Многим педагогам знакома технология коллективно - индивидуальной мыследеятельности (КИМ), построенная на саморазвитии человека. Развивать свои способности человек может через собственную деятельность, причем не только на уроках, но и участвуя в различных мероприятиях. Руководствуясь идеей авторской школы «Саморазвитие человека» К.Я. Вазиной, предлагаю систему классных часов «Использование технологии КИМ во внеклассной работе» в сокращенном варианте в качестве методических рекомендаций. Мероприятия рассчитаны на два года, так как классное руководство в системе НПО ведется в течение двух лет; в план не включены мероприятия техникума, работа с активом группы, дежурства и т.д.
Считаю, что предлагаемая система классных часов поможет классному руководителю начального профессионального образования в организации КИМ, создаст условия для развития-саморазвития творческих, профессиональных, философских и других потребностей-способностей учащихся.
Для организации такой деятельности используются проблемные ситуации, работа в творческих микрогруппах, построение древа понятия. Самое главное, что инициатива должна исходить от самих учащихся. Они сами предлагают мероприятия, готовят их, назначают ответственных. Правда, большая часть мероприятий проходит по инициативе наставника, но с согласия своих подопечных.
Каждая проблемная ситуация, в которой проживают педагог и учащиеся, состоит из трех пространств: целевого, поискового (продуктивного) и рефлексивного.
В целевом обсуждаем проблему, ставим цели для ее разрешения, подбираем алгоритм и средства нашей деятельности. В поисковом работаем и в микрогруппах, и всем коллективом по алгоритму, осознавая проблему, решая ее, формулируя сначала личные позиции, а затем коллективное мнение. И в рефлексивном пространстве идет осознание результата, способов совместной и индивидуальной деятельности.
Каждое мероприятие начинается с осмысления темы, ее ключевых понятий, построения древа понятия с целью выявления сущности слова (работа со словарями) и заканчивается рефлексией: в чем успех – неуспех деятельности. Можно использовать помощь специалистов: психолога, медицинского работника и т.д.
Учащимся в течение года предлагается заполнять листки откровения, которые помогут наставнику определиться в выборе мероприятий, узнать мнение подопечного, его интересы, характер, творческие способности и т.д.
Определяя проблему, ставя цели, подбирая средства, наставник, тем самым, прогнозирует результат, к которому должны прийти учащиеся в ходе поисковой работы. На основе наработанного материала можно дискутировать (рефлексировать), проводить параллели с современностью.
Методические рекомендации состоят из трех блоков: культурологический «Техникум, коллектив, я»; профессиональный «Ступени мастерства» и психологический «Мудрость в повседневных контактах».
Первый блок включает в себя такие мероприятия, которые направлены на достижение следующих целей: как можно больше узнать о себе, коллективе, техникуме и попробовать развить свои способности, убедиться в том, что нет более и менее способных людей – важно искать свое решение проблемы.
Второй блок посвящен такому важному шагу в современном мире, как выбор профессии. Темы классных часов готовят учащихся к обсуждению теневой стороны профессии, стереотипам, дают возможность найти путь апробации профессионального опыта; даются с учетом современных тенденций в образовании, а именно необходимости начального профессионального самоопределения учащихся.
В третьем блоке мероприятия ориентированы на планирование учащимися профессиональной и жизненной перспективы под наблюдением со стороны психолога, на рассмотрение вопросов выбора учащимися тех или иных жизненных ценностей.
Результативность работы в группе можно подтвердить на основе мониторинга (например, Степанов В.П., Григорьева Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе/ Под ред. Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского – М.: АПК и ПГО, 2003 – 83 с.). Рассмотренные уровни мониторинга развития отношения учащихся к той или иной ценности дают приблизительную, типизированную картину того, что стоит за ответами учащегося на соответствующую группу вопросов. Это может быть не точным диагнозом. Это тенденция, повод для педагогического размышления. Полученный результат позволяет определить уровень готовности учащегося к самостоятельной деятельности в профессиональной и социальной сферах. Насколько разовьет человек в себе духовные силы, сотворит что-либо полезное для людей, природы, родины – в этом и будет состоять его ценность в мире. А значит, будет результативность совместной деятельности педагога и учащихся.
В раздел культурологического блока входят 10 мероприятий.
