Урок математики во 2-м классе по теме "Конкретный смысл действия деления"

Разделы: Начальная школа


Цель:

1. Познакомить с действием деления с помощью решения задач на деление по содержанию и со знаком "деление".
2. Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, развивать мышление и память учащихся.
3. Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, прививать интерес к предмету математика.

Оборудование: индивидуальные карточки, таблицы с геометрическим материалом, предметные карточки: солнышко и несколько лучей.

Раздаточный материал: конверты и марки.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма проведения: урок с дидактической игрой.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель

- Какое сегодня у вас настроение?

Поприветствуем наших гостей, учителей разных школ района.

(Дети улыбками показывают хорошее настроение. Приветствуют гостей наклоном головы)

2. Вступительный этап.

Учитель

- Ребята, какое время года за окном?

Правильно, это ранняя весна.

Учитель

- По каким признакам мы замечаем наступление весны?

(Дети отвечают, что стало ярко светить солнышко).

Учитель

- К нам в класс заглянуло весеннее солнце, посмотреть как мы работаем. Чем лучше будем трудиться, тем больше лучиков у нашего солнышка. Будем стараться – будет улыбаться нам солнце и быстрее разбудит от зимы нашу Землю.

(Дети улыбаются и обещают стараться)

Учитель

- Чем бы вы хотели заниматься на уроке? Предлагайте!

(Дети высказывают пожелания о видах заданий на уроке: устная работа, индивидуальные карточки, новый материал, решение примеров, физминутка, решение задач).

По мере предложений, учитель рисует схему на доске:

3. Устная работа.

Учитель:

"Продолжается работа
Устно мы считаем что-то
Сравниваем, размышляем
Без ошибок отвечаем."

На доске геометрический материал:

Учитель: На какие группы поделим фигуры и почему?

(Раздаются 3 индивидуальные карточки ученикам. С таким заданием:

1 карточка 2 карточка 3 карточка
3 см 5 мм = … мм 100 – (23 + 8) x – 6 = 9
7 дм 6 см = … см 100 – (64 - 4) 23 – x = 3
85 см = … дм …см (56 - 7) – 9  
100 см = … дм    

Учитель: Какое числовое выражение лишнее и почему?

3 + 3 + 3 + 3
4 + 3 + 4 + 4
4 + 4 + 4
2 + 2 + 2 + 2

(Дети отвечают, что второе выражение лишнее, потому что его нельзя заменить умножением).

 

Учитель: Вспомним, какие мы смекалистые и решим задачи?

1.

Устала 4 ножки
А вопрос таков
Сколько вместе
Будет ножек у 3 столов?

2.

Мышка зерна собирала
По 2 зернышка таскала
Принесла уж 9 раз
Каков мышечкин запас?

3.

Сколько птичек – невеличек
На кормушку прилетело?
Воробьев драчливых пара,
И синичек тоже пара,
Пара синих голубей
И 2 пары снегирей?

Учитель: Молодцы, дети. Солнышко улыбнулось нам сразу 3 – мя лучиками. Столько мы заработали на устном счете. И добавили нам ребята еще 3 лучика за правильную работу по индивидуальным карточкам, их проверили назначенные учителем ученики-эксперты.

(Учитель прикрепляет к солнышку лучики на доске).

4. Новый материал.

а) "Дидактическая игра"

(На партах конверты и марки. Дети работают в парах).

Учитель: У вас на партах лежат конверты и марки. Работники почты попросили помочь отправить письма, наклеив на каждый конверт марки. На партах 6 марок. Наклеиваем по 2 марки на каждый конверт.

(Дети выполняют практическую работу).

Учитель: сколько раз по 2 вы взяли? (3 раза)

(На доске схематично изображена эта задача и действием деления 6 : 2 = 3 (к))

Учащиеся делают выводы о том, что поделить – это раздать поровну.

б) Работаем по учебнику. Дети читают выводы на стр. 50.

Учитель: Молодцы! Солнышко улыбнулось лучиком, радуется нашим приобретенным знаниям.

5. Закрепление нового материала.

Работа по учебникам стр. 50 № 1

Учитель:

Сколько было орехов? (12)
По сколько получил каждый? (по 3)
Почему деление? (Потому, что поровну делили)

(Учитель прикрепляет лучик к солнышку)

6. Физминутка.

Шли по крыше 3 кота
3 кота Василия
Поднимали 3 хвоста
Прямо в небо синее
Сели киски на карниз
Посмотрели вверх и вниз
И сказали 3 кота: "Красота!"

7. Повторение изученного.

Работаем по учебнику с. 50

№ 2. Составляем равенства и неравенства. Работа проходит в парах, после работы взаимопроверка.

№ 4. Решаем задачу, составляя краткую запись на доске коллективно.

Было – 75 п.
Вышли – 25 п.
Сели – 20 п.
Стало - ? п.

Задача решается несколькими способами. Проверка с доски, куда вызываются дети, решившие разными способами.

(За хорошую, активную работу прикрепляем еще один лучик к солнышку).

№ 5. Решение примеров с проверкой

76 76 63 51
+18 -18 -37 +45
------- ----- ---- -----
94 58 26 96

(После проверки с места, прикрепляем еще один лучик к нашему солнышку)

Итог урока

Учитель:

Что нового узнали на уроке?
Что было вам трудно?
Что такое "деление"?
Выполнили ли мы то, что намечали вначале урока?

Посмотрите на солнышко, оно ярко светит многочисленными лучиками, радуется нашим успехом.

9. Домашнее задание: придумать задачи на деление.