Вид урока: обобщающий с элементами поисковой работы
Форма урока: научно-практическая конференция
Цели и задачи урока:
- обобщить знания учащихся о рельефе,
- дать общие представления о формировании рельефа Земли;
- познакомить с особенностями рельефа Адыгеи,
- выявить представления об основных формах рельефа,
- закрепить основные понятия и термины по данной теме,
- расширить кругозор и знания учащихся по теме “Поверхность земли”,
- пополнить словарный запас учащихся названиями главных вершин России, Адыгеи, мира,
- развивать познавательные интересы школьников,
- воспитать интерес к окружающему нас миру, бережное отношение к нему.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование,
- мультимедийное приложение из фрагментов видеофильмов и слайдов по теме (фидеофильм можно получить, связавшись с автором),
- физические карты мира, России,
- выставка рисунков “Горный мир Адыгеи ”, моделей холма, внутреннего строения Земли из пластилина,
- карточки-задания, карточки с названиями вершин и их высот, материков, океанов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы находимся в научно-исследовательском институте, сотрудники которого работают по теме “Поверхность Земли”.
Ученик: Среди нас находятся научные сотрудники, аспиранты, картографы, работники географической почты, журналист из газеты “Калейдоскоп” школы №17, ректор института Берест Лариса Александровна и я – старший научный сотрудник Енин Дмитрий. К нам поступают вопросы аспирантов института. Сейчас они сами могут их задать на нашей конференции. (сопровождается кадрами фильма о поверхности Земли(видеофильм можно получить у автора статьи).
Аспиранты: Мы хотим узнать:
- Что такое рельеф?
- Какие формы рельефа являются самыми крупными?
- Какие формы рельефа есть на суше?
- Что такое материки?
И самый главный вопрос:
- Как же формируется рельеф земной поверхности?
Дети отвечают на вопросы.
Учитель: Спасибо!
III. Изучение нового материала
Учитель. Начинаем нашу работу!
Учитель обращается к картографам.
– Что необходимо для работы по данной теме?
Картографы. Нам необходима карта.
Учитель. Что такое карта? (Карта – уменьшенное изображение на плоскости земной поверхности.)
– Какие бывают карты? (Карты бывают разные: исторические, географические, политические и другие.)
слайд – виды карт.
– Какую карту выберем? (Географическую, а именно физическую карту мира.) слайд- географическая карта мира.
Ученик: Попросим научного сотрудника пояснить, что значит физическая карта?
Научный сотрудник: В переводе с греческого “физическая” – значит природная.
Ученик: – Почему необходима именно физическая карта?
Картограф: На ней можно увидеть поверхность всей нашей планеты, которая не является повсеместно ровной. (кадры фильма о поверхности земли)
Ученик:- Почему на карте встречаются участки разного цвета? слайд
Картограф: На физической карте суша обозначена зеленым, коричневым цветом. Зеленый и желтый – это равнины; коричневый – это горы, чем выше горы, тем темнее их цвет; голубой и синий – это океаны, моря, чем глубже океан, тем темнее синий цвет.
IV. Самые крупные формы рельефа Земли
Ученик: Просим научных сотрудников дать понятие рельефа.
1) Научный сотрудник: Все неровности на земной поверхности называются рельефом. Самыми крупными формами рельефа являются материки и впадины океанов. (слайд – неполная схема рельефа земли)
Ученик: Что же такое материки?
Научный сотрудник: Материки – это огромные участки суши.
Ученик: Посмотрите внимательно на карту, сколько материков вы видите?
Аспирант : На Земле 6 материков. (слайды -материки)
Аспирант прикалывает названия на карту.
Журналист: Газета “Калейдоскоп”. Какой материк самый большой? На каком материке расположена Россия?
Ученик: Самый большой материк – Евразия, на котором и находится Россия.