№ | Название мероприятия | Форма проведения | Ответственные | Времяпроведения |
1 | Техникум, коллектив, я | Классный час | Кл. рук-ль | Сентябрь |
2 | «Что в имени моем?» | Классный час | Кл. рук-ль | Сентябрь |
3 | «Всему начало – общий дом» | Родительское собрание | Кл. рук. и уч-ся | Октябрь |
4 | Осенний бал «Давайте знакомиться» | Групповой вечер | Учащиеся | Октябрь |
5 | Кто я? Какой я? Мое хобби. Хочу и надо. | Классный час | Кл. рук. и уч-ся | Октябрь |
6. | Мой выбор. Профессиональное самоопределение. | Классный час | Кл. рук-ль и учащиеся | Ноябрь |
7. | День Матери «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!» | Групповой вечер с родителями | Кл. рук-ль и учащиеся | Ноябрь |
8. | День именинника | Групповой вечер | Учащиеся | Ноябрь |
9 | Я – в ситуации | Классный час | Кл. рук. и уч-ся | Декабрь |
10 | Новогодний бал «Император приглашает» | Групповой вечер | Кл. рук-ль и учащиеся | Декабрь |
На классном часе «Техникум, коллектив, я» учащиеся знакомятся друг с другом, с традициями техникума, педагогами; выбирают актив группы; продумывают мероприятия. Для этого ребята делятся на творческие микрогруппы – группы людей из 5-7 человек, объединившихся добровольно для выполнения задачи в процессе общей жизнедеятельности. Ребятам предлагается для заполнения листок откровения. Познакомить с традициями техникума могут второкурсники. Они же могут подготовить приветствие первокурсникам, номера художественной самодеятельности. Участие в таких мероприятиях старших ребят, их оптимизм, желание учиться и получить профессию – яркий пример для учащихся 1 курса.
На классном часе «Что в имени моем?» учащимся предлагается поработать со словарями и узнать, что означает слово «имя». Далее учащиеся рассказывают, почему им дали такое имя, в честь кого их назвали, как бы они хотели, чтобы их называли в группе. По словарю (Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 544 с.) можно узнать значение имени, его происхождение. Педагог рассказывает о характере человека, имеющего какое-либо имя. К месту будет вспомнить и прочитать стихи, в названии которого есть имя или песни. Начать можно со стихотворения А.С. Пушкина «Что в имени моем?». Учащиеся на основе стихотворений (песни) проводят анализ характера человека, придумывают презентации своего имени. Во время рефлексии ребята приходят к выводу, что имя выбирают родители, родственники, что каждое имя значимо и красиво по-своему. Нужна ли кличка человеку? Нет! Давайте друг к другу относиться уважительно.
Первое родительское собрание «Всему начало – общий дом» предлагаю провести совместно с детьми и социальными партнерами. На интерактивной доске тема родительского собрания, цели, задачи, «древо понятия» на слово «дом». Вступительное слово педагога о том, что техникум – общий дом учащихся, их родителей и социальных партнеров (успеваемость, посещаемость, первые успехи в учебе и практике). Учащиеся совместно с родителями в микрогруппах разрабатывают проблемные ситуации, в которых сами же примут участие. Социальные партнеры анализируют и комментируют ситуации. На таких собраниях важно объединить родителей и детей, решая, возможно, одну из главных проблем «отцов и детей». Родителями заполняется листок откровения, в котором могут быть такие вопросы: Нужна ли нам подобная форма родительских собраний? На какую тему можно поговорить в следующий раз? Что оказалось, по-вашему, лишним, что бы вы добавили? Испытываете ли вы гордость за вашего ребенка? Считаете ли вы, что техникум стал общим домом для вас и вашего ребенка? И т.д.
Профессиональному блоку (19 мероприятий) отдается большее предпочтение, так как учащиеся, наряду со средним образованием, в первую очередь осваивают профессию. Являясь классным руководителем в группе поваров, примеры привожу с учетом данной профессии.
