Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
- Дидактические: познакомить учащихся с некоторыми статьями «Декларации прав и свобод человека», показать на примерах, как работают данные статьи в современном обществе.
- Развивающие:
а) развивать у учащихся навыки работы с законами, нормативными документами, практического применения их в жизни,
б) формировать у учащихся основы правовой культуры. - Воспитательные:
а) продолжать развитие гражданственности, патриотизма,
б) воспитывать уважение к закону, к социальным и правым нормам.
Оборудование:
- Раздаточный материал;
- Конвенция прав ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Таблички с надписями: «Здоровье», «Право», «Религия»
Оформление доски:
- Экран для высвечивания схем
- Таблицы для рефлексии
- Цитаты
Право существует для пользы человечества. (Латинское изречение)
Сущность закона – человеколюбие. (В. Шекспир)
ТСО:
- Мультимедиапроектор
Ход урока
I. Вводная часть
1. Оргмомент (проверка к готовности к уроку)
2. Постановка целей и задач урока
Учитель: Тема нашего урока «Реализация гражданских прав в современном обществе» и цель: мы с вами познакомимся с нашими правами и проследим: реализуются ли права в нашей жизни, и если реализуются ,то насколько полно.
II Основная часть.
1. Повторение пройденного материала. Беседа с учащимися
Учитель: Перед тем, как познакомиться с нашими правами, давайте вспомним, что такое право?
Учащиеся: (называют несколько определений права):
Право - это величайшая ценность и элемент правовой культуры человечества.
Право - это сила, способная поддержать порядок в обществе.
Право - это возможность каждого человека поступать определенным образом в конкретной ситуации.
Право - система правил поведения, которые устанавливаются обществе.
После ответов учащихся на доске высвечивается полный ответ:
Право – это система общеобязательных правил поведения, выработанных в обществе или установленных государственной властью, на основе общих принципов справедливости, санкционированных государство и выраженных в определенных нормах, за нарушение которых предусмотрено юридическая ответственность.
Учитель: Скажите, пожалуйста, а какие права существуют?
Учащиеся: Естественные и позитивные.
Учитель: Какие права считаются естественными?
Учащиеся: Право на жизнь, на свободу.
Учитель: А какие права считаются позитивными?
Учащиеся: Позитивные права зависят от нормативного закрепления. Они делятся на политическое, гражданское, социально – экономическое, культурное.
(по мере ответа детей на доске возникает таблица)
Учитель: Назовите, пожалуйста, отрасли права.
Учащиеся: Право трудовое, Административное, Уголовное, Гражданское, Семейное. Конституционное.
Учитель: Верно, но в современной России появились еще несколько отраслей права.
(на доске появляется схема)
Посмотрите и назовите те права, которые мы с вами не назвали.
Учащиеся: налоговое, предпринимательское, компьютерное.
Учитель: Ребята,как вы думаете, что они регулируют?
Учащиеся: Я считаю, что сами названия отраслей, говорят сами за себя. Налоговое – следит за взыманием налогов. Предпринимательское – регулирует отношения в частном бизнесе, а компьютерное – следит за перезвижением информации и ее использованием.
(после ответов детей на экране появляется правильные определения)
Налоговое – устанавливает правила взымания налогов.
Предпринимательское – определяет правила экономической деятельности предпринимателей .
Компьютерное – осуществляет правое регулирование движение информации.
Учитель: Давайте закроем на секунду глаза и представим, что в мире остались одни права. Вы живете и говорите: «У меня есть право», к вам подходят и говорят: «Я имею право». Что тогда произойдет?
Учащиеся: Хаос, непонимание друг друга
Учитель: Поэтому кроме прав мы должны знать свои обязанности.
Ребята, скажите, а вы знаете свои права?
Учащиеся: да (нет)
Учитель: Когда вы узнали о них?
Учащиеся: В школе, дома.
Учитель: Верно, мы узнаем о правах и обязанностях по мере взросления и понимания. Скажите, вы правоспособны или дееспособны?
Учащиеся: Правоспособны и дееспособны.
Учитель: Объясните почему?
Учащиеся: Правоспособность – это способность самостоятельно без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности (ответ появляется на доске).
Учитель: С какого возраста наступает «дееспособность»?
