Цели урока:
- познакомить детей с жизнью зимующих птиц;
- с жизнью растительного и животного мира зимой;
- повторить признаки зимы, установить взаимосвязи в природе;
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Оборудование: белая простынь, вата, ёлочки, озеро, лед, рисунки «Следы на снегу», карточки с названиями станций, кроссворды, картинка «Зима».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Добрый день, мои юные друзья! Приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, вы скажите сами, отгадав загадку:
Всё кругом бело-синее,
Всё в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем,
Уснул до первых вешних дней. (Зима)
– Подумайте и ответьте, как нужно вести себя в зимнем лесу? (Ответы детей)
– Правильно. В лесу нельзя шуметь – птицы разлетятся, и мы их не увидим. Нельзя сходить с тропы, можно провалиться глубоко в снег.
(В окно влетает письмо, учитель читает для детей письмо)
Пожалейте нас, спасите,
Из снежного плена нас освободите.
Нас окутала зима, заморозила.Мы в большом стеклянном замке,
Под стеклянным колпаком,
Стекленеют наши глазки,
Сердце тлеет подо льдом. (Зимующие птицы)
– Сегодня нам предстоит спасти зимующих птиц, повторяя то, что вы уже знаете, изучая новое о зверях в зимнем лесу. Будем путешествовать по зимнему лесу, на остановках вас ждут задания. Нам необходимо проделать длинный и трудный путь по зимней сказочной стране.
II. Остановка «В гостях у Непогодушки»
– Как вы думаете, когда наступает зима?
– По каким признакам мы узнаем приход зимы?
– По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день низко поднимается на небе, тени длинные, а день самый короткий в году. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.
– Давайте сделаем у себя в классе макет леса. Используя для этого:
Белую скатерть – для чего?
Ёлочки, вата – для чего?
Озеро, лёд – для чего?
(Дети делают под музыку)
– Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег)
– Что такое снег? Из чего он состоит? (Ответы)
– Правильно, снег – это множество красивых снежинок. А что это такое нам расскажет наша умница Лена Фефилова.
Раньше думали, что снег – это замёрзшие
капельки воды, но тайна снежинок была разгадана.
Капельки воды могут стать градинками, колючками
непрозрачного льда, но они никогда не
превратятся в снежинки.
Высоко над землёй, где царит сильный холод,
образуются из водяных паров льдинки-кристаллики
крохотных размеров. Кристаллики всё время растут
и наконец, становятся красивыми звёздочками. Они
собираются в хлопья и падают на землю.
– Вы, наверное, замечали, что снег, выпавший на землю, сначала пушистый, рыхлый, потому что снежинки ложатся не плотно друг другу. Давайте рассмотрим, какие могут быть снежинки. (Показ)
Вот это одеяло!
– Помнишь, как в сказке девочка Маша увидела у
Деда Мороза под снегом зелёную травку и очень
удивилась, что травка не замёрзла? Ведь снег
холодный! Так это же сказка! – скажешь ты. Но и
не в сказке такое случается, и объяснение
этому есть. Тебе, конечно, знакома земляника. Она
боится морозов и погибает при – 15 градусов, а
морозы зимой бывают и посильнее. Тем не менее,
земляника под снегом жива-живёхонька.
Оказывается, защищает её от морозов снег. Учёные
измерили температуру воздуха над снегом и на
почве и под снегом. И что же?! Термометр показал
температуру воздуха над снегом 43 мороза, а на
почве всего – 12. Даже при глубине снега лишь 14
сантиметров под ним температура выше на 17-20. Но
ведь снега зимой бывает гораздо больше. Как
видишь, не случайно говорят, что земля зимой
укутана снегом как одеялом.
Давайте ответим на вопросы кроссворда «Неживая
природа зимой»
По горизонтали:
2. Обильное выпадение снега называют … (снегопад)
4. Повышение температуры выше нуля градусов в
холодное время года. (Оттепель)
6. Пушистая снежная бахрома на деревьях и
проводах. (Изморозь)
8. Тройка – тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом, всё покрылось серебром. (Зима)
По вертикали:
1. Появившаяся во время оттепели вода и
подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется
корка изо льда. Это явление называется … (гололедица)
3. Шуба бела – весь свет одела. (Снег)
5. О чём эта загадка: «Сам не бежит, а стоять не
велит». (Мороз)
6. Снегопад при сильном ветре называется … (метель)
III. Остановка «Звериная»
– Оказывается снег, не только защищает растения, но и согревает животных. Лось в глубоком снегу не зарывается полностью, на поверхности всегда остаётся голова и спина с густой шерстью. Как встречают зиму другие животные? (Ответы)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (Белка, чучело белки – показ)
(Заранее подготовленный ученик рассказывает про белку)
– К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей
служит надёжной защитой во время сильных морозов
и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках
веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень
холодно, белки по лесу не бегают, в гнезда
прячутся. А гнездо беличье называют гайно. Шар из
веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а
внутри стенки выстланы мхом.
К зиме белочка делает съестные припасы. Потешено
смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по
веткам орешника и смотрит, какая больше качается.
Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас
отбирает самые лучшие плоды.
Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит
грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок –
пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже
тысячи грибков белка насушит за лето.
– Что нового вы узнали о белке?