2) Ученик: Посмотрите на карту: моря и океаны соединены между собой и образуют единый Мировой океан. (кадры фильма об океане)
Материки разделяют Мировой океан на отдельные океаны. Аспирантам было дано задание узнать, сколько океанов на Земле? Пожалуйста.
Аспирант: Всего на Земле 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Аспирант прикалывает названия на карту.
V. Основные формы рельефа
Ученик: Итак, обратимся к материкам, то есть к суше. Основными формами рельефа на суше являются равнины и горы.(слайд – неполная схема рельефа земли)
Аспиранты подготовили задание: по описанию угадать форму рельефа.
Аспирант:
“В телеге еду по холмам, (слайд – поле)
Порой для глаза нет границ,
И все поля по сторонам,
А над полями стаи птиц,
Я еду день, я еду два,
И все поля, поля, поля…”
(Майков)
Ученик: О чем идет речь? (Равнина)
Просим научных сотрудников разъяснить это понятие.
1) Научный сотрудник: Равнина – это территория, имеющая ровную поверхность.
Ученик: Кто из аспирантов расскажет о равнине?
Аспирант: Перед вами большие пространства, которые могут быть покрыты лесом, травами или песком. (кадры фильма о равнинах)
Все это равнины.
Ученик: Есть еще сообщения?
Аспирант: Равнины занимают больше половины поверхности суши. На равнинах живет основная часть населения Земли. (слайд-город на равнине)
Ученик: Картографам есть что добавить?
Картограф: Давайте обратимся к физической карте России и посмотрим, какие равнины есть у нас в стране.
Ученик: Аспиранты готовы ответить на этот вопрос?
Аспирант: Самые большие равнины – это Западно-Сибирская равнина и Восточно-Европейская равнина (кадры фильма – Западно-Сибирская равнина и Восточно-Европейская равнина)
Аспирант прикалывает названия на карту.
Учитель: Если мы находимся на равнине, это не значит, что нам не встретятся препятствия. На равнинах попадаются возвышения и углубления. Прошу научных сотрудников пояснить.
Научный сотрудник: Небольшие возвышения на поверхности земли – это холмы. (слайд).
У всякого холма есть самая высокая часть-вершина, самая низкая часть-подножие. От вершины до подножия располагаются склоны. (слайд – схема: холм)
2) Практическая работа 1. задание №4, с.36 в тетради.
Подпишите части холма на рисунке.
3) Учитель: Какие еще препятствия встречаются на равнине?
Научный сотрудник: Другим препятствием являются овраги. Они образуются под воздействием ветра и воды на поверхности земли и разрушают ее верхний слой. (слайды- овраг и образование оврага)
4) Ученик: Переходим к следующей форме рельефа. Аспиранты дают описание.
Аспирант: Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками.
Ученик: О чем идет речь? Научные сотрудники, дайте определение.
Научный сотрудник: Горы – это высоко приподнятые участки земной поверхности. Они располагаются группами в ряд и образуют горные хребты
(кадры фильма – горы).
Ученик: Есть что добавить?
Научный сотрудник: Горы бывают молодые и старые. У молодых вершины остроконечные, склоны крутые, а у старых – покатые и склоны пологие. (кадры фильма – молодые и старые горы).
5) Практическая работа 2. Задание № 5 на с.36 в тетради. Найти на карте России самые высокие горы и выписать их названия.
Аспирант прикалывает названия на карту.
(г. Эльбрус (5633 м), Казбек (5033 м) – на Кавказе;
Ключевская сопка на Камчатке 4750 – вулкан; г. Белуха 4506 на Алтае.
(Ученик прикалывает названия на карту.)
Ученик: А самая высокая гора в мире – Джомолунгма (Эверест) 8848 м и находится она в Гималаях. (слайды)
Журналист: Газета “Калейдоскоп”. Все это находится на суше, а каков рельеф дна мирового океана?