№ | Наименование мероприятия | Форма проведения | Ответственный | Время проведения |
1 | Человек будущего выковывается сегодня. Чего я достиг? | Классный час | Классный рук-ль и учащиеся | Январь |
2 | Путешествие по профессии | Классный час | Учащиеся | Февраль |
3 | Нужны ли социальные партнеры? | Выезд на предприятие | Классный рук-ль | Февраль |
4. | День именинника. | Групповой вечер | Учащиеся | Февраль |
5 | Посвящение в рабочие | Классный час | Классный рук-ль | Март |
6 | Любите ли вы театр? | Встреча с актерами | Учащиеся,администрация театра | Март |
7 | Техникум, где учат, или техникум, где живут и работают? | Родительское собрание | Классный рук-ль и учащиеся | Апрель |
8 | «Память хранят живые…» | Встреча с ветеранами | Учащиеся | Май |
9 | День именинника | Групповой вечер | Учащиеся | Май |
10 | Моя деятельность | Классный час | Учащиеся | Сентябрь |
11 | Моя визитка | Мини-классный час | Кл. рук. и учащиеся | Сентябрь |
12 | День именинника | Групповой вечер | Учащиеся | Сентябрь |
13 | Осенний бал «Листья кружат» | Групповой вечер | Учащиеся | Октябрь |
14 | Опыт повара | Мини-конкурс | Кл. рук. и учащиеся | Октябрь |
15 | Реклама профессии | Мини-классный час | Учащиеся | Ноябрь |
16 | День именинника | Групповой вечер | Учащиеся | Ноябрь |
17 | Ступени мастерства | Конкурс мастерства | Кл. рук. и учащиеся | Декабрь |
18 | Кушать подано. Кем? | Классный час | Кл. рук. и учащиеся | Декабрь |
19 | Новогодний бал | Групповой вечер | Учащиеся | Декабрь |
«Путешествие по профессии». Каждая микрогруппа по словарям простраивает «древо понятия» на слово «путешествие», затем составляет карту «Путешествие по профессии», которую представляет всему коллективу (защита проекта). Коллектив выбирает лучшую карту, дополняет ее и в дальнейшем будет работать по ней. Например: 1 станция «Встреча с социальными партнерами», 2 станция «Посвящение в рабочие», 3 – «Техникум, где учат, или техникум, где живут и работают?», последняя станция «Конкурс профмастерства».
Классный час «Нужны ли социальные партнеры?» проводится на предприятии (например, в ресторане). Сначала педагог представляет информацию о различных заведениях общепита, делает акцент на ресторанах. Объясняет значение понятия «социальный партнер». Далее идет экскурсия по ресторану, знакомство с работниками и их рабочими местами. Затем в микрогруппах совместно с работниками составляется план мероприятий по встрече с социальными партнерами, разыгрываются различные ситуации. План обсуждается в коллективе. Из заранее подготовленных ингредиентов каждая микрогруппа готовит конкурсное блюдо. После конкурса директор ресторана говорит о значимости профессии «повар», подводит итоги конкурса и приглашает попробовать приготовленные блюда. Ребята делают выводы о путешествии на предприятии, о значимости социальных партнеров. Педагог просит к родительскому собранию сконструировать выводное знание на слова «социальный» и «партнер».
Проведение круглого стола с родителями и социальными партнерами «Техникум, где учат, или техникум, где живут и работают?» объединяет семью, педагогов и работодателей. Учащиеся демонстрируют свои специально подготовленные учебные и творческие (профессиональные) достижения. Объясняют родителям значимость социальных партнеров, рассказывают, используя экран, где они побывали, что нового узнали. Разыгрываются проблемные ситуации. Социальные партнеры строят график работы с учащимися на 2 курс обучения. Затем все предложения записываются на доске, обсуждаются, и создается общий проект документа, на основании которого администрация техникума может составить расписание уроков производственного обучения и практики. Во время рефлексии учащиеся должны осознать, что техникум – это не только место, где учат, но и где живут и работают. Что уносят из техникума не только багаж, наполненный общими знаниями, а нечто другое и большее: атмосферу, тайны профессии, воспоминания о личных и совместных делах, успехах…
В подготовке группового конкурса «Ступени мастерства» учащиеся совершенствуют работу, навыки и накапливают материал по профессии, а затем представляют их в виде загадок, песен и стихов, театрализованных фрагментов, визиток и в виде готового изделия. К групповому конкурсу учащиеся готовятся поэтапно: мини-классный час «Что такое визитка?», мини-конкурс «Опыт повара», «Реклама профессии».
На групповом конкурсе «Ступени мастерства» учащиеся раскрывают свои профессиональные и творческие способности, полученные на данном этапе. Конкурс можно провести в форме телемоста, с использованием ИКТ. Встреча с корреспондентами разных стран, которые рассказывают о традициях, культуре своей страны. Таким образом, можно раскрыть разносторонне профессию повара. Можно провести конкурс в форме мини-спектакля, где участники, обычные учащиеся, отправляются представлять свою профессию, например, в Париж. Но попадают в авиакатастрофу, чудом остаются жить, преодолевая все препятствия, благодаря навыкам, знаниям, опыту, полученным в учебном заведении. Участию в конкурсе предшествует большая подготовительная работа. Непонятные значения слов проверяются по словарю. Помощь творческих микрогрупп (цели, план, идеи, алгоритм). Участник конкурса представляет свой опыт в трех номинациях: визитка, теоретические знания по профессии, практическая часть (приготовление блюда и его защита). После окончания конкурса вся группа подводит итоги, выявляет лучшего участника, который будет выступать на техникумовском конкурсе профмастерства.
Во втором полугодии 2 курса запланировано 11 мероприятий. Они содержат психологические советы и рекомендации. Мероприятия направлены на проблемы умения проявлять мудрость в повседневных контактах.
