1. Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.
- Улыбнулись гостям, друг другу. Теперь смотрите только на меня. Сели. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по родному городу.
А поможет нам в этом математика. Желаю вам успеха, ребята!
2. Графический диктант.
- Наша школа находится в Московском районе. Недавно нашему району исполнилось 35 лет. Но сегодня мы отправимся в другой район нашего города. Давайте обозначим наш путь в тетрадях.
Будьте внимательны!
3 клетки вниз
1 клетку вправо
3 клетки вверх
1 клетку по диагонали вправо вниз
1 клетку по диагонали вправо вверх
- Кто был внимательным, у того
получилось вот так. (Демонстрация образца).
- У кого получилось? Поставьте поощрительный знак +. Продолжите до конца строки.
- Посмотрите, какой извилистый наш путь.
3. Постановка учебной задачи.
- Любой путешественник не отправится в дорогу налегке. Он возьмет с собой багаж. Знания - это тоже багаж. Подумайте, какие знания нам будут необходимы на сегодняшнем уроке? Помните, что тема урока - таблица умножения и деления на 6. Обсудите это в группах, карточки - помощницы у вас на столах.
(Идет обсуждение в группах).
На доске:
_ :6, _* 6, А*В=В*А : * УВРО
Давайте выберем самые главные задачи на урок: повторить таблицу умножения и деления на 6, решать примеры на умножение и деление, повторить переместительное свойство умножения, учиться решать задачи.
Весь багаж не должен быть слишком тяжелым - возьмем только самое главное.
4. Устный счет.
- Итак, мы взяли багаж. Куда же нас приведет наш путь? Для того, чтобы это узнать надо восстановить цепочку и расшифровать слово. На доске:
- Работаем с веером. С места читаем пример. (Старайтесь по-разному).
- Кто ни разу не ошибся?
- Есть кто-нибудь, кто впервые без ошибок справился с устным счетом?
- Каждому полученному числу соответствует буква.
- Расставьте числа в порядке убывания и прочитайте зашифрованное слово. (Один человек у доски)
40 18 15 12 4 2
К Р Е М Л Ь
- Подайте сигнал, согласны ли вы с Мишей. Кто справился с этим заданием, поставьте +.
Куда мы отправимся? В Кремль.
Вспомните 1 задание нашего урока, ничто не напоминает?
Перед вами, ребята, план Нижегородского Кремля.
5. Счет шестерками.
Кремль - сердце нашего города. Наш Кремль очень красив. Когда гуляешь по Кремлю, невольно хочется самому выглядеть лучше, наряднее. Я предлагаю украсить себя бусами. Девочки смогут надеть эти бусы, а мальчики полюбуются на наших красавиц. Но вот беда, ребята. Бусы наши не простые, математические. И они порвались. Давайте их починим. Установите закономерность в записи чисел, обсудите это в группах.
На доске:
Сигнал готовности - "домик".
- Давайте назовем числа по порядку. Что мы сейчас повторили?
- Бусы мы починили. Через Дмитриевскую башню входим в Кремль. (Флажок у Дмитриевской башни № 1).
6. Закрепление таблицы умножения.
- Обращали ли вы внимание, как много на территории Кремля деревьев? Если идти вдоль стены мимо Пороховой башни( №13) по направлению к Георгиевской9 №12), можно любоваться множеством разных деревьев, посаженных заботливо человеком. Деревья посажены рядами, в каждом ряду различное количество деревьев. Чтобы подойти к башне необходимо все эти деревья считать. Какое арифметическое действие позволяет нам считать быстро?
Умножение.
- Откроем тетрадь на печатной основе (с. 55 № 179). Работаем по рядам, каждому ряду - столбик.
В тетради
5*8 = 40 | 7*5 = 35 | 5*5=25 |
6*8 = 48 | 6*7 = 42 | 2*6=12 |
5*4 = 20 | 5*3 = 15 | 2*5 = 10 |
6*5 = 30 | 9*6 = 54 | 6*6 = 36 |
(Дети работают со светофорами).
- Проверим. Прочитайте примеры, в которых результат - круглое число 5*4 = 20, 5*8 = 40, 6*5 = 30, 2*5 = 10
- В каком примере получилось число, состоящее из 4 десятков и 2 единиц
6*7 = 42
- Назовите пример, где в результате получилось число, которое встречается при счете перед 13?
2*6=12
- В каком примере ответ следует за числом 47?
6*8 = 48
- В каких примерах результат - число, состоящее из нескольких десятков и 5 отдельных единиц?
5*3=15, 7*5=35, 5*5=25
- Прочитайте пример, где множители одинаковые: 6*6=36
- Какой пример не проверили? 9*6=54
- Кто все примеры решил правильно? Поставьте +. (Флажок на Георгиевской башне).
- Ребята, я заметила, что вчера такое же количество примеров мы решили за 3 мин., а сегодня уже за 2 мин. Молодцы!
- Кто запомнил, какой пример мы проверили последним?
9*6=54 Трудный пример. Как же вы его решили, ведь мы еще не изучали таблицу умножения числа 9.
9*6=54 6*9=54
- При умножении, числа можно менять местами и результат не изменится. 6*9 - тоже можно забыть. Как себе помочь?
