Задача: показать необходимость взаимодействия психологических характеристик и педагогических форм и технологий.
План педагогического совета:
- Вступление. Выступление директора школы.
- Релаксационное упражнение "Радуга"
- Подготовительный этап.
- Основной этап. Деловая игра.
- Анализ уроков.
- Упражнение "Простая картошка". Выводы.
- Решение педагогического совета.
Ход педагогического совета
1. Выступление директора школы. Была дана оценка психологического климата в школе, определён уровень тревожности учащихся.
Сегодня мы продолжим работу, которую начали год назад. И поговорим о технологии психологического сопровождения учебной группы как модели внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии.
В современных взаимоотношениях образовательной практики с психологией сложилась парадоксальная ситуация. Психологическое знание вроде бы получило широкое распространение в учительских, преподавательских кругах. Но в то же время педагогическая практика остается не психологичной, то есть слабо учитывающей, слабо опирающейся на психологические законы.
Основные выводы современной педагогической психологии формулируются чаще всего безотносительно тех педагогических организационных форм, в которых разворачивается педагогический процесс.
В последнее время в педагогической психологии все чаще стал встречаться термин "психопедагогика", цель которой - соединение научной психологии с образовательной действительностью. А начало этого соединения - урок, наш школьный урок, и его психологические составляющие.
Сегодня наш педагогический совет будет проходить в форме деловой игры, в процессе которой мы и попытаемся интегрировать научную психологию с образовательной действительностью (т.е. с уроком).
2. Психолог. Но прежде чем мы перейдем к теоретической основе данного мероприятия, нашим уважаемым гостям и педагогическому коллективу предлагается совершить небольшое путешествие вверх по радуге.
Психолог просит педагогов сделать глубокий вдох и представить, что, вдыхая, они взбираются вверх по радуге, а выдыхая - съезжают с нее, как с горки. Желающие могут закрыть глаза. Количество повторений - до семи раз.
Цель упражнения: дать возможность педагогам почувствовать себя комфортнее и спокойнее, снять напряжение, создать условия для более глубокого восприятия новой для них информации.
3. Подготовительный этап. После выполнения упражнения педагогам дается теоретическая основа данного мероприятия (см. приложение 1).
Основной этап. Деловая игра.
Орг. момент: т.к. мы сегодня говорим о психопедагогике, следовательно:
Цель игры: Определить оптимальные организационные и технологические формы уроков для максимального развития той или иной психологической характеристик (чувство безопасности, чувство МЫ, самостоятельность, внешняя и внутренняя мотивация и т.д.)
Помимо этого, нам необходимо в итоге сделать выводы и дать некоторые рекомендации по организации уроков с точки зрения психологии.
Ход игры
Каждой группе для работы предложены разные технологические линии уроков:
- 1 группа - знаниевая (7 а)
- 2 группа - деятельностная (8 б)
- 3 группа - мотивационная (5 б)
- 4 группа - воспитательная (9 б) (см. приложение 2)
Задание делится на 2 этапа: 1 этап - педагогический (вы выполняете, мы проверяем), 2 этап: психологический (работаем по той же схеме).
1 этап (педагогический).
На столе у каждой группы по 2 таблицы на одну из указанных линий уроков. Каждая таблица состоит из 3 столбцов.
Обратите внимание на 2 и 3 столбец. Во 2 - указаны формы уроков. Их две (в первой и во второй таблице). Пример.
Ваша задача, исходя из предложенных форм урока, выбрать цели, методы, средства урока, которые предложены в 3 колонке. По каждому пункту вам предлагаются 3 варианта ответа. Выберите правильный, на ваш взгляд, и обозначьте.
Проверка: Каждая группа зачитывает предложенные формы уроков и правильный вариант ответа в 3 колонке (задания каждой группы на экране).
2 этап (психологический).
Теперь обратите внимание на 1 колонку таблиц. Здесь предложены психологические характеристики учащихся (в каждой группе разные).
Ваша задача, исходя из своего педагогического опыта, определить, какая из форм уроков будет более выигрышной для развития предложенной психологической характеристики.
Проверка: Каждая группа делает выводы о том, при какой организации урока предложенная характеристика будет развиваться в большей степени.
После выступления каждой группы делаются выводы по каждой линии уроков на основе научно-экспериментальных данных.