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса, игрушка)
(Заранее подготовленный ученик рассказывает про лису)
– Охотится лиса в сумерках или ночью за
птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче
незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает
острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с
добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег.
На самом деле по запаху под снегом она
выслеживает мышей, быстро роет передними лапками
снег и хватает добычу. Уничтожая мышей лиса,
приносит пользу. Во время сильных метелей и
непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком
и прикрывается хвостом.
Лесные мыши и мыши-полёвки живут под снегом, они
роют себе ходы и свободно передвигаются. Мы с
вами не можем услышать их, но ласки и лисицы очень
хорошо слышат шуршание мышей и охотятся на них.
IV. Остановка «Снежная азбука»
Снежок рассказы стал писать,
Совсем не так как мы,
Он пишет грамотно всегда
Про разные следы.Вот здесь лиса сейчас прошла,
Вот заяц проскакал,
Под ёлкой белочка была,
Волк под гору бежал.
– Хотелось бы услышать рассказ о птицах, которые в снегу делают себе убежище.
(Заранее подготовленный ученик рассказывает)
Рябчики, тетерева, глухари, куропатки (показ
рисунков птиц) роют небольшую пещерку, реже
ныряют в снег прямо с лета или ближайшего дерева.
Ход делают на глубине 20 – 30 см, угнездившись,
птица закроет ход рыхлым снегом. От того,
насколько тщательно она это сделает, зависит
температура в убежище.
Давайте внимательно посмотрим на снежное
покрывало. (Макет зимнего леса) Что вы
видите? (Следы)
Следы, каких животных вам знакомы?
Задание на карточке «Определи, чьи следы»
V. Остановка «Птичья столовая»
– Каких птиц можно ещё встретить зимой? (Ответы)
(Заранее подготовленный ученик рассказывает о клестах).
– Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма для клестов больше всего бывает в это время года. Поэтому эти птицы выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.
– Особый разговор у нас будет о зимующих птицах. Как вы думаете, что для птиц самое страшное зимой? (Голод)
– Страшнее голода для птиц ничего нет. Ведь сытой птице не страшен мороз. И птиц греют их перья – их бывает несколько слоёв. Посмотрите на рябину. Кого вы там видите? (Снегиря)
– Послушаем рассказ об этой птице.
– А вот и ещё интересная птичка – красногрудый снегирь. Летом его не найдёшь. Прилетает он к нам с первым снегом. Лучшее лакомство для снегиря – ягоды рябины, плоды клёна, вяза.
– Птицы нуждаются в нашей помощи. Как мы можем помочь птицам?
– Посмотрите, какие виды кормушек вы сделали вместе с родителями. После урока повесьте у дома и кормите птиц: зёрнами пшена, семечками, кусочками хлеба.
– Сейчас вы должны отгадать название птиц, которых заколдовала злая Зима и, которых вы должны выручить накормить в нашей птичьей столовой. (Дети отгадывают загадки и отгадав их усаживают картинки птиц на кормушки)
В зимний день среди ветвей стол, накрытый для гостей:
- Ты откуда, ты откуда прилетел к нам
красногрудый?
Облетел он всю Сибирь, а зовут его … (снегирь)
- Он долго дерево долбил и всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил, длинноклювый, пёстрый … (дятел)
- Живёт он рядом с человеком, красив и строен,
Серебрист … (голубь)
- Беспокойные птички, сине-жёлтые … (синички)
- Он ползает туда-сюда, ползёт всё время задом,
Он удивляет нас всегда и зовётся … (поползень)
- Она груба, черна и нагловата, ворует, что блестит и каркает всегда … (ворона)
- Кривлен нос –
Зелен хвост. (Снегирь)
- В серой шубке меховой,
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, но всё же птица. (Воробей)
VI. Остановка «Замок волшебницы Зимы»
– Зима для вас приготовила следующее задание: (на столах карточки с текстом)
1. Допиши недостающие слова, чтобы получился
рассказ о зимних изменениях в живой природе.
Все лиственные деревья в зимнем лесу стоят
_______________. Только _________ и ___________ хвастаются
зеленым нарядом.
Травянистые растения зимуют _____________________. Не
слышно в лесу птичьего щебета. Только
далеко-далеко разносится стук ___________. В зимнем
лесу можно увидеть, прыгающую по деревьям
пушистую красавицу ____________. Люди помогают зверям
и птицам перенести зимний голод. Они
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2. Составить картинку – пазл «Зимушка – Зима»
3. Кроссворд, «Какого цвета зима?»
- Большую кучу снега, которые наметает метель. (Сугроб)
- Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинки) - Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают на дорогах. Это явление называют … (гололедица)
- Обильное выпадение снега называют … (снегопад)
- Щиплет нос, щиплет уши,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится –
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это? (Январь)
– Итак, наше путешествие подходит к концу. Всех зимующих птиц мы рассадили по кормушкам. С сегодняшнего дня я надеюсь вы будете повнимательнее относиться к птицам, зверям.
VII. Итоги
– Молодцы, со всеми заданиями вы справились
отлично. Понравилось ли вам наше путешествие? Что
особенно понравилось на уроке? Что нового,
полезного узнали на уроке?
Я хочу, чтобы вы показали, каким цветом вы
окрасили бы сегодняшний урок? (У каждого
ребёнка 2 снежинки: красная и синяя)