Урок русского языка по теме "Путешествие в штат Фонетика"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • повторить в форме занимательной игры раздел русского языка фонетику;
  • закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
  • способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.

Оборудование урока:

  • карта,
  • карточки с заданиями ("посадочные билеты" с изображением самолета);
  • ромашка для гадания;
  • костюм для астролога-предсказателя.

Ход урока

Эпиграф:

Когда с тобой мы слово пишем,
Его в уме мы как бы слышим.
Когда же люди говорят,
То произносят звуков ряд.
А изучает их, заметь-ка,
Раздел грамматики - Фонетика.

I. Организационный момент.

II. Сегодня мы отправимся в путешествие в штат Фонетика, во время которого мы обобщим все, что изучали в этом штате. Я приглашаю вас в далекую и загадочную страну и обещаю вам удивительные открытия, забавные приключения и даже некоторые опасности.

- Кто хочет отправиться в штат Фонетика?

- А что такое штат? (Словарная работа. Работа со словарем)

Штат - (нем. Staat - государство). Административно-территориальная единица с внутренним самоуправлением в странах Латинской Америки, Австралии, Индии, США

Штат - (лат. Status - состояние.) Постоянный состав сотрудников учреждения.

- Верно, ребята. Языкознание - это отдельная большая страна, состоящая из отдельных штатов, разделов русского языка.

- Какие разделы языкознания мы изучили? (Синтаксис, пунктуацию, фонетику, а впереди нас ждут еще новые открытия).

- Обращение к карте.

Это государство ( штат Фонетика) расположилось между двумя океанами: океаном Умений и океаном Знаний. Для прохождения очень сложного маршрута нам нужны знающие и смелые командиры. Они будут стараться , чтобы все экипажи преодолели препятствия и никто не отстал.

- Командиры, готовы? Можно в путь!

Входит астролог.

Ребята, остановитесь! А вдруг впереди вас ждут непреодолимые опасности? Может не стоит рисковать? Может лучше остаться дома? Не хотите? Так давайте я предскажу вам по звездам, каким будет ваше путешествие.

(Знаки зодиака встают и садятся).

Козерогов ждут опасности в штате Пунктуация.

Рыбам, водолеям, весам надо опасаться перелета через океан Знаний, т. к. их могут подвести нетвердые знания.

Тельцы в районе моря Грамотеев могут заразиться опасной болезнью ошиберией.

Близнецы в плавании по реке Чернильной истратят весь свой запас орфографических правил и будут вынуждены обратиться за помощью.

Стрельцам и овнам нужно беречь силы для прохождения штата орфография, где орфографический вирус поражает даже самых стойких и опытных путешественников.

В целом, путешествие благоприятно подействует на ваши знания, необходимо только быть внимательными и трудолюбивыми.

- Ребята, а кто это был? Словарная работа со словом астролог.

Учитель: Значит, опасности будут, но мы их преодолеем! Ой, смотрите, у нас на пути распустился цветок. Да это же ромашка! Наверное, она хочет, чтобы мы погадали на ней: доедем - не доедем. Где наши Знайки? Наверное, каждый экипаж выбрал себе Знайку. (Знайки все выстраиваются. Задание Знайкам.)

Вопросы.

  • Назовите всегда твердые согласные?
  • Назовите всегда мягкие согласные?
  • Сколько гласных звуков в русском языке?
  • Как отличить на письме букву от звука?

Учитель: Все Знайки молодцы, каждый экипаж отправляется в путь.

Мы полетим на самолете. Нам нужны билеты. Чтобы их получить, тоже нужно ответить на вопросы. (Получают билеты с вопросами по фонетике).

Итак, перелет совершен, самолет произвел посадку в городе Звукинске, столице штата Фонетика.

Ребята, как вы думаете, кто живет в штате?

- Звуки речи: гласные и согласные.

Самые красивые места в штате- Большие йотированные озера.

- Почему они так называются?

(Они могут прятать звук й).

- В каких случаях, ребята? (В начале слова, после гласной и после ъ и ь знаков). Привести примеры.

Пройдем к озерам. Ребята, посмотрите, на дороге завалы. К ним можно пройти только в том случае, если мы разберем эти завалы.

I группа завалов: 4 ученика у доски выполняют фонетический разбор слов: яма, местный, льёт, коньки.

А в это время остальные члены экипажей разбирают 2 завал. 1-3 экипажи выписывают слова, в которых звуков больше, чем букв. 2-4 экипажи выписывают слова, в которых букв больше, чем звуков.

Шесть, стая, яма, льёт, местный, полет, подъезд, коньки, яблоко, грустно.

- Проверить фонетический разбор слов.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием, отправимся дальше.

Физкультминутка.

Через город протекает знаменитая река Чернильная. Здесь можно пересесть на лодки, плавание на лодках увлекательное, но на пути встречаются преграды: пороги, водопады. Чтобы их преодолеть, надо применить свои правила по орфографии.

- Как называется рабочий, специалист по бетонным работам? (бетонщик)

- Рабочий, который производит кладку из камня или кирпича? (каменщик)

- Рабочий, который занимается сваркой? (сварщик).

- Рабочий типографии, который производит набор? (наборщик)

Назвать одним словом:

Родник - (источник); фотография-(карточка); обычай- (привычка); обыкновенный вид- (обычный).

Учитель: Начинается сильный ветер из залива Восклицательный знак, это очень опасно, надо остановить ветер, он может унести нас в штат Синтаксис, и тогда мы попадем в руки пиратов, которые расположились в этом штате. Скорее придумывайте восклицательные предложения. Это единственный способ остановить ветер.

- Придумывают предложения.

Но в это время дверь неожиданно открывается и входят пираты.

- Словарная работа со словом пират.

- Пираты дают задания. Списать предложения, дать характеристику, объяснить правописание слов.

Учитель: Вот мы и объехали весь штат Фонетика. Наше путешествие подошло к концу. Надо возвращаться домой. Но эта замечательная страна ещё не раз позовет нас пройти по своим дорогам. А следующий штат, в который мы с вами отправимся, будет штат Лексика.

Оценки за урок.