Цели и задачи урока:
- Продолжить формирование представлений о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром природных зон Африки. Изучить разнообразие природных комплексов Африки на примере природных зон. Развитие у детей нестандартного мышления, взаимопомощи, самоконтроля; приобретение навыков наложения карт атласа.
Оборудование: учебники, атласы по географии 7 класс, атласы по природоведению 5 класс, тетради, компьютер, мультимедийный проектор, таблицы для заполнения, таблицы самоанализа и оценивания, карта Африки, контурная карта Африки.
Этапы урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент | Вступительное слово | |
Постановка учебной задачи | Знакомит с учебными задачами урока | |
Вопросы для разминки | Задает вопросы | Отвечают на вопросы |
Проверка домашнего задания |
|
Взаимопроверка. Проверка. Вопросы уч-ся. Устные ответы. |
Изучение нового материала | Рассказ с презентацией. | Работают с атласами. Заполняют таблицы. Отвчают на вопросы. Сообщения. |
Закрепление изученного | Вопросы по презентации, обзор слайдов. | Ответы учащихся. Презентации уч-ся. Сообщения. |
Домашнее задание | Выучить конспект, параграф, подготовить презентации. |
План
- Повторить пройденный материал.
- Обобщить и закрепить знания о природных зонах.
- Выяснить, какие природные зоны располагаются на материке Африка.
- Заполнить таблицу.
Вопросы (разминка)
- Красное море омывает Африку с севера или северо-востока?
- Остров Мадагаскар находится от Африки на юго-востоке или юго-западе?
- Какое озеро расположено севернее – Чад или Виктория?
- Какое озеро восточнее – Виктория или Танганьика?
- Какое течение южнее – течение мыса Игольного или Мозамбикское?
- Конго впадает в Гвинейский залив или в Мозамбикский пролив?
- Что расположено севернее – Восточно-Африканское плоскогорье или Эфиопское нагорье?
- Гвинейский залив омывает западное или восточное побережье?
- Общее течение Нила на север или на северо-запад?
- Замбези впадает в Гвинейский залив или в Мозамбикский пролив?
- Водопад Ливингстона находится на р. Замбези или на р. Конго?
- Какая река находится западнее – р. Нигер или р. Нил?
- Какое нагорье расположено севернее Ахаггар или Эфиопское?
- Какое озеро глубже – Виктория или Чад?
- Горы Атлас находятся на северо-западе или на юго-востоке материка?
Проверка домашнего задания
- Вопросы по материалам электронного учебника.
- Работа по контуру Африки.
- Работа по карте (повторение номенклатуры).
- Внутренние воды материка:
а) реки;
б) озера.
Новый материал
- Что такое природный комплекс?
- Перечислите компоненты природного комплекса.
- Можно ли считать природную зону природным комплексом?
- Что такое природная зональность?
Учитель на карте показывает природные зоны, а дети при помощи атласов называют их.
- Какие природные зоны расположены в Африке?
- В каких климатических поясах расположены природные зоны Африки?
- Какой климат в зоне экваториальных лесов?
Информацию заносят в таблицу.
Зона экваториальных лесов
Первое впечатление от экваториальных лесов – это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав. В такой чаще всегда сумрачно, душно и влажно.
От постоянной влажности стволы многих деревьев покрыты мхами и лишайниками.
В лесу много папоротников, эпифитов.
Некоторые деревья имеют корни подпорки т. к. высота дерева большая и ему необходимо себя удерживать. В борьбе за жизнь некоторые виды растений имеют воздушные корни, которые получают необходимые питательные вещества из воздуха, атмосферных осадков, птичьего помета, остатков отмерших листьев.
Всем растениям необходим свет и поэтому все они тянутся вверх. Например, лианы цепляются за стволы деревьев и свисают с них гирляндами.
Экваториальные леса разнообразны по составу. Одних только деревьев насчитывается около 1000 видов. Для экваториальных лесов характерна многоярусность. Верхний ярус образуют фикусы, пальмы и др. Нижние этажи занимают бананы, древовидные папоротники, кустарники, лианы, травы. Многие деревья имеют ценную древесину. Например, красное дерево, эбеновое дерево, имеющее зеленого цвета древесину.
