Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки

Разделы: Музыка


Познание, в его социальном значении, рассматривается в психологии и педагогике как необходимый исторический процесс накопления духовных ценностей, отражающий законы природы, общества, межчеловеческих отношений, жизни самого человека.

Именно в школе последовательно, год за годом все учащиеся овладевают знаниями, которые накопила история человечества. В учебном процессе познавательная деятельность ученика представляет собой сложнейший процесс перехода от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобретенных от взрослых либо через средства массовой информации, к системе познания. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьников и формирования его личности. Сам по себе процесс познания требует значительной затраты умственных сил и напряжения и осуществляется он в школе через руководство учителя. Но обучение, при котором ученик действует только по указаниям учителя, не имеет ценных внутренних побуждений, на него зря потрачены время, сила, и энергия учителя. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса.

«Музыка пробуждает воображение, фантазию ребенка, обостряет восприятие окружающего мира, углубляет представление о предметах и явлениях, то есть активизирует творческие силы разума», - писал В.А.Сухомлинский. Богатейшее поле деятельности для детей дает программа по музыке, разработанная Э.Б.Абдуллиным, И.В.Кадобновой, Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой под научным руководством Д.Б.Кабалевского. Можно играть с учителем в четыре руки (хотя никогда не учился этому), вырастить из «интонационного зерна» свою собственную мелодию (стать на миг композитором), слушая музыку, нарисовать в своем воображении самые разные картины(попробовать себя в изобразительном искусстве) и даже потанцевать на физкультминутке.

Первоклассники… Красивые, маленькие, непосредственные, открытые…   Первое музыкальное задание – учимся слушать тишину. Оказывается, этому надо учиться! Чтобы учиться было интересно, играем в игру «Кто дольше слышит звук». Играю на инструменте один звук, прошу слушать и поднять руку тогда, когда дети перестанут слышать его .Сначала получается не у всех, потом лучше, лучше… И вот уже в классе стоит тишина, которая необходима для восприятия музыки. Интересно? Да! А теперь пробуем пропеть этот звук на «а», как бы продолжая звучание инструмента. Красиво получается не сразу, дети это замечают сами. Значит, надо поучиться. Дальше игра.

Представим, что в руках у каждого из нас – роза.  Вдруг на наших глазах она распускается и становится большой и пышной. Мы удивляемся вместе со взмахом моей руки и тихо говорим: «Ах!». Вместе с началом ауфтакта мы «удивляемся», затем мгновенная задержка дыхания от удивления и красоты и… поем звук  «фа» на гласный «а». Первое задание, первое удивление, первое активное познание.

Музыка и жизнь – генеральная тема программы. Изучая музыку, ребята с первого класса должны почувствовать, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь.

В 5 классе начинаю учебный год с вопроса: «А где берет начало музыка?». Ответы самые разные. Наиболее часто мнение, что музыка начинается с композитора.   

- А если отделить композитора от окружающего мира: запереть его в комнате, закрыть окна шторами. Создаст он новые мелодии?
- Нет. Он не увидит природы, не узнает о происходящих событиях, не сможет общаться с людьми.
- А каким словом или словосочетанием можно объединить такие понятия как природа, происходящие вокруг нас события, человеческие чувства?
- Это человеческая жизнь.

Так постепенно мы вместе с ребятами приходим к выводу, что музыка берет свое начало в жизни, значит, музыка – это сама жизнь. И в 7 классе, начиная разговор о музыкальной драматургии, мы возвращаемся уже в который раз к этому своему выводу. Если музыка – это жизнь, значит и жизнь музыкальных образов проходит по законам человеческих отношений: иногда эти образы живут в музыкальном произведении мирно, дополняя друг друга (увертюра к опере «Руслан и Людмила»), а иногда находятся в противоречии, конфликте (« Эгмонт», « Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского).

Сопоставление музыки и жизненных ситуаций всегда увлекает ребят, делает более доступными для них многие музыкальные понятия. Тема «Интонация», 2 класс.  Всегда оживление в классе, особый настрой вызывает чтение учителем любого известного детям стихотворения быстро, неразборчиво, монотонно.

- Понравилось?  (улыбаются)
- Нет!
- Почему?
- Очень быстро, непонятно, невыразительно!
- А как бы вы прочитали?

Стараются, читают выразительно. Вывод: прежде, чем что-то сказать, надо подумать, какой должна быть ваша интонация. А для учителя это естественный переход к теме «Интонация» в музыке. 5 класс. Тема «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». Слушая Квартет №2 А.П.Бородина, мы обращаем внимание на интонационную близость мелодии и человеческой речи. Она искренне «говорит» с нами - проникновенно, задушевно. Виолончель, скрипки «подхватывают» мысль, продолжают беседу, не перебивая своего собеседника.

Колыбельная песня. Начало начал в воспитании человека человеком. Может быть в том, что наши современные дети лишены материнских колыбельных песен, и кроется одна из причин всевозрастающей духовной глухоты нынешних поколений ребят? Любви надо учить и учиться…

А что на нашем уроке? На минутку зажмуримся, представим себе мамино лицо, мамины глаза и послушаем, какая музыка звучит внутри нас. Она, конечно, будет тихая, нежная, ласковая,  добрая и красивая,  как мама.  И пусть это не развернутая мелодия, а всего лишь несколько раз повторенная интонация, может быть, без слов, но она сконцентрирует в себе все лучшее, что есть в ребячьей душе. И прозвучать она может не только в голосе, но и в движении рук, в убаюкивающем покачивании корпуса, даже просто во внутренней сосредоточенности, отраженной на лицах ребят. И каким бы голосочком, какую бы «несуразицу» ребенок ни исполнит потом дома маме, это станет отражением того самого чуда рождения музыки из чувства любви и красоты, к которому он прикоснулся. Это и есть начало – начало пути к созданию музыкального образа.

Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Пути такого развития только во включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности.  

Используемая литература:

1.Вендрова Т.Е. Воспитание музыкой. М. «Просвещение».1991.
2.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М. «Просвещение». 1984.