Цели: привитие интереса к предмету;
Задачи:
развивать творческие способности учащихся;
воспитывать дружеские взаимоотношения;
Оборудование: карта пути (аппликация); следы с буквами; предметные картинки с изображением ягод и фруктов; наборное полотно (2 шт.);
Ход праздника.
Ученики:
1.Поступил я осенью в школу, в 1-ый А,
Я считаюсь школьником
С первого числа.2.Ровно в 8.30,
Утром, каждый раз
27 учеников входят в этот класс.3.Смех и слезы, радость и печаль
За это время довелось нам испытать.
Но стараний наших нам не жаль,
Хорошо умеем все читать.4.Сегодня, друзья, мы сюда собрались,
Чтобы доброе слово сказать
Тому, кто каждый свой час молчал,
Но учил нас читать!
Входят все дети в класс с песней на мотив «Лесной олень».
Песня:
Осенью, в дождливый серый день
Постучала Азбука к нам в дверь.
Она пришла, чтоб научить читать,
Чтобы в жизни многое узнать.
Спасибо, Азбука,
Сегодня говорим мы
Благодарим за все,
За все благодарим мы.
Что научила нас читать
И звуки выделять,
И ъ с ь различать.
Учитель:
Дорогие друзья! Совсем недавно было 1 сентября, и вы, дети, впервые переступили порог нашей школы. А сегодня у нас большой праздник. Мы закончили самую первую книгу.
Открываются на доске записи:
.о .в...н.я, ..бук., ....в..вуй, л..ер..ур.!
-Что такое? Я же сама все до праздника проверила. Кто-то с самого начала нам праздник испортил.
-Ребята, что это за схемы? Вот бы их прочитать. Можно ли без букв?
-Букварь существует более 400 лет. Сменяются поколения, изменяется букварь, но остается главное его назначение — учить детей.
-Куда же исчезли буквы?
звучит космическая музыка, появляется Буквоед.)
Буквоед:
Я букво - букво - буквоед,
Я ем по буковке в обед.
Они такие сладкие,
Слова без них невнятные.
Ха - ха - хи - хи - хи
Эх, буковки мои.
-Если я съем хоть одну буковку, то слова- то не будет. Ну, например, был Никита, а станет кит, была Оля, а станет ля-ля-ля. Ой, умора, ой, не могу (держится за живот). А портфель без фель?
-Вот беда, подмокли, испачкались буквы, пока переносил их через море неисправленных ошибок. Ничего, подсушу на дереве чудес и тогда, наемся от души. Ну, мне пора на мой маленький, разудаленький островок Разгильдяев.
-Ах, да, я всех жду на моем острове. Все, кто ищет пропавшие буквы, обязательно прилетят ко мне на остров. ( Из зала исчезает).
Учитель:
-Как же вернуть буквы?
-А это чьи следы? Одни неприятности!
(Дети переворачивают следы, читают слово - АЗБУКА.)
-Давайте узнаем нашу Азбуку и пригласим к нам. Она ведь защитница букв.
(Узнают на выставке свою Азбуку среди разных.)
Появляется Азбука.
Азбука:
-Здравствуйте, что это вы обо мне и без меня? Я очень спешила к вам. По дороге я столкнулась с Буквоедом и у него выпала карта. Теперь мы сможем вернуть буквы.
Вперед за буквами, вперед!-Ребята, в путь! Повторяйте движения за мной!
Нас впереди награда ждет.
Мы не боимся Буквоеда,
Ведь знания ведут к победе!
(Дети танцуют, повторяя движения за Азбукой под музыку.)
На доске открывается разворот карты.
-Перед нами гора. Поднимемся на вершину горы.
Игра «Эхо». (Найти слово в слове.) Учитель называет слова, а дети — ответы.
удочка; рубль; коса; носорог; тумбочка; удача; вдруг;
воля; укол; экран; рыбак
-Мы на вершине. От горы к морю ведет тропа. Чтобы её пройти, нужно выложить схему слова ГОРА.
(Работа в группах. При помощи звуковых моделей дети составляют слово.)
-А теперь преобразуйте ее в слово МОРЕ. Докажите правильность.
-Возле моря нас ждет привал.
(Учитель проводит игру с детьми и взрослыми.)
-У вас на стульях картинки с изображением фруктов и ягод: банан, груша, арбуз, яблоко, лимон. Возьмите их.
Учитель произносит фразу:
-Родители в дорогу дали ...