Ученик: Конечно, исследовать дно океанов сложно. Но существуют специальные батискафы для исследования рельефа под водой. Они позволили увидеть, что и там существуют равнины, горы и впадины. (кадры фильма – батискаф в Мариинском желобе, полная схема: рельеф земли)
Самая глубокая впадина на Земле – это Марианский желоб 11022 м. ниже уровня океана, который находится в Тихом океане, рядом с Марианскими островами.
ФизкультминуткаРассмотрев основные формы рельефа Земли, мы отправились в пешеходное путешествие. Как бы вы шагали по равнине? Покажите. Как – по пустыне? А в горах? В какой местности нам пригодятся руки? Почему? Делаем массаж рук, чтобы они были сильными и помогли нам.(массажные коврики для рук и ног)
VI. Особенности рельефа республики Адыгея
Учитель: Итак, мы увидели, что рельеф дна мирового океана также разнообразен как рельеф суши. А сейчас я хочу, чтобы вы прослушали стихотворение и по названным в нем формам рельефа и другим признакам, определили: о каком конкретно месте идет речь?
Сияет небо – синее и тайное. (кадры фильма о горах Адыгеи)
Над головою ветерок прошел.
Молчат вершины – белые и дальние
Мне – хорошо, и травам – хорошо.
Уходит в горы узкая тропа,
По ней спускается к нам солнце ясное.
Журчат ручьи. В тиши скрипит арба
Как хорошо тебе, земля, и мне – прекрасно!
Ученик: Кто ответит? (Речь идет об Адыгее.)
– Почему вы так решили?
Учитель: Адыгея расположена в северо-западной части Кавказа
Ученик: Научных сотрудников просим рассказать о рельефе Адыгеи. (слайд – карта Республики Адыгея)
Научный сотрудник: Поверхность Республики Адыгея можно отнести к трем разновидностям: равнинной, горной и предгорной. (кадры фильма о рельефе Адыгеи).
Город Майкоп находится в предгорной местности. (видеосюжет о Майкопе )
Ученик: Картографы, что скажете?
Картограф: С юга Адыгею ограничивает главный Кавказский хребет. (кадры фильма о горах Адыгеи)
Научный сотрудник: Кавказские горы – молодые, поэтому пики вершин, как острые кинжалы джигитов тянутся к небу.
Ученик: Аспиранты подготовили сообщение о вершинах Адыгеи. (сопровождается показом слайдов)
Аспирант: Самыми высокими вершинами Адыгеи являются г.Чугуш 3238 м и Тыбга 3064 м.
Аспирант:Самая западная вершина Кавказа – г.Фишт 2867м. Рядом – Оштен 2804м, Пшеха-Су (Песчаная гора) 2744 м. К востоку от них начинается Главный Кавказский хребет.
Ученик: Научные сотрудники приготовили задание.
Научный сотрудник:
С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры.
Трудно это, или просто
Нам расставить их по росту?
Учитель: А теперь научная игра: “Угадай меня” для аспирантов
Задания на карточках: (на экране – слайды: равнина, гора, холм, овраг)
Вокруг – простор и широта,
Конца и края им не видно.
Какая чудная картина,
А называется…
(Равнина.)Под облаками в снежной шапке,
Крутые склоны у меня.
Я – выше всех на свете нашем
И называюсь я – …
(Гора.)А я большим не вышел ростом,
Нет снега, да не крут и склон,
И называюсь очень просто:
Меня все узнают, как…
(Холм)
– Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли, выветривания и вымывания. (Овраг.)
Пока аспиранты думают все остальные выполняют задание на с. 96 учебника.
Во время озвучивания ответов аспиранты выбирают нужную картинку (по №) со слайда.
Ученик: Приступаем к последнему вопросу.
VII. Формирование рельефа земли
Хребтами горбились породы (видеосюжет: движение магмы)
Взрывались, плавились, кипя.
И миллионы лет природа
Лепила самое себя.
Ученик: Итак, для рассмотрения остался один вопрос: как же формируется рельеф земной поверхности? Научные сотрудники разъяснят нам это.
