Интегрированное занятие "Лес, полный чудес"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осенней природы.
  • Развивать внимание, координацию движений.
  • Развивать наглядно-образное мышление: мыслительные операции анализа, сравнения, общения.
  • Совершенствовать умение решать познавательные задачи.
  • Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, развивать навыки совместной деятельности.

Ход занятия

В группу к детям приходит Осень (взрослый).

Осень. Дети, посмотрите, вместе со мной к вам в группу залетел осенний листочек. В какой я его покрасила цвет?

Дети. Золотой, желтый.

Осень. Ребята, попрошу порадовать меня нежной песней о желтых осенних листочках.

Дети исполняют песню "Осень, как рыжая кошка" муз. и сл. Н. Куликовой [2]

Осень. Спасибо, ребята за прелестную песню. Этот листок приглашает вас в сказочное царство. Но сначала отгадайте загадку:

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Маму - земляникой,
Алену - костяникой,
Андрейку - орешком,
Юлю - сыроежкой,
Марину - малиной,
Ваню - хворостиной.

Дети. Это лес!

Осень. А пойдем мы в этот чудесный лес заветной тропинкой.

Дети приходят в уголок Лешего.

Осень. Дети, а кто охраняет лес?

Дети. Леший!

Леший. А, гости пожаловали! Покоя от вас нет. Куда идете?

Дети. В лес!

Леший. Ходят тут все! То грибы им нужны, то ягоды. Ладно бы только за этим. А то все шумят да шумят. Хватит баловать, не пущу!

Осень. Да что ты, Леший. Видно, путаешь нас с кем-то. Мы идем любоваться красотой осеннего леса, собирать листочки, слушать голоса птиц, песни петь.

Леший. А не обманываете?

Дети. Нет!

Леший. Отгадайте мои загадки, тогда пущу вас в лес. А если не отгадаете, то пощипаю вас, по ветру развею.

Круглый, зрелый, загорелый,
Он попался на зубок -
Расколоться все не мог.
А попал под молоток,
Хрустнул раз и треснул бок.
(Орех)

У кого есть шляпка без головы,
Нога, без сапога?
(Гриб)

Дети отгадывают загадки.

Леший. Вижу, и впрямь я ошибся. Ладно, идите вон по той дорожке.

Дети идут по комнате. На ковре разбросаны осенние листья.

Осень. Ребята, можно вырывать растения и грибы с корнем? (Нет.) Можно шуметь в лесу? (Нет.) А собирать в лесу грибы? (Да.) Наблюдать за насекомыми? (Да.) А разрушать муравейники? (Нет.) Можно брать детенышей диких животных и уносить их домой? (Нет.) Почему? (Потому что дома нет таких условий, как в лесу. Лес их дом.) Вот мы с вами и оказались в осеннем лесу. Что у нас под ногами?

Дети. Осенняя листва!

Исполняется "Осенний танец", муз. Ю. В. Филипповой. (Приложение) По окончании танца осень обращает внимание детей на то, что листья у всех разные. (Ребята, листья какого дерева у Тани? У Маши в руках листья какого дерева? Дима держит в руках листья какого дерева? Выбираются дети с листьями разных деревьев.)

Осень. Ребята! Возьмите по паре листьев. Сколько листьев возьмет каждый из вас? (По два листика, пару листьев.) А пара листьев это сколько? (Ответы детей.) Осень обращает внимание детей на то, что листья у всех разные. (Ребята, листья какого дерева у Тани? У Маши в руках листья какого дерева? Дима держит в руках листья какого дерева? Выбираются дети с листьями разных деревьев.)

Проводится игра "Найди свое дерево". (На детей надеваются шапочки с символами деревьев: клена, дуба, березы. Дети собираются вокруг того дерева, листочки которого держат в руках.)

После игры дети складывают листочки на разные подносы отдельно для разных видов. Осень предлагает посчитать сколько дубовых, сколько кленовых и сколько березовых. После подсчета дети сравнивают количество листьев (больше-меньше).

Звучит фонограмма - шум леса.

Осень.

Весной вырастают,
Осенью опадают

Дети. Листья!

Осень достает из конверта части листьев клена, рябины, березы.

Осень. В этом конверте три листочка разной формы и разного цвета. Но ветер разорвал эти листочки на части. Ребята, на сколько частей ветер разорвал листики? (На пять.)

Проводится игра "Собери листочки". (Осень приглашает трех ребят собрать листья.)

Осень. А хотите посмотреть, кто живет в моем лесу?

На пеньке свернулся клубочком еж. Осень берет его.

Еж.

Я - обыкновенный ежик,
Ежик маленький, ну что же!
Я больших зверей не хуже,
Потому что лесу нужен!
Вам грибочков я припас,
Посчитайте их сейчас.

Осень (подводит детей к пеньку с опятами). Как называются эти грибы?

Дети. Опята!

Осень. Давайте посчитаем их. (Счет до 10.) А все ли грибы здесь одинаковой высоты?

Дети показывают и отвечают: "Есть высокие, пониже и самые маленькие", затем говорят, сколько пар грибов и какой они формы.

Осень. А вот грибочки Антошки, Тани да Сережки (показывает на детей в шапочках грибов). Они все одинакового роста? (Ответы детей.)

Исполняется "Песенка грибов", муз. и сл. Л. Олифировой[3]

Осень подходит к Зайчику, который сидит под елкой.

Осень. Это кто здесь прячется? Кто это, ребята?

Дети. Зайчик!

Заяц.

Раз - присядка, два - прыжок
И опять - присядка,
А потом опять прыжок,
Заячья зарядка.

Заяц показывает и выполняет движения, дети повторяют за ним движения. Дальше физкультминутку продолжает Осень (упражнения на выразительность движений).

Осень.

И волчата, как проснутся,
Очень любят потянуться.
Обязательно зевнут,
Ловко хвостиком махнут.
А лисята спинки выгнут
И неслышно с места спрыгнут,
Перед тем как прогуляться,
Начинают умываться.
Ну, а Мишка косолапый
Широко разводит лапы -
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
Все дышите. Не дышите!
Все в порядке, отдохните.
Л. Липецкая

Осень подходит к Белочке, сидящей под елью.

Осень.

Вот белочка - резвушка!
Мы ее сказать попросим,
Как она встречает осень?
Белка. Я грибочки собираю
И на зиму запасаю.
Ими всех вас угощаю!

Белочка угощает орешками всех детей.

Приложение 1.

Список литературы:

  1. "Музыкальное воспитание в детском саду" М. Б. Зацепина, Программа и методические рекомендации, издательство "Мозаика-Синтез" 2005, с.58
  2. "Музыкальный руководитель" 2008 г. № 5 с.49
  3. "Музыкальный руководитель" 2005 № 5 с.45