В последние десятилетие в Российской Федерации получил распространение опыт организации школ индивидуального надомного обучения. Однако нормативные документы регламентирующие деятельность этих школ, на наш взгляд, разработаны недостаточно и не в полной мере учитывают их специфику, в частности нормативный учебный план «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» (Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 г. № 17-253-6). В связи с этим, был разработан Учебный план с учетом нормативных актов, специфики контингента учащихся и социального заказа родителей.
Новизна составления учебного плана состоит в следующем:
1. Увеличение количества часов на изучение
предмета для непрерывности изучения предметов,
качественного усвоения и закрепления знаний.
Например, по учебному плану «Об индивидуальном
обучении больных детей на дому» на изучение
биологии в 7 классе предусмотрен 1 час раз в две
недели. А по учебному плану нашей школы на
изучение биологии предусмотрен 1 учебный час
еженедельно.
2. Введение в учебный план ГОУ школы № 688 вариантной части, состоящей из предметов Федерального компонента государственного образовательного стандарта и Санкт-Петербургского стандарта. Например, в учебном плане «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» не выделены часы на изучение музыки, информатики и ИКТ и т.д.
3. У родителей есть право выбора учебного плана между учебным планом «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» (Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 г. № 17-253-6), регламентирующим максимально допустимую учебную нагрузку или учебного плана ГОУ школы № 688, в котором предусмотрено увеличение часов с 7 класса максимум на 1 час в неделю.
4. Предоставление возможности обучения не индивидуально, а в парах с 6 класса по согласованию с родителями и самими учащимися для адаптации и социализации учащихся, формирования у них коммуникативных навыков.
5. Данный Учебный план может применяться во всех видах образовательных школ при организации индивидуального надомного обучения.
Учебный план ГОУ школы №688 Приморского района СПб.
1. Нормативные документы
ГОУ школа №688 индивидуального надомного обучения для детей с ослабленным здоровьем и сохранным интеллектом по медицинским показаниям конструирует свой УЧЕБНЫЙ ПЛАН в соответствии со следующими нормативными документами:
- Приказ Министерства образования РФ от 09.03.04 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Письмо Министерства образования № 17-253-6 от 14.11.1988 «Об индивидуальном обучении больных детей».
- Рекомендации Комитета по образованию № 541-уд. от 08.10.97 г. «Об организации индивидуального обучения для часто длительно болеющих учащихся и учащихся, пропустивших занятия более одного года».
- Распоряжение Комитета по образованию № 598-р от 08.05.07 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2007/2008 учебный год. (Изменяется ежегодно)
Структура учебного плана скорректирована с учетом особенностей ГОУ школы № 688, осуществляющей индивидуальное надомное обучение детей с сохранным интеллектом по медицинским показаниям, и требований Санитарных правил и норм СанПиНа 2.4.2. 1178-02.
2. Пути решения целей образовательной программы.
В учебном плане отражены подходы к реализации целей образовательной программы:
1. Реализует общеобразовательные программы индивидуального обучения, разрабатываемые на базе основных общеобразовательных программ с учетом характера течения заболевания, особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально – волевой сферы.
2. Обеспечение щадящего режима проведения занятий. Школа работает в режиме пятидневной недели, с продолжительностью уроков по 40 минут. Для учащихся 1 класса и для некоторых групп учащихся по медицинским рекомендациям устанавливаются 35 – минутные уроки. Для некоторых учащихся устанавливаются по 1–2 выходных дня в рабочую неделю. Учащиеся учатся по индивидуальному учебному плану и индивидуальному графику расписания в школе, на дому или комбинированно.
3. Учет и реализация социального заказа родителей: в вариативную часть учебного плана введены учебные предметы инвариантной части учебного плана СПб.
4. Создание условий для адаптации и социализации учащихся, формирования у них коммуникативных навыков.
5. Введение индивидуальных и групповые коррекционных занятий по предметам учебного плана с 1 по 11 класс по мере необходимости по согласованию с родителями, с целью восполнения пробелов предшествующего обучения, а также ликвидацией отставаний в программном материале, связанных с длительными пропусками учащихся по болезни, подготовки к восприятию трудных тем учебной программы, коррекции особенностей памяти, внимания, мыслительной деятельности
3. Процедура согласования и утверждения учебного плана:
Процедура согласования и утверждения учебного плана:
- Учебный план принимается на педагогическом совете (Протокол № … от …)
- Директор школы утверждает учебный план.
- Учебный план проходит согласование с Отделом Образования Администрации Приморского района Санкт-Петербурга.
- Учебный план проходит согласование с Территориальным отделом управления Роспотребнадзора по городу СПб в Приморском, Петроградском, Курортном и Крондштадтском районах.
4. Структура УЧЕБНОГО ПЛАНА.
Письмом Министерства народного образования от 14.11.88 №17 / 253 – 6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому», определена учебная нагрузка учащимся индивидуального надомного обучения:
1 – 3 (4) классы: 8 часов в неделю
5 – 8 классы: 10 часов в неделю
9 классы: 11 часов в неделю
10 – 11 классы: 12 часов в неделю.
Беря за основу письмо Министерства народного образования, в котором определена учебная нагрузка индивидуального обучения больных детей на дому и руководствуясь рекомендациями Комитета по образованию № 541-уд. от 08.10.97 «Об организации индивидуального обучения для часто и длительно болеющих учащихся и учащихся, пропустивших занятия более одного года», и учитывая, что продолжительность уроков 40 минут, в учебном плане школы индивидуального надомного обучения (в классе по 1–2 человека) с целью более качественного усвоения программ по предметам и по согласованию с родителями установлена следующая учебная нагрузка:
1 – 4 классы: 8 часов в неделю
5, 6 класс: 10 часов в неделю
7, 8 классы: 11 часов в неделю
9 класс: 12 часов в неделю
10 – 11 классы: 12 часов в неделю.
