л.З. Белуха, зав. отделом кадров «Сельхозтехники», в своих воспоминаниях пишет: «Я признательна П.И. Егину за то, что он пригласил меня на работу… Этим самым он дал мне путевку в сознательную жизнь. Работать под его руководством было легко и интересно. Его высокая ответственность, требовательность, прежде всего к себе, подкупали. Работать безответственно мы просто не могли, не имели права». Инженер по технике безопасности Н.И. Баракина отзывается о нем, как о человеке слова, строгом, справедливом начальнике, уделявшем особое внимание здоровью людей, созданию сплоченного коллектива, способного справиться с любыми задачами. А вот что говорит директор Сургутской школы, бывшая ученица Нины Александровны, Тамара Викторовна Баляба: «На ее уроках нельзя было оставаться равнодушными, мы сопереживали вместе с учителем, плакали и смеялись. Она воспитывала в нас добросовестность, стремление самим решать проблемы, уметь оценивать свои возможности, правильно воспринимать критику». Т.В. Елисеева пошла по стопам Нины Александровны. Она говорит: «На всю жизнь для меня остается примером мой любимый учитель истории Н.А. Егина. Я часто обращаюсь к ней за советом и благодарна судьбе за то, что у меня есть такой наставник».
И сегодня, хотя Егины находятся на пенсии, они ведут активный образ жизни. Павел Иванович и Нина Александровна участвуют во многих мероприятиях, проводимых в районе и поселке Сургут. Они часто посещают школы. К ним идут за советом, за помощью. Дом их всегда полон гостей. Они в курсе всех событий и, как всегда, готовы отдавать свое сердце людям.