1) Научный сотрудник: Вам кажется, что поверхность земли неподвижна. Но это не так. Рельеф постоянно изменяется под действием разных факторов.
Практическая работа 3: Представьте, что ладонь – это поверхность земли.
Накройте ее платком –это земная кора- и пошевелите пальцами. Что вы видите? (земная поверхность находится в движении).
Журналист: Газета “Калейдоскоп” Почему это происходит?
Ученик: Чтобы ответить на этот вопрос вспомните строение Земли.
- Что располагается в центре Земли?
- Чем покрыто ядро снаружи?
- Что находится сверху?
(Ответы: ядро, мантия, кора). (На экране – схема)
В мантии происходят постоянные процессы движения, иногда расширения от нагрева, так как она состоит из расплавленных металлов – магмы.
Выходя наружу, магма превращается в лаву. Температура 750 – 1250оС В результате этих движений возникают и основные неровности рельефа поверхности Земли.
(схема движения лавы)
Лава может выходить из вершины горы. Это вулкан. (схема движения лавы вулкана)
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный вулкан.
(видеосюжет – извержение вулкана)
Научный сотрудник: Вулканы
– особые по форме и составу пород горы.Учитель: В отдельных частях земной коры происходят грозные явления природы – землетрясения.
В результате толчков из глубин Земли в течение нескольких секунд или даже долей секунды, происходит смещение одних участков земной коры относительно других. Так может изменяться рельеф земной поверхности.
2) Журналист: Газета “Калейдоскоп” Как же образуются горы?
Учитель: Маленький мальчик, увидев в книжном магазине книгу с названием “Жизнь гор. Молодость и старость” очень возмутился “Горы не дерево! Они не могут расти и стареть, они не живые”. А как вы думаете?
Горы хоть и неживые, тем не менее, они растут. Давайте посмотрим, как это происходит.
Учитель: Практическая работа 4. Возьмите губку. Представьте, что это поверхность земли. В каком – то месте получается разлом поверхности и пласты начинают сжиматься. Что же вы видите? (видеофрагмент “Горообразование”.)
Таким образом, Земля как бы дышит, поднимая и опуская земную кору (схема)
(Зарисовка схемы )
3) Ученик: Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил – ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. Они разрушаются, стареют, превращаются, в конце концов, в равнину.
(схема образования равнин)
“С умом ли, Капля, ты? Меня пробить взялась!
(Меня, гранитную! Ты, право, стоишь смеха”.
Но, Капля молча все кап, кап…и пробралась.
Настойчивость – залог успеха.
Учитель: Сделайте вывод: что влияет на образование гор? Равнин? (Внутренние факторы, внешние факторы)
Учитель: На формирование рельефа оказывают влияние много разных факторов, о которых вы будете говорить в старших классах.
Ну а теперь рассмотрим почту, поступившую к нам.
Учитель: Не только ученых интересует природа Земли. Вот, например, художники с удовольствием изображают различные пейзажи.
Почтальон: Мы получили вопрос:
Какая форма рельефа изображена на картинах. По каким признакам вы это поняли?
(слайды картин)
А.Васнецов. Тайга на Урале
А.Куинджи Березовая роща
А. Шильдер.
Название этой картины я скажу после того, как вы назовете форму рельефа.(Овраг)
Н.Ярошенко
Кавказ. Тебердинское озеро.
Художник замечает и старается со всей эффектностью передать необычные, таинственные и полные величия моменты жизни природы.
Учитель: Чтобы сохранить всю эту красоту природы надо бережно к ней относиться. Древняя индийская мудрость гласит: (слайд-шоу: поверхность Земли )
“Мы не унаследовали землю у наших отцов, мы взяли ее в долг у наших детей”
Домашнее задание
Нарисовать формы рельефа Земли.
Приложение 1 (слайды, видеоматериал можно получить у автора статьи). По всем интересующим вопросам обращаться по адресу: O-lada@inbox.ru