- В 7 классе 1 час (0,5 часа добавлено на изучение биологии, 0,5 часа – на изучение географии);
- В 8 классе 1 час (0,5 часа добавлено на изучение биологии и 0,5 часа – на изучение географии);
- В 9 классе 1 час добавлен на изучение литературы;
- В 10 классе – изучение курса биологии и географии заканчивается.
Увеличение учебной нагрузки на 1 час в 7, 8, 9 классах произведено за счет обучения в классах по 2 человека и высвобождения резервных дополнительных часов.
Соблюдается преемственность в распределении часов по классам и ступеням обучения. За исключением увеличения на 1 час в неделю по предметам истории и физики. Это связано со значительным увеличением объема содержания по данным предметам на III ступени обучения.
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПЛАНА
ГОУ ШКОЛЫ № 688
НА 2007/2008 УЧЕБНЫЙ ГОД
(ОБУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИЛИ В ПАРАХ).
Учебные предметы | Количество часов в неделю |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Русский язык | 2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Литературное чтение | 2 |
1 |
1 |
1 |
|||||||
Литература | 1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
||||
Иностранный язык | 1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||
Математика | 3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|||||
Алгебра | 2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
||||||
Геометрия | 1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||
История | 1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
||||
География | 1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||
Окружающий мир «Человек, природа, общество» | 1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||
Биология | 1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||
Физика | 1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
||||||
Химия | 1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||
8 |
8 |
8 |
8 |
10 |
10 |
11 |
11 |
12 |
12 |
12 |
Учитывая социальный заказ родителей, и реализуя Федеральный компонент государственного образовательного стандарта и Санкт-Петербургского стандарта, с целью овладения выпускниками необходимого минимума знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в любом общеобразовательном учреждении, в вариативную часть учебного плана введены учебные предметы инвариантной части учебного плана СПб:
- Искусство (ИЗО) – (1–8 класс);
- Искусство (Музыка) – (1–7 класс);
- Физическая культура или лечебная физическая культура (1–11 класс);
- Информатика и ИКТ (5–11 класс);
- Английский язык – (2–4 класс);
- Элективные курсы предпрофильного обучения – (9 класс):
– «Мой профессиональный выбор» – 11 часов,
– «Музейное дело» – 12 часов,
– «Введение в делопроизводство» – 12 часов.
- Технология (Черчение) – (9 класс);
- Право – (8 класс);
- Обществознание – (10–11 класс);
- Искусство (МХК) – (10–11 класс).
Введение данных предметов обусловлено высвобождением резервных дополнительных часов за счет обучения некоторых учащихся по желанию родителей не индивидуально, а по 2 человека в классе. Такая форма обучения создает условия для адаптации и социализации учащихся, формирования у них коммуникативных навыков для общения со сверстниками. Групповые занятия проводятся в условиях школы по согласованию с родителями. Для освоения данных предметов скомплектованы классы-группы по 2 – 6 человек и выделяется специальный день. Групповые занятия могут посещать все категории учащихся по выбору учащихся и родителей, учитывая психофизические особенности детей.
Учитывая социальный заказ родителей (во время собеседований большинство родителей предпочло изучение иностранного языка информатике) в вариативной части учебного плана во 2 – 4 классах на изучение иностранного языка отводится по 1 часу в неделю в классах – группах в специально выделенный день. В вариативной части учебного плана изучение предмета информатики во 2 – 4 классах не предусмотрено, т.к. учащиеся на I ступени согласно учебному плану в инвариантной части имеют 8 часов в неделю и обучаются индивидуально. 4 урока (Музыка, ИЗО, ЛФК, англ. язык) проводятся в специально скомплектованных классах – группах в специально выделенный день, что является максимально допустимой учебной нагрузкой в день для учащихся 2 – 4 классов.
По согласованию с родителями с целью восполнения пробелов предшествующего обучения, а также ликвидацией отставаний в программном материале, связанных с длительными пропусками учащихся по болезни, подготовки к восприятию трудных тем учебной программы, коррекции особенностей памяти, внимания, мыслительной деятельности, учебным планом предусмотрены индивидуальные и групповые коррекционные занятия по предметам учебного плана с 1 по 11 класс по мере необходимости. Введение коррекционных часов, а также кружков эстетического и физического развития, обусловлено высвобождением резервных дополнительных часов по предметам.
Учитывая специфику контингента обучающихся (длительно болеющие, находящиеся на лечении в стационаре без обучения или обучающиеся в санаториях по отдельным предметам, длительное обострение при психических заболеваниях, социально-педагогическая запущенность, двуязычные дети), возможно перераспределение коррекционных часов между классами и предметами.
Название учебных предметов, элективных курсов в классных журналах, расписании соответствует учебному плану.
Количество часов на изучение учебных предметов, элективных курсов отраженное в классных журналах, расписании соответствует количеству часов в учебном плане.
Таким образом, учебный план ГОУ школы № 688 индивидуального надомного обучения Приморского района Санкт-Петербурга полностью реализует обеспечение базового уровня изучения обязательных предметов Федерального компонента Примерного учебного плана общеобразовательной школы Санкт-Петербурга для базовой образовательной программы.