Учащиеся: с 18 лет
Учитель: Существуют следующие нормы (высвечивается на доске)
- С 6 лет – период частично дееспособности (покупка мелких бытовых предметов или обмен ими).
- С 10 лет – накопление дееспособности (может свидетельствовать в суде)
- С 14 лет – несет уголовную ответственность.
Мы с вами вспомнили, какие есть права, что такое правоспособность и дееспособность. Где мы с вами можем ознакомиться со своими правами?
Учащиеся: В источниках права, т.е. в таких документах как Декларация Прав и свобод человека, Конституция, «Конвенция о правах ребенка», Гражданский кодекс, Семейный кодекс и т.д.
2. Новый материал.
Учитель: чтобы ответить на наш вопрос «Реализация прав человека в нашем обществе» мы перенесёмся в пресс - зал, где проходит «Пресс - конференция по правам человека».
(Учитель представляет учащихся, которые играют роли представителей)
Сейчас я представлю вам наших гостей. Это представители Юридической фирмы (ф.и.), министерства здравоохранения (ф.и.), представители религиозных конфессий (ф.и.).
Все остальные – представители различных СМИ.
Поставьте сейчас перед собой цель и подумайте, какой вопрос вас интересует более всего на данный момент и разделитесь на 3 группы по областям: 1 – «Здоровье» 2 – «Религия» 3 – «Правоведы» (дети делятся на 3 группы).
Учитель: Ваша задача: посовещавшись в группах, выбрать наиболее важные вопросы, значимые и интересные на ваш взгляд не только ваш, но и всем присутствующим по вашей отрасли. Подумайте, пожалуйста, и сформулируйте по 1-2 вопроса для задания их гостям - представителям (дети совещаются 3-5 мин.)
3. Игра «Пресс – конференция» (15-18 минут)
Учащиеся: У нас вопрос к представителям здравоохранения: В декларации прав человека написано, что мы имеем «право на бесплатное медицинское обслуживание». Чем тогда объяснить столь быстрый рост частных клиник и дорогое обслуживание в них?»
Представитель здравоохранения: В соответствии со статьей 41 Конституции Р.Ф. каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а если есть у людей потребность в качественном обслуживании и возможность за это платить, то почему бы не открывать такие клиники. В статье четко сказано, что мы имеем право на охрану и медицинскую помощь, а не на бесплатное медицинское обслуживание. Для этого у нас есть Страховой полис - документ, по которому мы получаем бесплатное облуживание. Но за него платит либо администрация учреждения, либо государство. Если вас это не устраивает, платите и лечитесь, где хотите: выбор у вас есть.
Учащиеся: (вопрос представителям конфессий)
«Скажите, существуют утверждения, что все равны перед Богом, все имеют право на жизнь». Как вы относитесь к войнам, которых было уже более 150 со времён Второй мировой войны. К кровавой мести?
Представители религиозных конфессий: Православие – христианство, осуждает какое – то ни было убийство. В Библии сказано: «Не убий», «Не причини зла».
Представитель мусульманства: В нашем понимании братоубийство - это грех, а кровная месть – это наказание, своего рода кара человеку за его поступки - но это не всегда убийство. Ведь и на Руси с древних времён существовала поговорка: «Око - за око, зуб - за зуб».
Представитель христианства: если рассматривать убийство, как наказание, кару божью, то за любое убийство следует наказание, но ведь и государство законным путем совершает убийство – это и « смертная казнь», и «прерывание беременности». Неважно, где случается убийство: в стерильной комнате или подвале. Лишение человека жизни - это грех. Я думаю, представитель мусульманства со мной согласится.
Учащиеся: / вопрос к представителям от юрисдикции/: «В соответствии со статьей 43 Конституции Р.Ф. каждый имеет право на образование». Почему тогда чаще всего ВУЗы и техникумы принимают на обучение платной основе?
Представитель юридической фирмы: Отвечая на ваш вопрос, отмечаю, что в статье 26 «Всеобщей Декларации Прав и Свобод человека» – образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального общего образования. Начальное образование обязательно, а техническое и профессиональное должно быть общедоступным и высшее образование общедоступным для всех на основе способностей каждого. Отсюда и принятие в ВУЗы на конкурсной основе.
