Тема четверти: «Великие наши «современники»
Тема урока: «Современность и православная духовная музыка»
Тип урока: углубление; урок – дискуссия.
Задачи:
образовательная: дальнейшее совершенствование знаний о православной духовности и духовной музыке, хоровых традициях, композиторах, писавших православную духовную музыку;
развивающая: развитие творческих наклонностей, аналитической деятельности, вокально-хоровых навыков;
воспитательная: воспитание уважения к духовной культуре России; отзывчивости, способности к сопереживанию; осмысление музыки, как искусства, отражающего общечеловеческие ценности.
Оборудование: портрет М. Березовского, репродукция картины А.Шилова «Солдатские матери» на ММД, экран, ПК, музыкальный центр, СД, рояль, ученические работы, доска, мел.
На доске: тема урока, ФИО композитора, эпиграф.
Структура урока:
- оргмомент;
- повторение;
- новый материал;
- прослушивание музыкального произведения;
- музыкальный анализ;
- дискуссия;
- микрообощение;
- пение начальных фраз;
- рассказ о композиторе;
- вывод по теме урока;
- вокально-хоровая работа;
- домашнее задание.
Эпиграф:
«И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.»
А.С. Пушкин.
Ход урока:
Во время входа учащихся в класс тихо звучит православная духовная музыка «Ныне отпущаеши» киевского распева.
Орг. момент, музыкальное приветствие.
У: - Какая музыка звучала во время входа в класс?
Д: - Это православная духовная музыка. Мы слушали ее в 7 классе.
У: - Как вы узнали, что это православная духовная музыка, а не католическая?
Д: -Православная духовная музыка исполняется а капелла на старославянском (церковнославянском) языке, тогда как католическая исполняется с аккомпанементом органом или симфоническим оркестром на латыни или на языке родном для верующего.
У: - Верно, вы хорошо помните наши предыдущие уроки по духовной музыке. Тогда вспомните, пожалуйста, какой сюжет положен в прозвучавшую музыку и как она называется?
Д: - «Ныне отпущаеши». А сюжет о том, что некий старец должен был жить очень долго, до тех пор, пока не увидит Спасителя.
У: - Итак, речь в сюжете идет о пожилом человеке. Как вы считаете, легко ли жить пожилым людям, особенно одиноким, потерявшим своих родных и близких с возрастом, в связи с различными обстоятельствами?
Ответы учеников.
У: - Посмотрите на картину А.Шилова «Солдатские матери»…(небольшая пауза). Внимательно вглядитесь в лица этих двух женщин...(пауза). Какие мысли возникли у вас?
Ответы детей. ( Как правило, они глубоко понимают сюжет этой картины; понимают и глобальность этой проблемы: ведь таких женщин не две, как на картине, а множество).
У: - А как вы понимаете поговорку «Стар да млад»?
Д: - как младенцы, так и пожилые люди слабы и нуждаются в помощи и внимании.
У: -Верно. Сейчас прозвучит концерт Максима Созонтовича Березовского (имя на доске) «Не отвержи мене во время старости». Вслушайтесь в него внимательно.
Слушание музыки.
У (как можно тише и проникновеннее): - Понравилось ли вам это произведение?
Д: - Это очень красивая музыка! Она не может не понравиться.
У: - К какому жанру относится это произведение?
Д: - Православная духовная музыка.
У: - Кто исполнил это произведение?
Д: - Смешанный хор, а капелла.
У: - А нужен ли в этом произведении и вообще в православной музыке аккомпанемент?
Д. – Традиционно православная духовная музыка исполняется а капелла, да и ни к чему здесь музыкальные инструменты, т.к. хор звучит красиво и законченно.
У: - Каков характер прозвучавшего произведения?
Д: - Печальный, напевный, трагический, возвышенный; музыка правдиво передает литературное содержание.
У: - Какими средствами музыкальной выразительности композитор достиг гармонии литературы и музыки?
Д: - Динамика, минорный лад, тембровая окраска смешанного хора, чередование сольных фрагментов с хоровыми, удачно выбран темп произведения, канон…
У: - А содержание вы поняли? Старославянский язык, все-таки! Что значит «Не отвержи»?
Ответы учащихся:
(как правило, все понимается верно).
У: - «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня». Как вы думаете, к кому обращены эти слова?
Д: - К близкому человеку.
У: - А если нет близких людей?!
Д: - Тогда, наверное, к Богу.
