Цель урока:
- Рассмотреть свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.
- Развивать умение групповой и индивидуальной работы.
Задачи урока:
- Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом углубить знания учащихся о свойствах кислот, отработать умение составления ионных уравнений реакций.
- Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, воспитывать чувство патриотизма и уважения к своей Родине, чувство коллективизма при работе в парах, уверенность в своих силах.
- Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки устной и письменной речи; память, мышление, наблюдательность в ходе эксперимента; продолжить развитие навыков работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием в процессе выполнения лабораторного опыта, развитие таких понятий: электролитическая диссоциация, ион, молекулярное уравнение реакции, полное ионное и сокращённое ионное уравнение реакций.
Тип урока: урок повторения и обобщения с элементами исследования.
Оборудование:
- Реактивы (10%-ный раствор соляной кислоты, гидроксида натрия, раствор карбоната натрия, нитрата серебра, хлорида цинка, лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый);
- лабораторное оборудование (штатив с пробирками, пипетки);
- дидактический материал (таблица растворимости, плакат “Химические свойства кислот”, карты-исследований, карточки-инструктажи, карточки с домашним заданием);
- ТСО: видеоаппаратура, видеофильм “8-й класс.Часть 2”.
Структура урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.
II. Повторение изученного материала
1. Подведение к теме урока. Постановка цели. Сообщение темы урока.
Вступительное слово учителя:
Я хочу начать наш урок с эпиграфа: “Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением”. Это изречение принадлежит великому русскому учёному М.В.Ломоносову. Из этих слов становится ясно, какую значимость придавал он опыту. Именно поэтому Михаил Васильевич в течение 7 лет настойчиво добивался организации химической лаборатории. “Профессор химии без лаборатории никакой пользы учинить не может, точно также, как профессор астрономии без обсерватории”.
В итоге первая химическая лаборатория была учреждена в России в 1748 г. В ней было выполнено большое количество исследований, было сделано много открытий.
Не случайно наш урок начался со слов этого великого учёного. Сегодня мы с вами будем работать в рамках химической лаборатории, в которой, как и М.В.Ломоносов, будем проводить исследования. В нашей лаборатории мы будем изучать кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Сегодня на уроке мы рассмотрим химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Это цель нашего урока. Тема нашего урока: “Кислоты в свете теории электролитической диссоциации” (Запись даты и темы урока в тетради).
2. Общее понятие об электролитической диссоциации. Классификация кислот. Диссоциация кислот.
Фронтальная беседа по вопросам. Самостоятельная работа по карточкам у доски.
Переходим к следующему этапу урока. 3 учащихся работают по индивидуальному заданию у доски. (Приложение 1)
Вспомним основные понятия электролитической диссоциации:
– На какие группы делятся вещества по отношению к электрическому току? (Электролиты и неэлектролиты.)
– Дайте определение понятию “электролит”? (Это вещество, водный раствор или расплав, которого проводит электрический ток.)
– Приведите примеры электролитов? (Растворы и расплавы солей и щелочей, растворы кислот.)
– Дайте определение понятию “неэлектролит”? (Это вещество, водный раствор и расплав которого не проводит электрический ток.)
– Приведите примеры неэлектролитов? (Нерастворимые соли и основания, оксиды, простые вещества, органические вещества.)
– Дайте определение понятию “электролитическая диссоциация”? (Это распад электролита на ионы при расплавлении или растворении в воде.)
– Дайте определение кислоте из курса 8-го класса? (Это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка.)
– На какие ионы распадаются кислоты при диссоциации? (Катионы водорода и анион кислотного остатка.)
Проверка заданий, выполняемых учащимися у доски:
1-й ученик:
Классификация кислот по числу атомов водорода (по основности):
2-й ученик:
Классификация кислот по силе электролита:
3-й ученик:
Электролитическая диссоциация кислот:
Вопрос к классу:
– Дайте определение кислоте с точки зрения теории электролитической диссоциации? (Это электролит, диссоциирующий в водном растворе на катион водорода и анион кислотного остатка.)
Мы повторили основные понятия, необходимые для дальнейшего изучения химических свойств кислот.
III. Химические свойства кислот.
Выполнение лабораторного опыта в парах и по лабораториям. Инструктаж по охране труда при выполнении лабораторных опытов. Оформление результатов в карте исследований.
Переходим к изучению химических свойств кислот.
– Перечислите химические свойства кислот? (Действуют на индикаторы, взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, с основаниями, с солями.)
Все химические свойства кислот, которые вы перечислили, представлены на плакате.