С помощью фишек, заменить сложением.
На доске: 6*9=6-10-6=54 6*9=6*8+6=54
Молодцы! Я спокойна за вас, что даже если вы забудете какой-то пример, вы сможете его решить, опираясь на свои прежние знания.
7. Решение задачи.
- Двигаемся дальше. Мимо Борисоглебской9 № 11), не сохранившейся Зачатской(№10), Белой башни(№ 9) мы подходим к башне, получившей свое название по имени царя Ивана III. Кто знает, как она называется? (Ивановская,№ 8).
-Кстати, вы заметили, что мы заходили только в квадратные башни, а круглые не посещаем. Почему? (Вход только в квадратных башнях).
-Так вот, царь Иван III был просвещенным человеком и хотел, чтобы люди тоже были просвещенными, грамотными. Особенно любил Иван III решать задачи. А так как в его времена вокруг Кремля строилось много домов, Ивану III часто приходилось решать задачи, связанные со строительством. Вот и нам предстоит это сделать.
- Откройте учебник ( с.77 № 234).
- Вспомните, мы уже решили эту задачу вчера. Давайте вспомним, каким действием она решается. (Дети показывают сигнал *)
На доске восклицательный знак.
-Дети, внимание!
Что обозначает этот знак? Может быть ошибка.
Надо 6*4, а не наоборот, это очень важно.
- Сегодня на уроке впервые мы выполним следующее задание. Используя условие известной нам задачи, схему и ключевые слова, составим новую задачу.
На доске:
- Кто может составить задачу? Посоветуйтесь в парах.
В поселке построили на 4-х улицах по 6 домов. 20 домов заселили. Сколько домов осталось заселить?
- Повторите в парах условия и вопрос.
- Давайте рассуждать. Мы не можем сразу ответить на вопрос задачи, т.к. мы не знаем, сколько домов всего построили. Для этого надо количество домов на одной улице умножить на количество улиц, а потом из этого числа вычесть количество домов, которые заселили.
- Простая задача или составная?
- Сколько в ней действий? (Показывают два пальчика)
- Кто сумеет решить? (Один ученик у доски по действиям)
- Попробуем записать решение задачи с помощью числового выражения.
- У некоторых есть карточка - помощница. Кому карточка нужна - возьмите. Один у доски.
- Кто правильно решил задачу? поставьте +.
- Кто впервые сумел записать с помощью числового выражения?
8. Физпауза.
- А мы с вами уже возле Часовой башни(№7). Почему она так называется?
- Представим себя часами.
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так
Посмотри, который час -
Налево - раз, направо - раз.
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так, тик-так.
9. Решение примеров на деление,
- Продолжим наше путешествие. Мимо Северной(№ 6), Тайницкой(№ 5) и Коромысловой(№4) башен мы проходим и вот мы у подножия Никольской башни(№ 3). Строил эту башню Петр Фрязин и пять его помощников. И вот, когда пришло время делить награду за строительство, решили они ее разделить поровну. Каждому досталась 1/6 часть денег. Как найти шестую часть числа? Разделить число на 6.
- Верно. Этим мы сейчас и займемся. Чтобы пройти в эту башню нужно, как и ее строители уметь делить на 6.
- Как мы используем таблицу умножения, чтобы решить пример на деление? (Дети повторяют алгоритм).
Если произведение разделить на 1-ый множитель, получится 2-ой множитель. Если произведение разделить на 2-ой множитель получится 1-ый. Дети работают в парах. По окончании работы выполняют взаимопроверку.
- Откройте учебник (с.78, № 237).
Решаем по рядам. Для каждого ряда число - контролер.
6+3+1=10 2+7+5=14 4+9+8=21
- Проверяем. Покажите на математическом веере, какие три числа вы сложили, чтобы проверить себя.
- Кто без ошибок решил все примеры? Поставьте +. (Флажок на Никольской башне).
10. Самостоятельная работа на карточках
- С помощью нашего багажа мы обошли весь Кремль, полюбовались на Кладовую башню(№ 2) и вернулись к Дмитриевской башне. Сумели бы мы, если бы у нас не было этого багажа?
- Наше путешествие по Кремлю завершается. Но нам надо вернуться домой, Выберите свой путь. Зеленый - простой и быстрый. Красный сложнее, но и интересней. Время ограничено, выберите лишь одну карточку. (Самостоятельная работа на карточках).
- Проверьте себя по "ключу".
- Кто все примеры решил правильно? Поставьте +.
- Кто выбрал красную карточку? Почему?
- Кто зеленую? Почему?
- У кого 1-2 ошибки?
- У кого более 3-х?
Молодцы, вот мы и вернулись в наш класс.
11. Оценивание детей
- Вы очень хорошо поработали. Сосчитайте, сколько + вы заработали.
- У кого их 6 ? Вы получили "5".
- Остальные получат отметки после проверки самостоятельной работы на карточках.
- Кто из вас заработал + за такое задание, которое у вас раньше не получалось? Какой + для тебя особенно ценен?
- Оцените свою работу на уроке по разным критериям. Как можно себя оценить? Оставьте "столбик" для меня.
- Скоро нас ждет серьезная самостоятельная работа по пройденному материалу. Оцените свои возможности на ближайшие уроки.