У: - «Боже, не удаляйся от меня; Боже, поспеши на помощь мне». Это выдержки из Ветхого Завета. Сюжет песнопения «Ныне отпущаеши» так же, взят из Ветхого Завета, а он был написан тогда, когда еще не было веры в загробную жизнь. Как вы думаете, что находят пожилые люди в религии?
Д: - Некую невидимую духовную поддержку, опору, утешение, веру, наконец, в лучшее.
У: - Дайте вашу оценку существованию Домов престарелых. Хотели бы вы, чтобы ваши близкие люди оказались в таком приюте?
Д. – Такие интернаты нужны для людей, потерявших своих близких и оставшихся в одиночестве, как эти бабушки на картине А.Шилова. За ними там должен быть квалифицированный уход. Но наших родных там мы не представляем: у них есть мы и мы всегда будем о них заботиться.
Микрообобщение: пожилые люди так же, как и маленькие дети нуждаются в нашей и государственной помощи и поддержке. Родные и близкие люди должны быть терпеливыми и внимательными к своим престарелым и немощным, но родным людям. Осиротевшие же старые люди, живущие в приютах, вызывают огромное сочувствие и отношение к ним со стороны государства и простых людей, является показателем здоровья или нездоровья нашего общества.
У:- Вернемся к композитору.Как вы думаете, сколько было лет композитору Максиму Созонтовичу Березовскому, когда он написал этот концерт?
Д: - Судя по тому, что он прожил совсем недолго, он написал этот концерт молодым, но, наверное, незадолго до кончины. Может быть, он предчувствовал её?..
У: - Возможно, но написан этот концерт был гораздо раньше, когда ему было чуть за двадцать. Далее следует рассказ о композиторе: родился в Украине, в городе Глухове, там же закончил первое в Российской империи профессиональное музыкальное заведение, Глуховскую школу певчих, затем Киевскую духовную академию. Пел в Придворной певческой капелле. Дальнейшее образование получал в течение четырёх лет в Италии, в знаменитой Болонской Филармонической академии, той самой, в которой четырнадцатилетний В.-А. Моцарт был удостоен звания академика. И вот, всего через год после В.-А.Моцарта, в 1771 году действительным членом Болонской филармонической академии становится и Максим Березовский. По возвращении же на Родину, дела его пошли совсем не так, как он мечтал. Он не почувствовал той востребованности в своем творчестве, того признания, каких заслуживал его талант. Жизнь его трагически оборвалась 24 марта 1777 г.
У: - Концерт Максима Созонтовича Березовского «Не отвержи мене во время старости» считается лучшим и главным его произведением. Давайте сделаем вывод по теме урока (акцент на доску, где написана тема урока).
Учитель садится за рояль.Распевание «5 нот Баха». Разучивание первых фраз концерта. Пение по группам.
У: - Настало время сделать вывод по теме урока.
Вывод: православная духовная музыка, несмотря на то, что написана давно, актуальна и в наши дни. В ней скрыты глубокие национальные корни. Она воспитывает в людях высокие нравственные идеалы и проникает во все сферы жизни.
У: - оценка всем работавшим на уроке, конечно же, отличная. Это оценка и за неравнодушие. Надеюсь, что и в повседневной жизни вы такие же отзывчивые и надежные. Помните: в нашей помощи всегда нуждаются пожилые люди, и они надеются на эту помощь. Найдите время поговорить со своими и живущими по соседству бабушками и дедушками. Оглянитесь по сторонам: вдруг кто-то ищет взглядом человека, который поможет перейти дорогу, донести сумку, сесть в автобус. И молча надеется, что такой человек в толпе прохожих отыщется…
А мы закончим работу над песней А. Пахмутовой «Надежда», начатую на прошлом уроке.
Вокально-хоровая работа: 3-4 куплеты (мелодия, звукоизвлеченение, дикция, дыхание). Пропевание всей песни в характере.
Домашнее задание: продолжить ряд пословиц и поговорок (загадок): «Стар да млад», «Старость – не радость», «Если б молодость знала, если б старость могла»; «Утром на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех»…
Как, наверное, везде, на уроке присутствуют и дети других религиозных конфессий, т.к. учатся в одном классе. Обычно, в 5 классе, начиная преподавание духовной музыки, я предлагаю всем представить себя международными туристами, которые, путешествуя по той или иной стране, интересуются ее культурой и духовными традициями. С этой позиции мы слушаем и анализируем и католическую, и мусульманскую, и иудейскую духовную музыку. Других записей у меня просто нет. Этот урок смыкается в своей общечеловеческой сути, и дети делятся своими мнениями и знаниями, зачастую опираясь на духовные традиции разных, но родных для них религиозных постулатов.