Конспект урока математики во 2-м классе "Путешествие по Нижегородскому Кремлю"

Разделы: Начальная школа


1. Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.

- Улыбнулись гостям, друг другу. Теперь смотрите только на меня. Сели. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по родному городу.

А поможет нам в этом математика. Желаю вам успеха, ребята!

2. Графический диктант.

- Наша школа находится в Московском районе. Недавно нашему району исполнилось 35 лет. Но сегодня мы отправимся в другой район нашего города. Давайте обозначим наш путь в тетрадях.

Будьте внимательны!

3 клетки вниз

1 клетку вправо

3 клетки вверх

1 клетку по диагонали вправо вниз

1 клетку по диагонали вправо вверх

- Кто был внимательным, у того

получилось вот так. (Демонстрация образца).

 

 - У кого получилось? Поставьте поощрительный знак +. Продолжите до конца строки.

- Посмотрите, какой извилистый наш путь.

3. Постановка учебной задачи.

- Любой путешественник не отправится в дорогу налегке. Он возьмет с собой багаж. Знания - это тоже багаж. Подумайте, какие знания нам будут необходимы на сегодняшнем уроке? Помните, что тема урока - таблица умножения и деления на 6. Обсудите это в группах, карточки - помощницы у вас на столах.

(Идет обсуждение в группах).

На доске:

_ :6, _* 6, А*В=В*А : * УВРО

Давайте выберем самые главные задачи на урок: повторить таблицу умножения и деления на 6, решать примеры на умножение и деление, повторить переместительное свойство умножения, учиться решать задачи.

Весь багаж не должен быть слишком тяжелым - возьмем только самое главное.

4. Устный счет.

- Итак, мы взяли багаж. Куда же нас приведет наш путь? Для того, чтобы это узнать надо восстановить цепочку и расшифровать слово. На доске:

 

- Работаем с веером. С места читаем пример. (Старайтесь по-разному).

- Кто ни разу не ошибся?

- Есть кто-нибудь, кто впервые без ошибок справился с устным счетом?

- Каждому полученному числу соответствует буква.

- Расставьте числа в порядке убывания и прочитайте зашифрованное слово. (Один человек у доски)

40 18 15 12 4 2

К Р Е М Л Ь

- Подайте сигнал, согласны ли вы с Мишей. Кто справился с этим заданием, поставьте +.

Куда мы отправимся? В Кремль.

Вспомните 1 задание нашего урока, ничто не напоминает?

Перед вами, ребята, план Нижегородского Кремля.

5. Счет шестерками.

Кремль - сердце нашего города. Наш Кремль очень красив. Когда гуляешь по Кремлю, невольно хочется самому выглядеть лучше, наряднее. Я предлагаю украсить себя бусами. Девочки смогут надеть эти бусы, а мальчики полюбуются на наших красавиц. Но вот беда, ребята. Бусы наши не простые, математические. И они порвались. Давайте их починим. Установите закономерность в записи чисел, обсудите это в группах.

На доске:

Сигнал готовности - "домик".

- Давайте назовем числа по порядку. Что мы сейчас повторили?

- Бусы мы починили. Через Дмитриевскую башню входим в Кремль. (Флажок у Дмитриевской башни № 1).

6. Закрепление таблицы умножения.

- Обращали ли вы внимание, как много на территории Кремля деревьев? Если идти вдоль стены мимо Пороховой башни( №13) по направлению к Георгиевской9 №12), можно любоваться множеством разных деревьев, посаженных заботливо человеком. Деревья посажены рядами, в каждом ряду различное количество деревьев. Чтобы подойти к башне необходимо все эти деревья считать. Какое арифметическое действие позволяет нам считать быстро?

Умножение.

- Откроем тетрадь на печатной основе (с. 55 № 179). Работаем по рядам, каждому ряду - столбик.

В тетради

5*8 = 40 7*5 = 35 5*5=25
6*8 = 48 6*7 = 42 2*6=12
5*4 = 20 5*3 = 15 2*5 = 10
6*5 = 30 9*6 = 54 6*6 = 36

(Дети работают со светофорами).

- Проверим. Прочитайте примеры, в которых результат - круглое число 5*4 = 20, 5*8 = 40, 6*5 = 30, 2*5 = 10

- В каком примере получилось число, состоящее из 4 десятков и 2 единиц

6*7 = 42

- Назовите пример, где в результате получилось число, которое встречается при счете перед 13?

2*6=12

- В каком примере ответ следует за числом 47?

6*8 = 48

- В каких примерах результат - число, состоящее из нескольких десятков и 5 отдельных единиц?

5*3=15, 7*5=35, 5*5=25

- Прочитайте пример, где множители одинаковые: 6*6=36

- Какой пример не проверили? 9*6=54

- Кто все примеры решил правильно? Поставьте +. (Флажок на Георгиевской башне).

- Ребята, я заметила, что вчера такое же количество примеров мы решили за 3 мин., а сегодня уже за 2 мин. Молодцы!

- Кто запомнил, какой пример мы проверили последним?

9*6=54 Трудный пример. Как же вы его решили, ведь мы еще не изучали таблицу умножения числа 9.

9*6=54 6*9=54

- При умножении, числа можно менять местами и результат не изменится. 6*9 - тоже можно забыть. Как себе помочь?