Знаниевая линия.
1. На уроках, целью которых является организация поиска знаний, целесообразно организовывать "гнездовое" пространство, которое способствует усилению индивидуальных учебных возможностей школьников, а именно развитию в большей степени способности к учебному целеполаганию, самооцениванию.
Организация поиска знаний на уроке с "гнездовой" организацией пространства урока (в отличие от готовой передачи знаний) способствует восприятию школьниками себя как автора учебных действий.
Технология поиска знаний, связанная с развитием самостоятельности и ответственности в их сочетании с "гнездовой" организацией урока, способствовует не "размыванию" индивидуальных учебных целей и ответственности в группе, а, напротив, закрепляет способность учащихся самостоятельно приобретать знания. Возможно, это связано с позитивным учебным соперничеством внутри микрогрупп. Возможно, работа в "гнездах" в условиях технологии поиска знаний обеспечивает школьникам актуализацию потребности в признании или в учебном самовыражении.
2. На уроках, целью которых является передача знаний в готовом виде, нецелесообразно организовывать "гнездовое" расположение рабочих мест. Это мешает восприятию школьниками нового материала.
Данные психологические характеристики (самооценивание, целеполагание) в большей степени могут развиться на уроках передачи знаний в готовом виде с традиционным расположением парт. Такие уроки способствуют интеллектуальной готовности учащихся к учебным действиям.
3. Планируя и проводя урок, учителю стоит акцентировать внимание не только на увеличении количества новой учебной информации, но и на новизне организационных форм урока. Новизна образовательных форм обогащает традиционную знаниевую технологию. В этом случае количество воспринимаемой учащимися новой информации будет увеличиваться и способствовать развитию образовательной компетентности школьников.
4. При проведении знаниевых уроков педагогу важно понимать, что уроки поиска знаний, пусть при банальной работе с учебником, учат детей освоению приемов самостоятельного добывания знаний, ученик оказывается, в этом случае менее зависим от учителя как источника знаний.
Деятельностная линия.
1. На уроках в условии технологий освоения деятельности по образцу организация пространства гнёздами оказывается более проигрышным вариантом (в сравнении с традиционным расположением парт и полукругом).
Логично: в гнёздах слушание учителя, освоение деятельности по образцу или алгоритму более затруднительна, чем при другой организации пространства. Следовательно если цель урока - освоение деятельности по образцу, то лучше организовать пространство буквой П или традиционно.
2. В условиях конструирования учениками индивидуального стиля деятельности восприятие школьниками себя как авторов планирования своей работы (самостоятельность) выше, чем при заданных образцах деятельности. Другими словами, процесс успешного овладения образцами тормозит развитие самостоятельности в планировании учебной работы.
3. Помимо этого, максимальное проявление данной психологической характеристики обеспечено на монолитных уроках, опять же в сочетании с конструированием индивидуального стиля деятельности. Вероятно, для детей большие дозы учебной работы с самостоятельной организацией режима своей деятельности является сильным средством, развивающим его учебное авторство.
4. Максимальное проявление таких психологических характеристик, как мотивация достижения (делал всё возможное, чтобы достичь успеха) и групповая целеустремлённость (мой класс много успел сделать), обеспеченно при сочетании конструирования индивидуального стиля деятельности и гнездовой организацией пространства.
Мотивационная линия.
1. Урок с отметочной технологией создает большую тревожность, чем урок с технологией стимулирования интереса к работе. Здесь все логично: отметочный урок - это урок классический, усиливающий, как известно по многочисленным исследованиям, школьную тревогу.
2. На уроках, целью которых является поддержка внешней мотивации, целесообразно придерживаться традиционной формы расположения парт. Такая форма значительно больше способствует сохранению у учащихся познавательной активности, поддержке способности размышлять, искать новое знание, чем гнездовая организация. В ситуации "гнездового" расположения добавляется механизм эмоционального заражения - эмоции соседей по поводу полученных отметок "вбираются" партнерами по микрогруппе. Следовательно, они испытывают большую тревогу, снижается ощущение безопасности (повышается тревожность).
А на уроках с внутренней мотивацией целесообразно использовать Гнездо, где удовлетворяется потребность человека в принадлежности к группе (вместе не страшно, вместе справимся со всем).