-Когда произнесу название фрукта или ягоды, вы, услышав свое название, должны поменяться местами, а взрослые успеть их занять.
(Учитель приглашает 3 взрослых в игру.)
-Чтобы преодолеть море Ошибок, найдем ошибки. (Учитель читает сказку «Репка» с ошибками.)
Сказка:
Посадила бабка морковь. Выросла репка большая-пребольшая. Стала внучка из земли репку тащить: тянет – потянет, вытащить не может.Позвал дед лягушку. Бабка за дедку, дедка за репку – тянут - потянут, вытащим репку. Кликнула бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут - потянут, вытащить не могут.
Позвала внучка Бобика. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - вытянули морковь. Кликнула Жучка кота. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, вытянуть не могут. Мышка бежала, хвостиком махнула, репка и вылезла. Кликнула Кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,дедка за репку, вытянули репку!
Учитель:
-А вот и остров Лентяев-разгильдяев.
-Посмотрите, стражник преградил нам путь. Чтобы попасть на остров, нужно назвать важное слово. Для этого отгадаем загадки и заполним кроссворд.
(Ученики заполняют кроссворд и получают слово книга.)
1.Тридцать три богатыря
К нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты,
Ты на все найдешь ответы.
Но скажи-ка нам пока,
Как зовут их? (азбука)2.Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто он? Это... (ученик)3.Когда приходим мы в свой класс,
Она встречает первой нас.
Она добра, хоть и бывает строгой,
В мир знаний открывая нам дорогу.
Кто это, назовите! (Учительница)4.Путешествую по странам,
По морям и океанам,
И по суше, и средь вод,
Мне не нужен пароход,
Поезд, самолет, автобус,
Потому что есть, друзья,
Шар волшебный у меня,
Называется он ... (глобус)5. 33 родных сестрицы,
Писанных красавицы,
В одном городе живет
И повсюду славятся. (Буква)
Учитель:
-Какое слово получилось по вертикали? (книга)
- А почему оно важное?
(появляется Буквоед, он танцует)
Азбука:
-А вот и Буквоед. Возвращай наши буквы!
-Буквоед:
-Я только пошутить хотел от тоски, возьмите меня с собой. Вы так много знаете. Выучусь и стану Буквознаем.
Учитель:
-Сейчас мы узнаем, какой ты Буквознай. Передай Азбуке буквы.
-Азбука, проверьте, все ли буквы на месте.
Азбука:
-Гласные ...
-Всегда звонкие согласные ...
-Всегда глухие (ленивые) ...
-Парные согласные ...
-Беззвучные буквы ...
-Учитель:
-Ну, а теперь, за работу. Буквы вернулись. Прочитаем записи на доске.
Ученики читают:
ДО СВИДАНИЯ, АЗБУКА, ЗДРАВСТВУЙ, ЛИТЕРАТУРА!
Учитель:
-А кто управляет мудрым царством — книжным государством?
(Поздравление библиотекаря.)
Азбука:
-Ну, что же, ребята, нам с Буквоедом пора возвращаться в страну Слов. Я вижу, что вы многое узнали, путешествуя по моим страницам. Спасибо, ребята, за ваш чудесный праздник. Мне пора отправляться к будущим первоклассникам.
-До свидания, ребята.
(Дети исполняют песню «Буквы разные писать...»)
Ученики:
Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению — пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения.
Нам сегодня выдают
У-достове-рения!
В том, что Азбуку прочли,
Полный курс наук прошли
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
Вручение удостоверений об окончании Азбуки.
Учитель:
-Мы преодолели трудный этап азбучной истины. Если бы здесь были авторы Азбуки, чтобы вы им пожелали (сказали)?
-Чему вы научились?
-Кто помогал вам преодолеть трудности?
Ученик:
Жизнь без книги, как без света,
Как без доброго совета,
Жизнь без книги, как без рук,
Книга - самый лучший друг!
(Поздравление родителей)
Учитель: В народе говорят:
Читают: Азбука — к мудрости ступенька.
-Как понимаете?
-А ступенька - много или мало?
-Какую ступеньку преодолели?
-Что ощущает человек при прощании?
-Поздравляю Вас. Впереди нас ждет интересное путешествие по Литературе.
Отдыхать или работать —
Надо делать все с охотой:
Песни петь, смеяться, прыгать
И читать учиться книгу,
Помогать по дому маме,
Получать от жизни знания.