С помощью фишек, заменить сложением.

На доске: 6*9=6-10-6=54 6*9=6*8+6=54

Молодцы! Я спокойна за вас, что даже если вы забудете какой-то пример, вы сможете его решить, опираясь на свои прежние знания.

7. Решение задачи.

- Двигаемся дальше. Мимо Борисоглебской9 № 11), не сохранившейся Зачатской(№10), Белой башни(№ 9) мы подходим к башне, получившей свое название по имени царя Ивана III. Кто знает, как она называется? (Ивановская,№ 8).

-Кстати, вы заметили, что мы заходили только в квадратные башни, а круглые не посещаем. Почему? (Вход только в квадратных башнях).

-Так вот, царь Иван III был просвещенным человеком и хотел, чтобы люди тоже были просвещенными, грамотными. Особенно любил Иван III решать задачи. А так как в его времена вокруг Кремля строилось много домов, Ивану III часто приходилось решать задачи, связанные со строительством. Вот и нам предстоит это сделать.

- Откройте учебник ( с.77 № 234).

- Вспомните, мы уже решили эту задачу вчера. Давайте вспомним, каким действием она решается. (Дети показывают сигнал *)

На доске восклицательный знак.

-Дети, внимание!

Что обозначает этот знак? Может быть ошибка.

Надо 6*4, а не наоборот, это очень важно.

- Сегодня на уроке впервые мы выполним следующее задание. Используя условие известной нам задачи, схему и ключевые слова, составим новую задачу.

На доске:

 

- Кто может составить задачу? Посоветуйтесь в парах.

В поселке построили на 4-х улицах по 6 домов. 20 домов заселили. Сколько домов осталось заселить?

- Повторите в парах условия и вопрос.

- Давайте рассуждать. Мы не можем сразу ответить на вопрос задачи, т.к. мы не знаем, сколько домов всего построили. Для этого надо количество домов на одной улице умножить на количество улиц, а потом из этого числа вычесть количество домов, которые заселили.

- Простая задача или составная?

- Сколько в ней действий? (Показывают два пальчика)

- Кто сумеет решить? (Один ученик у доски по действиям)

- Попробуем записать решение задачи с помощью числового выражения.

- У некоторых есть карточка - помощница. Кому карточка нужна - возьмите. Один у доски.

- Кто правильно решил задачу? поставьте +.

- Кто впервые сумел записать с помощью числового выражения?

8. Физпауза.

- А мы с вами уже возле Часовой башни(№7). Почему она так называется?

- Представим себя часами.

Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так
Посмотри, который час -
Налево - раз, направо - раз.
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так, тик-так.

9. Решение примеров на деление,

- Продолжим наше путешествие. Мимо Северной(№ 6), Тайницкой(№ 5) и Коромысловой(№4) башен мы проходим и вот мы у подножия Никольской башни(№ 3). Строил эту башню Петр Фрязин и пять его помощников. И вот, когда пришло время делить награду за строительство, решили они ее разделить поровну. Каждому досталась 1/6 часть денег. Как найти шестую часть числа? Разделить число на 6.

- Верно. Этим мы сейчас и займемся. Чтобы пройти в эту башню нужно, как и ее строители уметь делить на 6.

- Как мы используем таблицу умножения, чтобы решить пример на деление? (Дети повторяют алгоритм).

Если произведение разделить на 1-ый множитель, получится 2-ой множитель. Если произведение разделить на 2-ой множитель получится 1-ый. Дети работают в парах. По окончании работы выполняют взаимопроверку.

- Откройте учебник (с.78, № 237).

Решаем по рядам. Для каждого ряда число - контролер.

6+3+1=10 2+7+5=14 4+9+8=21

- Проверяем. Покажите на математическом веере, какие три числа вы сложили, чтобы проверить себя.

- Кто без ошибок решил все примеры? Поставьте +. (Флажок на Никольской башне).

10. Самостоятельная работа на карточках

- С помощью нашего багажа мы обошли весь Кремль, полюбовались на Кладовую башню(№ 2) и вернулись к Дмитриевской башне. Сумели бы мы, если бы у нас не было этого багажа?

- Наше путешествие по Кремлю завершается. Но нам надо вернуться домой, Выберите свой путь. Зеленый - простой и быстрый. Красный сложнее, но и интересней. Время ограничено, выберите лишь одну карточку. (Самостоятельная работа на карточках).

- Проверьте себя по "ключу".

- Кто все примеры решил правильно? Поставьте +.

- Кто выбрал красную карточку? Почему?

- Кто зеленую? Почему?

- У кого 1-2 ошибки?

- У кого более 3-х?

Молодцы, вот мы и вернулись в наш класс.

11. Оценивание детей

- Вы очень хорошо поработали. Сосчитайте, сколько + вы заработали.

- У кого их 6 ? Вы получили "5".

- Остальные получат отметки после проверки самостоятельной работы на карточках.

- Кто из вас заработал + за такое задание, которое у вас раньше не получалось? Какой + для тебя особенно ценен?

- Оцените свою работу на уроке по разным критериям. Как можно себя оценить? Оставьте "столбик" для меня.

- Скоро нас ждет серьезная самостоятельная работа по пройденному материалу. Оцените свои возможности на ближайшие уроки.