Преподавание в начальной школе. Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Звуки [к], [к']. Буква Кк"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • создать ситуацию для различия звуков [к],[к’] в словах;
  • создать условия для практического пользования при чтении слов с буквой К;
  • научиться различать звуки [к],[к’] и читать слова с буквой К.

Ход урока:

I. Актуализация.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?

Садитесь.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. С таким хорошим настроением давайте работать! Согласны со мной? Спасибо.

Отгадайте загадки:

Кто – то в сумке носит спички,
Кто – то важные вещички,
Кто – то книжки и игру,
А детишек…

(на доске появляется картинка кенгуру)

Мы вымыли руки,
Мы сели за стол,
А он – неумытый обедать пришёл.
И с ним бесполезна любая беседа:
Он вымоет лапки, но после обеда.

(появляется картинка кота)

Через море – океан
Плывёт чудо – великан,
А ус во рту прячет.

(появляется картинка кита)

Раннее утро, уходят рога
Тихо мыча в заливные луга:
Травы щипать и неспешно пастись –
Вкусным, парным молоком запастись.

(появляется картинка коровы)

Что общего?

Распределите прозвучавшие слова на две группы и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

II. Работа над понятием.

Одно из животных хочет принять участие в нашей работе. Подумайте, кто это?

Это домашнее животное в названии которого один слог и три звука. (кот)

Какую работу можете предложить со словом кот? (построить схему)

Сколько нужно знаков, чтобы построить схему слова? (три)

Какие карандаши нам помогут раскрасить схему слова?

Произнесём слово, выделяя первый звук. Дадим ему характеристику. Как раскрасим? Красьте.

(построение схемы слова в тетрадях и на доске)

Произнесём слово, выделяя второй звук. Дадим ему характеристику. Как раскрасим? Красьте.

Произнесём слово, выделяя последний звук. Дадим ему характеристику. Как раскрасим? Красьте.

Какую работу можем проделать ещё? (никакой, так как в слове 1 слог)

Физминутка.

Потянулись, чуть нагнулись,
А потом присели и соседа не задели.
Ножками потопали, ручками похлопали,
Посмотрели вверх, посмотрели вниз
Чуть присели.
А теперь придётся встать, тихо сесть, урок начать.

У меня на доске есть ребус.

У вас есть желание его отгадать? Отгадайте. Как вы это делали?

Прочитаем слово вслух.

Чтобы построить схему слова, сколько нужно знаков? Нарисуйте.

Произнесём слово, выделяя первый звук. Дайте характеристику звуку. Как раскрасим? Красьте.

Произнесём слово, выделяя второй звук. Дайте характеристику звуку. Как раскрасим? Красьте.

Произнесём слово, выделяя последний звук. Дайте характеристику звуку. Как раскрасим? Красьте.

Посмотрите внимательно на схемы слов. Что скажете? (первые звуки в схемах разные по цвету)

А почему? Какой вывод можете сделать?

[к] – согласный, глухой, твёрдый.

[к’] – согласный, глухой, мягкий.

III. Осмысление понятий.

Какие первые звуки нам встретились в словах кот, кит?

А может вы знаете какой буквой обозначаются эти звуки?

В русском языке буква называется К к (ка).

На прямую палочку
Справа села галочка
Там поныне и сидит –
Буквой К на нас глядит.

(По ходу чтения учитель печатает букву на доске)

А вы хотите попробовать печатать эту букву? Я вам предлагаю её напечатать.

Возьмите карандаш и подчеркните самую красивую букву. Молодцы!

У вас получилось очень много красивых букв.

Физминутка.

Встаньте. Я буду называть слова, если услышите слово со [к], то поднимаете руки вверх, делаете 2хлопка; если в слове нет [к], наклоняетесь вперёд, опуская руки вниз.

Крыша, озеро, лавочка, бассейн, кресло, ручей, печка, сугроб, коврик, самолёт.

Откройте азбуку на стр.54.

Повернитесь друг к другу.(работа в парах)

Найдите вместе предметы в названии которых встречается изученная сегодня буква.

Проверка. Молодцы!

А сейчас возьмите карточку. Прочитайте столбики слов про себя.

А сейчас прочитаем вслух, все вместе.(напечатаны слова на доске)

суп творожок
каша молоко
колбаса сметанка
рыба котлета

Кота мы можем угостить такими продуктами, в названии которых есть [к].

Прочитайте эти слова.

Что мы можем сделать со словами? (разделить на слоги, поставить ударение)

А вы хотите выполнить эти задания? Давайте сделаем. (дети выполняют на доске и тетрадях)

Как сделать, чтобы в словах суп и рыба появился [к]? (супчик, рыбка)

Если вы взяли в дом кошку, как надо к ней относиться?

IV. Рефлексия.

Где произошло открытие сегодня на уроке?

Что нового узнали на уроке?

Какое настроение у вас к концу урока?

V. Творческое задание.

Если есть желание, вы дома сможете придумать слова, в которых буква К встречается в начале, середине, конце слова. Задание понятно?

Спасибо вам за урок.

Вы сегодня все хорошо старались на уроке.

Урок окончен.