3. Если при работе на отметку стоит задача укреплять, развивать у детей познавательную активность, то монолитный урок подойдет для ее решения гораздо больше, чем фрагментарный.
4. Познавательная активность в большей степени развивается на фрагментарных уроках с поддержкой внутренней мотивации, и в меньшей степени на фрагментарных уроках с поддержкой внешней мотивации. Таким образом, лучше использовать монолитный, традиционный урок с работой на отметку или фрагментарный, гнездовой урок с работой на интерес. Помимо этого, если планируется фрагментарный урок без выставления оценок, то у школьников может усилиться чувство принадлежности к классу. Безотметочный монолитный урок такого психологического эффекта не даст.
Воспитательная линия:
Для максимального развития психологической характеристики Чувства Мы, составляющими которой являются: ощущение успешности (я ощущал себя успешным учеником) и срабатываемости класса (мой класс много успел сделать), более выигрышной формой организации мероприятия или урока считается сочетание технологий: учитель - организатор коллективного опыта и гнездовая форма организации пространства. Другими словами, общая деятельность, творческие работы и эффект соревновательности, объединяет детей и создаёт ощущение успешности
Заполнение таблицы на доске (см. Приложение 3)
Итог: Данная таблица может служить подсказкой для педагога при планировании уроков, а также при психологическом анализе урока. Кроме этого, выводы оформлены в форме подсказок, шпаргалок, которыми вы можете пользоваться в дальнейшем (см. таблицу 1)
Таблица 1
Форма урока | Психологическая характеристика |
Конструирование индивидуального стиля деятельности + Гнездо + Монолитность | Самостоятельность Групповая устремлённость Мотивация достижения |
Учитель - организатор коллективного опыта + Гнездо | Чувство Мы (срабатываемость, успешность) |
Организация поиска знаний + Гнездо | Самооценивание Целеполагание |
Внешняя мотивация + Монолитность | Интерес к получению оценки |
Внутренняя мотивация + Гнездо | Чувство безопасности |
Передача знаний в готовом виде + Традиционный (полукруг) | Интеллектуальная готовность к учебной деятельности (образовательная компетентность) |
Внешней мотивации + Традиционный = Монолитность | Познавательная активность |
Анализ уроков.
Цель данного анализа - интеграция педагогического и психологического процессов как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Анализ психологического сопровождения уроков литературы и истории в 5Б и 7А классах, интегрированных уроков литературы и английского языка, алгебры и труда в 8Б и 9Б классах свидетельствует о том, что на каждом из этих уроков присутствуют все технологии (знаниевая, деятельностная, мотивационная, воспитательная ). Тем не менее, эти уроки показательны в плане акцентирования в каждом из них той или иной технологической формы. Так, знаниевая линия в наибольшей степени прослеживается на традиционном, закрытом, фрагментарном уроке истории в 7А классе; мотивационная с поддержкой внешней мотивации на традиционном, закрытом, монолитном уроке литературы в 5Б классе; деятельностный и воспитательный соответственно в 8Б и 9Б классах на закрытых фрагментарных инновационных уроках с гнездовой организацией.
На традиционных уроках (литературы и истории) наиболее выражены следующие психологические характеристики:
- внешняя мотивация (интерес к получению хорошей оценки);
- действия оценивания (успешность на уроке);
- групповая устремленность (класс много успел сделать);
- мотивация достижения (делал все возможное, чтобы достичь успеха на уроке).
- позиция субъекта познания ( узнал на уроке много нового)
На инновационных интегрированных уроках при гнездовой форме организации наибольший приоритет получили такие психологические характеристики :
- внутренняя мотивация (интерес на уроке);
- чувство безопасности;
- чувство "Мы" (класс работал дружно, слаженно);
- групповая устремленность (класс много успел сделать);
Такая психологическая характеристика, как тревожность, проявилась на инновационных уроках с гнездовой организацией в наименьшей степени. В наибольшей степени проявление тревожности отмечено на мотивационном уроке с ориентацией на получение хорошей оценки.
Таким образом, данный анализ свидетельствует о том, что технологическая и организационная формы не только связаны между собой, но и определенное их сочетание влияет на ту или иную психологическую характеристику.
В зависимости от урока, его цели и задач, формы организации и технологии психологическая характеристика может быть выражена в большей или меньшей степени. Это очень важно знать учителю для анализа проведенного урока, восприятия его учащимися, для самосовершенствования и, наконец, для улучшения учебного процесса.