Учащиеся: /вопрос юристам/ « Сейчас очень обострилось криминальная обстановка среди молодежи. Грабежи, драки, убийства, наркомания. Это не удивительно – ведь закрывали спортивные клубы, кружки. А существующие очень дороги для большинства семей. Как можно защитить этих детей? Посадить всех сразу? Почему дети оказываются на скамье подсудимых?
Юрист: Печально, но это факт. И первым, кто отреагировал на сложившуюся обстановку в детской среде, оказался криминальным мир, который поспешил воспользоваться ситуацией и стал использовать подростка в своих грязных целях. На сегодняшний момент, эта проблема взята под контроль государства, ведутся работы по расширению дополнительных услуг при школах, студиях, вводятся проекты, которые помогут детям реанимироваться и войти в общество другими людьми.
Учащиеся: /вопрос к представителям здравоохранения/ «Скажите, существует врачебная тайна, анонимное обслуживание, а как же тогда распоряжение сообщать родителям подростка и школе, что он наркоман или токсикоман. Не является ли страх, что об этом узнают все, поводом не идти в больницу?»
Представители здравоохранения: Да, врачебная тайна существует. Если подросток пришел добровольно и заявил о своем намерении лечиться, он может сделать это анонимно (если не выявлен ВИЧ - если выявлен, то в некоторых случаях сообщается родителям). Хотя мы лечим и обследуем тех, кто попадает к нам с алкогольными и другими отравлениями. Тут уже звучала статья 41 Конституции РФ, которая позволяет всем получить медицинскую помощь. А что касается конкретно вашего вопроса: если подросток пришел лечиться, то он уже не боится, что об этом узнают другие так как к ним вернется нормальный человек, не совсем запущенный во всех смыслах. Приходите, вылечим.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов
Учитель: Давайте вернемся к нашему началу пресс-конференции. Какую цель вы ставили перед собой, достигли ли вы этой цели. Что вам удалось и чего не удалось?
Учащиеся: (ответы)
- Я хотела узнать о поступлении в ВУЗ на бесплатной основе и поставила перед собой следующую цель «налечь» на учебу, чтобы поступить в вуз.
- Я ставил перед собой цель узнать о праве на бесплатное медицинское обслуживание, так как у меня много знакомых, и я сам сталкивался с огромными очередями в поликлинике, а если существует запись, то она на месяц, то на два вперед. Теперь моя задача донести до знакомых, что можно лечиться в любых клиниках, были бы деньги или ждать своей очереди, как это делают многие другие.
Учитель: Есть ещё желающие? Тогда ответьте, пожалуйста, мне на вопрос : «Реализация прав человека – это реальность или формальность?»
Учащиеся: - Я считаю, что это формальность, потому что права детей часто нарушаются теми, кто в первую очередь должен их защищать.
- Я считаю, но только моё мнение, что это реальность, если ты знаешь свои права и можешь чем-то аргументировать, то возможно защитишь себя и своих окружающих.
Учитель: Вы говорите, что реализация прав – реальность, тогда почему возможно.
Учащиеся: Для того, чтобы нам защищать себя, нужно быть уверенным, уметь отстаивать свое мнение, а для нас существует фраза «ты еще не дорос», «тебя не спросили» и т.д.
Учитель: А вы пробовали высказывать свои мнения не в коридоре за стеной, не на улице, а напрямую, только спокойно и опираясь на факты?
Учащиеся: Будем пробовать.
Учитель: Позвольте,я закончу урок словами В.Шекспира
Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба устраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни.
Почему взрослые и дети ведут себя порой так, а не иначе, совершают или вынуждены творить безнравственные вещи?
Учащиеся: жить без законов немыслимо. Предоставив людям свободу делать то, что им захочется в различных ситуациях, мы повергнем мир, наше общество в пучину хаоса и воины.
IV. Домашнее задание
Учитель: Как мы живем в современной России, и как мы будем жить – «по закону» или по «понятиям» решать вам, нынешней молодежи – завтрашним гражданам своего государства.
Запишите, пожалуйста, домашнее задание: Сочинение – размышление на тему «Жить лучше по закону или по « понятиям». Так же можно взять любой эпиграф на ЭССЕ. Спасибо, до встречи.