Цель урока:
- повторить в форме занимательной игры раздел русского языка фонетику;
- закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
- способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.
Оборудование урока:
- карта,
- карточки с заданиями ("посадочные билеты" с изображением самолета);
- ромашка для гадания;
- костюм для астролога-предсказателя.
Ход урока
Эпиграф:
Когда с тобой мы слово пишем,
Его в уме мы как бы слышим.
Когда же люди говорят,
То произносят звуков ряд.
А изучает их, заметь-ка,
Раздел грамматики - Фонетика.
I. Организационный момент.
II. Сегодня мы отправимся в путешествие в штат Фонетика, во время которого мы обобщим все, что изучали в этом штате. Я приглашаю вас в далекую и загадочную страну и обещаю вам удивительные открытия, забавные приключения и даже некоторые опасности.
- Кто хочет отправиться в штат Фонетика?
- А что такое штат? (Словарная работа. Работа со словарем)
Штат - (нем. Staat - государство). Административно-территориальная единица с внутренним самоуправлением в странах Латинской Америки, Австралии, Индии, США
Штат - (лат. Status - состояние.) Постоянный состав сотрудников учреждения.
- Верно, ребята. Языкознание - это отдельная большая страна, состоящая из отдельных штатов, разделов русского языка.
- Какие разделы языкознания мы изучили? (Синтаксис, пунктуацию, фонетику, а впереди нас ждут еще новые открытия).
- Обращение к карте.
Это государство ( штат Фонетика) расположилось между двумя океанами: океаном Умений и океаном Знаний. Для прохождения очень сложного маршрута нам нужны знающие и смелые командиры. Они будут стараться , чтобы все экипажи преодолели препятствия и никто не отстал.
- Командиры, готовы? Можно в путь!
Входит астролог.
Ребята, остановитесь! А вдруг впереди вас ждут непреодолимые опасности? Может не стоит рисковать? Может лучше остаться дома? Не хотите? Так давайте я предскажу вам по звездам, каким будет ваше путешествие.
(Знаки зодиака встают и садятся).
Козерогов ждут опасности в штате Пунктуация.
Рыбам, водолеям, весам надо опасаться перелета через океан Знаний, т. к. их могут подвести нетвердые знания.
Тельцы в районе моря Грамотеев могут заразиться опасной болезнью ошиберией.
Близнецы в плавании по реке Чернильной истратят весь свой запас орфографических правил и будут вынуждены обратиться за помощью.
Стрельцам и овнам нужно беречь силы для прохождения штата орфография, где орфографический вирус поражает даже самых стойких и опытных путешественников.
В целом, путешествие благоприятно подействует на ваши знания, необходимо только быть внимательными и трудолюбивыми.
- Ребята, а кто это был? Словарная работа со словом астролог.
Учитель: Значит, опасности будут, но мы их преодолеем! Ой, смотрите, у нас на пути распустился цветок. Да это же ромашка! Наверное, она хочет, чтобы мы погадали на ней: доедем - не доедем. Где наши Знайки? Наверное, каждый экипаж выбрал себе Знайку. (Знайки все выстраиваются. Задание Знайкам.)
Вопросы.
- Назовите всегда твердые согласные?
- Назовите всегда мягкие согласные?
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Как отличить на письме букву от звука?
Учитель: Все Знайки молодцы, каждый экипаж отправляется в путь.
Мы полетим на самолете. Нам нужны билеты. Чтобы их получить, тоже нужно ответить на вопросы. (Получают билеты с вопросами по фонетике).
Итак, перелет совершен, самолет произвел посадку в городе Звукинске, столице штата Фонетика.
Ребята, как вы думаете, кто живет в штате?
- Звуки речи: гласные и согласные.
Самые красивые места в штате- Большие йотированные озера.
- Почему они так называются?
(Они могут прятать звук й).
- В каких случаях, ребята? (В начале слова, после гласной и после ъ и ь знаков). Привести примеры.
Пройдем к озерам. Ребята, посмотрите, на дороге завалы. К ним можно пройти только в том случае, если мы разберем эти завалы.
I группа завалов: 4 ученика у доски выполняют фонетический разбор слов: яма, местный, льёт, коньки.
А в это время остальные члены экипажей разбирают 2 завал. 1-3 экипажи выписывают слова, в которых звуков больше, чем букв. 2-4 экипажи выписывают слова, в которых букв больше, чем звуков.
Шесть, стая, яма, льёт, местный, полет, подъезд, коньки, яблоко, грустно.
- Проверить фонетический разбор слов.
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием, отправимся дальше.
Физкультминутка.
Через город протекает знаменитая река Чернильная. Здесь можно пересесть на лодки, плавание на лодках увлекательное, но на пути встречаются преграды: пороги, водопады. Чтобы их преодолеть, надо применить свои правила по орфографии.
- Как называется рабочий, специалист по бетонным работам? (бетонщик)
- Рабочий, который производит кладку из камня или кирпича? (каменщик)
- Рабочий, который занимается сваркой? (сварщик).
- Рабочий типографии, который производит набор? (наборщик)
Назвать одним словом:
Родник - (источник); фотография-(карточка); обычай- (привычка); обыкновенный вид- (обычный).
Учитель: Начинается сильный ветер из залива Восклицательный знак, это очень опасно, надо остановить ветер, он может унести нас в штат Синтаксис, и тогда мы попадем в руки пиратов, которые расположились в этом штате. Скорее придумывайте восклицательные предложения. Это единственный способ остановить ветер.
- Придумывают предложения.
Но в это время дверь неожиданно открывается и входят пираты.
- Словарная работа со словом пират.
- Пираты дают задания. Списать предложения, дать характеристику, объяснить правописание слов.
Учитель: Вот мы и объехали весь штат Фонетика. Наше путешествие подошло к концу. Надо возвращаться домой. Но эта замечательная страна ещё не раз позовет нас пройти по своим дорогам. А следующий штат, в который мы с вами отправимся, будет штат Лексика.
Оценки за урок.