Каждый урок, о котором мы говорим сегодня, - уникален, непохож на другие. И сейчас мы это "докажем" с помощью простой картошки.
6. Упражнение "Простая картошка".
К ведущему приглашаются по одному человеку от каждого стола-"гнезда". Им предлагается взять по одной картофелине, запомнить и положить назад в коробку. Далее картофелины перемешиваются и участникам предлагается вновь взять по картофелине, но уже "свою" по каким-то замеченным признакам. Когда все картофелины будут разобраны, каждому участнику предлагается описать признаки, по которым он отбирал "свою" картошку и рассказать, какие чувства он испытывает, глядя на нее. Дать выступить каждому участнику.
Выводы. Вот видите, картошка, казалось бы, что в ней особенного: Но наше упражнение показывает, что это не так, каждый наш участник нашел в ней что-то свое, особенное, что отличает ее от других. Каждая картофелина вызывает свои, особенные ощущения.
Вот так и наши уроки. Каждый из них в сочетании с различной технологической и организационной формой, с различными целями, подходом различных учителей, восприятием учащихся -уникален, неповторим. Каждый урок имеет свое "лицо",психологическое сопровождение, психолого-педагогический результат, присущий только ему. И настроение от урока как со стороны учителей, так и со стороны учеников всегда различно. Вот тебе и картошка!
И пусть картошка просто овощ,
Но всем задуматься велит:
Психологам и педагогам
Работать вместе предстоит !
Если вы заинтересовались, вы можете делать такой психологический анализ уроков сами. Использовать этот опыт в своей педагогической практике. Для этого вам понадобится анкеты, с помощью которых вы можете определить психологические характеристики учащихся на том или ином уроке. (см. приложение 4)
Решение педагогического совета.
1. Председателям МО рассмотреть вопросы психопедагогики на заседаниях методических объединений и определить возможности использования технологии психологического сопровождения. (ответственная : руководитель школьного методического совета, заместитель директора по УВР Костюченко Е.Я.)
2. Педагогам-психологам оказать помощь молодым специалистам в освоении данной технологии. (ответственная: руководитель социально-психологической службы Черных Н.А.
Во исполнение решения педагогического совета в феврале - апреле 2007 г. был проведен психологический анализ уроков у молодых специалистов:
- Герасименко М.А, - учителя информатики (анкетирование проводилось в 5 "А", 5 "Б", 10 "А", 11 "А" и 11 "Б" классах);
- Васильчук Е.В. - учителя истории (анкетирование проводилось в 8 "А", - 9 "А", 9 "Б" и 9 "В" классах):
- Еремеевой В.В. - учителя биологии (анкетирование проводилось в 7 "А", 8 "А", 9 "Бр, 9 "В" и 11 "А" классах).
Анализ и интерпретация результатов диагностики осуществлялись отдельно по каждому классу и конкретному учителю.
Выводы по результатам проведенной работы.
- Психологический анализ уроков можно считать эффективным средством при оказании помощи молодым специалистам в построении уроков и оптимизации процесса преподавания, так как он позволяет выявить сильные и слабые стороны в их профессиональной педагогической деятельности.
- В ходе анализа посещенных уроков у преподавателя информатики Герасименко М.А. был выявлен достаточно высокий уровень эффективности педагогической деятельности. Организационные формы занятий и технологии уроков были выбраны в соответствии с поставленными задачами.
- Анализ посещенных уроков у преподавателя истории Васильчук Е.В. и преподавателя биологии Еремеевой В.В. позволил выявить средний уровень эффективности педагогической деятельности. Несмотря на то, что организационные формы занятий и технологии уроков были выбраны в соответствии с поставленными задачами, учащиеся недостаточно заинтересованы в данных предметах, уровень мотивации ниже среднего.
- Данным преподавателям рекомендованы индивидуальные консультации с целью корректирования отдельных характеристик преподавательской деятельности и построения наиболее оптимальных и эффективных способов достижения намеченных педагогических целей.
- Рекомендовано и дальше проводить курирование молодых специалистов с целью оказания помощи в решении вопросов, связанных с эффективностью профессиональной деятельности.
Литература
- Как управлять психологией урока, или Психопедагогика в образовании - М.: Сентябрь, 2006. - 160с.