Тип урока: комбинированный.
Использованный метод: объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учащихся на уроке: коллективная, индивидуальная.
Методические особенности: урок-путешествие.
Цели. Слайд № 3
- Научить детей употреблять различные формы приветствия, прощания, извинения, в зависимости от ситуации.
- Учить чтению в лицах.
- Развивать кругозор. Воспитывать культурных читателей.
Оборудование: таблицы речевого этикета, карточки-задания, книги Г. Остера «38 попугаев», Приложение 1.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие в город Вежливости. Вы все знаете вежливые слова. Давайте вспомним их. Слайд № 4.
Соревнование между рядами. Самые активные учащиеся получают фишку, количество которых определит знатоков вежливых слов.
II. Проверка домашнего задания в игровой форме.
- В первом домике этого города живут слова, которые мы употребляем при приветствии и прощании. Какие это слова?
До свидания. Всего хорошего. Здравствуйте. Добрый день. Доброе утро.
Дети читают стихи наизусть, в которых звучат слова приветствия и прощания. - Во втором доме живут слова, которые люди употребляют при обращении с просьбой. Какие это слова?
Пожалуйста. Будьте добры. Будьте любезны.
Дети читают стихи наизусть. - В третьем доме живут слова, которые люди употребляют тогда, когда им необходимо помириться. Какие это слова?
Простите, пожалуйста. Извините, пожалуйста.
Дети читают наизусть стихи о вежливости. - Вежливые люди употребляют все эти слова. Какие ещё стихи или рассказы о вежливости вы подготовили к уроку. Слайд № 5.
III. Физ. минутка. Слайд № 6.
Недавно мы с вами читали о мальчике, который шалил и попадал в неприятные истории. О ком я говорю? (О Буратино). Сейчас он ходит в школу, хорошо учится, и запомнил много вежливых слов.
Буратино каждый день
Делает зарядку.
Очень нравится ему
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
А теперь он потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
– Здравствуй! – Солнышку сказал
И рукою помахал.
– Здравствуй, солнце!
– Здравствуй, день!
– Прогони скорее лень!
– Вот ещё раз потянусь
И за чтение примусь!
IV. Буратино побежал в школу. Слайд № 7.
Ученики этой школы подготовили задание. Я надеюсь, что вы успешно справитесь с ними.[1]
Карточка №1. Слайд № 8.
На переменке мальчишки бегали по коридору. Игорь быстрее всех. Он налетел на учительницу, чуть не сбив её с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и снова спросила:
– Что нужно сказать?
– Здрасьте! – ответил Игорь.
И все засмеялись. Почему засмеялись дети?
Карточка №2. Слайд № 9.
Как-то раз, когда Маша была маленькой, папа угостил её яблоком. Яблоко было большое и красивое. Маша откусила кусочек, потом протянула яблоко папе и сказала:
- Папа, съешь сам это яблоко, оно внутри гнилое!
- Как тебе не стыдно?! Так говорят только невежливые люди! – сказал папа.
Тогда Маша подумала и сказала:
- Папа, пожалуйста, съешь сам это яблоко, оно внутри гнилое.
Карточка №3. Слайд № 10.
Мише в день рождения гости подарили две одинаковые машинки. Что ты посоветуешь мальчику:
- Поблагодарить за подарки.
- Сказать, что две одинаковые машинки ему не нужны.
Дети читают карточки-задания и отвечают на вопросы.
V. В городе Вежливости, как и в любом городе, есть свой театр. Слайд № 11.
Сегодня мы примем участие в спектакле «Бабушка Удава» по книге Г.Остера «38 попугаев» Слайд № 12.
Чтение в лицах главы «Бабушка Удава». Обсуждение прочитанной главы.
VI. В каком городе нет библиотек? Слайд № 13.
Есть она и в этом городе. Здесь можно прочитать в книгах о том, какие правила вежливости существуют в других странах, у разных народов. Заглянем на страницы книги, рассказывающей об этом. Слайд № 14.
Чтение учителем статьи о вежливости в разных странах.
VII. Итоги урока. Слайд № 15.
Какой ряд заработал больше фишек?
Наше путешествие подошло к концу. Вы узнали много интересного. Мне будет приятно услышать слова вежливости в вашей речи.
VIII. Домашнее задание.
Литература: Речевые секреты. Книга для учителей начальных классов под редакцией Т. А. Ладыженской М., «Просвещение», 1992, с. 36-41.