№ | Название мероприятия | Форма проведения | Ответственные | Сроки проведения |
1. | Искусство общения | Классный час | Кл. рук., психолог | Январь |
2. | Быть настоящим мужчиной – это? | Классный час | Кл. рук., учащиеся | Февраль |
3. | День именинника | Групповой вечер | Учащиеся | Февраль |
4. | «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся другие» | Классный час | Классный рук. и учащиеся | Март |
5. | Модно ли сегодня быть женственной? | Классный час | Классный рук. и учащиеся | Март |
6. | Мир душевной жизни | Классный час | Кл. рук., психолог | Апрель |
7. | Как научиться преодолевать трудности? | Классный час | Классный рук., психолог и уч-ся | Апрель |
8. | «Поклонитесь солдату, люди!» | Классный час | Учащиеся | Май |
9. | На пороге семьи | Классный час | Кл. рук., психолог | Май |
10 | День именинника | Групповой вечер | Учащиеся | Май |
11 | «Вот и настал час расставания…» | Классный час | Кл. рук., учащиеся | Июнь |
Приведу пример классного часа «Модно ли сегодня быть женственной, или это проявление слабости?»
Предварительно встретившись с девушками, обговариваем тему классного часа, ход мероприятия, выходим на проблемный вопрос, ставим цели (например: Вызвать интерес к проблеме, желание нравиться окружающим. Привить умение производить впечатление; быть принятой в обществе, стремиться к успешности. Познакомиться с основами имиджеологии. Мотивация девушек на создание собственного имиджа. Коррекция навыков ведения беседы, общения и поведения.)
Данная технология предусматривает работу в творческих микрогруппах, поэтому девушки делятся (по интересам) на три группы: «Сударушки», «Барышни», «Павушки» (Приложение 1). У каждой микрогруппы свой атрибут (это могут быть пудреница, пяльцы с вышивкой, зеркальце, шкатулка с бусами, перчатки и т.д.), а символом, который объединит все группы, может стать веер (он передается от участника участнику).
Для того чтобы понять и разобраться в проблемном вопросе, на предварительной встрече выявляется ключевое слово «женственная» и дается опережающее индивидуальное задание на построение древа понятия с целью выявления сущности данного слова. Проблемная ситуация, в которой проживают педагог и учащиеся, строится из трех пространств: целевого, поискового и рефлексивного.
В целевом - обсуждается проблема, ставятся цели и задачи для ее разрешения, тем самым, прогнозируя результат, к которому должны прийти учащиеся в ходе поисковой деятельности. В поисковом - предусматривается работа в микрогруппах и всего коллектива по алгоритму: осознание проблемы, выводное знание на слово «женственная», высказывания о женщинах, примеры литературных героинь и кино (Приложение 2), мнения известных мужчин о женщинах, мотивация девушек на создание собственного имиджа (внешний вид самих девушек, демонстрация моделей, исполнение песни или стихотворения), проблемные ситуации (Например: Кокетка и девушка с мальчишеским характером пришли на свидание с одним и тем же парнем, кого выберет юноша; встретились через несколько лет две одноклассницы: одна домохозяйка, другая деловая женщина. Возник спор о том, какая из них больше нравится мужчинам), примеры успешных женщин города (видеоклип – интервью). И в рефлексивном - идет осознание результата: модно ли сегодня быть женственной, нужно ли сегодня отказаться от естественных женских качеств, должна ли девушка обладать талантом, нужен ли девушке имидж?
Заканчивается классный час приемом синквейна – это «стихотворение», состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое мнение к проблеме. Уходя из класса, девушки оставляют свое мнение, какой должна быть женщина: хозяйкой, деловой женщиной или кокеткой, в виде открытки, прикрепив ее на доску (Приложение 3).
По технологии КИМ проводятся все мероприятия. И каждый раз подводятся итоги работы: Что получилось? Не получилось? Чего я достиг, каких успехов, каких результатов? Каков реальный эффект проведенных дел? Работая по технологии саморазвития человека, учащиеся адаптируются, раскрепощаются, раскрывают свои творческие таланты, привыкают к самостоятельности, проявляют ответственность, не боятся высказывать свое понимание проблемы… Появляется удовлетворение в совместной работе педагога и учащегося. Поэтому, на мой взгляд, система классных часов «Использование технологии КИМ во внеклассной работе» является перспективной и актуальной на сегодняшний день.
Литература:
- Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. Изд-во: М. гос. Ун-т печати, 2002, - 145 с.
- Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день/ 3-е изд., перераб. И доп. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998 – 320 с.
- Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 – 160 с.
Творческие группы — Приложение 1, поисковая деятельность — Приложение 2.