Работа с атласами по природоведению, заполнение таблицы)
Не менее разнообразен видовой состав животных. К наземным видам относятся кистеухие свиньи, мелкие копытные: африканский Оленек, родственник жирафа – окапи, карликовые бегемоты, леопарды, гориллы, грызуны, змеи, ящерицы.
Многие животные обитают на деревьях яркими представителями являются различные обезьяны, а так же птицы.
Сообщение о шимпанзе и леопарде. Заполнение таблицы.
Зона саванн
ГП саванн.
Саванна – это безлесное пространство. Она занимает 40% территории материка. Такого большого пространства нет ни на одном материке. По внешнему виду она резко отличается от лесной зоны. Здесь обилие света и открытое безлесное пространство. Типичными представителями древесной растительности являются зонтичные акации, различные пальмы и знаменитый баобаб.
Среди трав преобладают злаковые. Но это не наши степи. Здесь растут травы достигающие высоты 2-3 м, а вблизи лесов до 5 м. Это слоновая трава. Саванна меняет свое лицо в зависимости от времени года. Здесь два времени года: влажный и сухой периоды.
Заполнение таблицы.
Нигде в мире нет такого большого скопления животных, как в саванне. Разнообразные антилопы, полосатые зебры, самые высокие животные на Земле – жирафы, самые крупные животные – слоны, самые быстрые – леопарды, носороги, львы, по берегам рек бегемоты. В реках крокодилы. Самые длинные нильские 5-6 м. Много относительно мелких хищников. Это львы, гепарды, леопарды, шакалы, гиены и т. д. Саванна богата птицами. Среди них самая большая – страус, самая маленькая – нектарница, марабу, птица секретарь и т. д. Много термитов.
Сообщение о гиенах. Заполнение таблицы.
Зона пустынь
ГП пустынь.
На долю саванн и пустынь приходится большая часть материка. Для пустынь характерны довольно суровые климатические условия. Дневная жара достигает 30 градусов. Ночью температура падает до 0 градусов. Песок и камни сильно раскаляются. К этому нужно прибавить сильные ветры, которые несут большие массы песка. В Ливии зарегистрирована самая высокая температура воздуха +58 градусов. В декабре-феврале температура опускается до -18 градусов. Но жизнь существует и здесь.
Самостоятельное заполнение таблицы.
Презентации учащихся
Подведение итогов. Выставление оценок
Таблица для заполнения
Название климатического пояса | Воздушные массы (ветры) | Температура, °С |
Осадки | ||||||
зимой | летом | янв. | июль | количество, мм | сезон выпадения | ||||
Экваториальный | экваториальные (ЭВМ) | экваториальные | +25° +28° | +25° +28° | 2000 и более | равномерно в течение года | |||
Субэкваториальный | тропические (ТВМ) | экваториальные (ЭВМ) | +24° | +28° | 1000-2000 | летом | |||
тропический | тропические (пассаты) | тропические (пассаты) | +18° | +32° | менее 100 | редко | |||
Субтропический
Области:
|
умеренные (западные) | тропические (пассаты) | +10° | +24° | От 500 до 1000 | зимой равномерно в течение года |
|||
Природные зоны | Почвы | Растительность | Животный мир | ||||||
Влажные экваториальные леса | Красно-желтые ферраллит-ные | Масличная пальма, кофейное дерево, лианы, сейба, банан. Многоярусность. | Обезьяны, окапи, лесные свиньи, карликовый бегемот, термиты, попугаи, термиты, змеи. | ||||||
Саванны и редколесья | Красно-бурые | Высокие травы, баобабы, зонтичные акации, молочаи, алоэ. | Жирафы, слоны, антилопы, львы, буйволы, носороги, шакалы, гиены. | ||||||
Тропические пустыни и полупустыни | Пустынные | Вельвичия, верблюжья колючка, дикая маслина, карликовый саксаул. | Верблюды, лисица фенек, грызуны, сахарский заяц, пустынный жаворонок, антилопы, газели. | ||||||
Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники | Каштановые и бурые | Маслины, фисташки, древовидный вереск, мирт, олеандр. | Кабан, берберские олени, шакалы, гиены. |