Урок русского языка во 2-м классе по теме "Слова с сочетаниями ЧН, ЧК, ЧТ"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Обучающие: закреплять навыки правописания слов с  сочетаниями чн, чк, чт.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость учащихся, правильную речь, умение выражать свои мысли при изучении языковых явлений, память, мышление.

Воспитывающие: воспитывать культуру общения в микрогруппах, соблюдая правила работы.

Учебные материалы: Учебник «Русский язык» 2 класс (авт.Т. Г. Рамзаева); карточки с заданиями для групп, кроссворд по теме «Правописание слов с сочетаниями чн», «Технологические карты».

Ход урока

I. Организационный момент.

Игра «Замри».

Учитель: Чтобы попасть на урок, необходимо найти себе пару, получить у учителя карточку с «секретной» буквой и показать эту букву, так чтобы мы смогли догадаться, какая буква у вас на карточке.

(Если буква угадана другими учащимися, то пара проходит на своё место Предложены буквы Л, С, Х, Т, П,  К, Ф, О, И, Ь, К.)

II. Актуализация  изученного материала.

Учитель. В минутке чистописания мы запишем сочетание двух букв.

Первая  буква обозначает:

- согласный, глухой, непарный звук,

- он всегда мягкий,

- он есть в словах: ученик, удача.

Вторая буква есть в слове, которое обозначает человеческое качество, необходимое всем людям. «Игра - наоборот».

Грязный                            честный

Искусственный                  естественный

Трусливый                         смелый

Мягкий                               твёрдый

Грубый                              нежный

Замкнутый                         открытый

Слабый                              сильный

Светлый                             тёмный

                                          ь

(Слова левого столбика записаны на доске по порядку в столбик, слова правого столбика  напечатаны на карточках и расположены на доске вразброс.)

Задание: найти слова антонимы.

Учитель: Какое слово получилось из первых букв в словах второго столбика.

Дети: честность.

Учитель: запишите строчные буквы ЧТ в соединении.

На второй строчке записывают пословицу и работают над смысловым её пониманием.

Ученику – удача, учителю – радость.

III. Словарно орфографическая работа. (Работа по рядам).

Учащимся каждого ряда выдаётся конверт с  карточками, на которых записаны разбросанные буквы.

рис.1

Рисунок 1

Учитель: Составьте слова,  используя все буквы и запишите их.

Дети: Тетрадь, карандаш, портфель.

Учитель: Что объединяет данные слова?

Дети: Все слова на тему школа, школьные принадлежности.

Все слова из словарика, правописание слов которых необходимо запомнить.

Учитель: Сегодня мы изучим правописание  ещё одного слова из словарика.

«В нашем классе их 12, они любят делать красивые причёски и модно одеваться»

Дети: Девочка.

Учитель: Запишите слово и разберите его. Поможет вам правильно выполнить задание технологическая карта и рисунок.

Технологическая карта «Словарные слова»

  1. Поставь в слове ударение.
  2. Подчеркни буквы, которые необходимо запомнить.
  3. Определи количество слогов, букв, звуков, гласных, согласных.
  4. Составь предложение с этим словом.

Например: Москва – 2 слога, 6 букв, 6 звуков, 2 гласных, 4 согласных.

Москва-столица нашей родины.

 

рис.2

Рисунок 2

Проводиться взаимопроверка и зачитываются составленные предложения.

IV. Изучение нового материала.

Учитель: На доске вы видите конверты. Там находится задание - кроссворд,  которое поможет нам определить тему урока. Выполнять задание будут отдельно мальчики и девочки. Команда, выполнившая задание первой, определит и назовет тему нашего урока.

рис.3

Рисунок 3

(Правильные ответы в кроссворде: пограничник, булочная, скворечник)

Дети: Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать слова с сочетаниями чн, чк.

Учитель:  Что необходимо помнить при написании слов с чн,чк?

Прочитайте слова в карточке и исправьте ошибки. Грамотно запишите слова в тетрадь.

Малчик, точка, коньки, ласточька., очьки, яичьница, свечка, тапочки.

Самопроверка по опорным карточкам (Мальчик, точка, коньки, ласточка, очки, яичница, тапочки)

Учитель: Загляните в конверт, что вы там еще обнаружили.

(Выходят по одно ученику и читают текст загадок)

- Здание, в котором принимаются для пересылки письма, бандероли, деньги (Почта.).

- Приспособление на палубе для установки и крепления парусов (Мачта).

- О чём человек часто думает и она иногда исполняется? (Мечта).

Учитель: Что общего в правописании этих словах?

Дети: Во всех словах есть сочетание чт.

Учитель: Как будем писать это сочетание? Почему?

(Возникает спор, где учащиеся приходят к  мнению, что словосочетание необходимо писать без ь).

Учитель: Запишите слова по памяти и дополните своими с сочетанием - чт

V. Творческая работа.

Учитель: Разбейтесь на группы по желанию, возьмите листы бумаги и приготовьте фломастеры.

Прослушав стихотворение,  изобразите запомнившие вам слова, где есть сочетания чн, чт, чк. Задание выполняется три минуты.

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает
Ёлочка и белочка,
Тучка, щучка, стрелочка,
Бочка, почка, спичка,
Речка, ручка, птичка.

Шуточка, минуточка,
Дочка, прибауточка,
Булочка и строчка,
Свечка, печка, точка!
Знаем мы наверняка,
Как писать ЧН, ЧК.

Проводится  защита своей работы.

VI. Домашнее задание:

  1. Придумать кроссворд, чтобы в словах отгадок были слова с сочетаниями чн, чт, чт.
  2. Записать слова с сочетанием чт.

VII. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Какое задание удивило? Чем?