Химические свойства кислот
I. Общие
- Действие на индикаторы
- Взаимодействие с активными металлами
- Взаимодействие с оксидами металлов
- Взаимодействие с основаниями ( … )
- Взаимодействие с солями
II. Индивидуальные (качественные реакции)
Сейчас вы будете исследовать химические свойства кислот, а результаты своей работы будете заносить в карту исследований. (Приложение 2)
Исследуем первое свойство кислот. Внимание на демонстрационный стол! В пяти пробирках с веществами побывали индикаторы. Определите, в каких пробирках находится кислота и название индикаторов, определяющих кислоту? (пробирка №…, индикаторы: лакмус и метиловый оранжевый)
Оформление на доске и в тетради.
– Какой ион определяет изменение окраски лакмуса в кислотах? (Катион водорода.)
Остальные химические свойства кислот учащиеся исследуют самостоятельно.
Обучающиеся работают в лабораториях, изучающих химические свойства кислот: 1-я лаборатория – взаимодействие с металлами, 2-я лаборатория – взаимодействие с основаниями, 3-я лаборатория – взаимодействие с солями, 4-я лаборатория – индивидуальные свойства кислот, работая по отдельному заданию.
Перед учащимися находится ящик с необходимым оборудованием и реактивами. Для работы дана карточка – инструкция (Приложение 3). Следуя карточке – инструкции и, соблюдая правила охраны труда, учащиеся выполняют своё исследование. Затем оформляют его в карте исследований, составляя уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде. Цель исследования – провести опыт, оформить результат, сделать вывод, представить результат другим лабораториям. На выполнение исследования первым трём лабораториям дается 7 минут, четвёртой лаборатории – 15 минут. По истечении времени обобщаем результаты опытов и делаем выводы.
По истечении времени:
Приглашаются по очереди по одному сотруднику от каждой лаборатории, который представляет результаты своей работы. Представители других лабораторий заносят результаты в свою карту исследований.
1-я лаборатория:
Взаимодействие с активными металлами.
Вывод: металлы взаимодействуют с кислотами. Тип реакции – реакция замещения.
2-я лаборатория:
Взаимодействие с основаниями:
Вывод: кислоты взаимодействуют с основаниями. Тип реакции – реакция обмена.
Вопрос к сотрудникам 2-й лаборатории:
– Как называется реакция взаимодействия оснований с кислотами, в результате которой образуется соль и вода? (Реакция нейтрализации.)
3-я лаборатория:
Взаимодействие с солями:
Вывод: кислоты взаимодействуют с солями. Тип реакции – реакция обмена.
Вопрос к сотрудникам 3-й лаборатории:
– Какому правилу подчиняется взаимодействие кислот с солями? (В соответствии с рядом кислот, каждая предыдущая кислота вытесняет из соли следующую: более слабую, более летучую, нерастворимую, непрочную или образуется соль, нерастворимая в воде.)
После представления результатов своего исследования сотрудники всех лабораторий переходят к исследованию ещё одного свойства кислот – взаимодействие с оксидами металлов. После просмотра видеофрагмента, в котором представитель научной лаборатории демонстрирует химический опыт, учащиеся в своей карте исследований составляют уравнение данной химической реакции в молекулярном, полном и сокращённом виде.
Проверка результатов (вывешены на доске):
Вывод: кислоты взаимодействуют с оксидами. Тип реакции – реакция обмена.
Подведение итогов учителем:
Итак, мы изучили общие свойства характерные для всех кислот.
Рассмотрите сокращённые ионные уравнения реакций и ответьте на вопрос:
– В чем состоит сходство в написании этих уравнений? (Присутствует ион водорода.)
– Чем объясняются общие свойства всех кислот? (Наличием иона водорода.)
Вывод: общие свойства кислот объясняются присутствием в растворе ионов водорода.
4-я лаборатория получила отдельное задание – провести 2 химические реакции, которые выражены сокращёнными ионными уравнениями и составить на основе сокращённого ионного уравнения реакции полное ионное и молекулярное уравнение реакции, характеризующее индивидуальное свойство кислоты.
Вывод: индивидуальные свойства кислот объясняются присутствием в растворе ионов кислотного остатка.
III. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя.
Подведем итоги урока. Сегодня в рамках химической лаборатории мы исследовали кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации. Давайте ещё раз обратимся к эпиграфу, с которого мы начали наш урок: “Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений рождённых только воображением”. Этим мудрым высказыванием М.В. Ломоносова давайте завершим наш урок.
IV. Домашнее задание
Учащиеся получают необычное домашнее задание разного уровня сложности “Кем вы считаете себя в химии?”: кандидатом наук, профессором или академиком (Приложение 4). Ученые степени расположены в порядке возрастания от кандидата наук до академика. Самая высшая учёная степень – академик. Дома ученики выбирают посильный для себя вариант работы с той учёной степенью, на которую они претендуют. Каждый вариант работы включает 2 задания, одно из них носит творческий характер. К следующему уроку выполняется первое задание, на выполнение второго задания даётся одна-две недели.