Природа Африки (7-й класс)

Разделы:

Класс: 7


Цели и задачи урока:

  • Продолжить формирование представлений о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром природных зон Африки. Изучить разнообразие природных комплексов Африки на примере природных зон. Развитие у детей нестандартного мышления, взаимопомощи, самоконтроля; приобретение навыков наложения карт атласа.

Оборудование: учебники, атласы по географии 7 класс, атласы по природоведению 5 класс, тетради, компьютер, мультимедийный проектор, таблицы для заполнения, таблицы самоанализа и оценивания, карта Африки, контурная карта Африки.

Этапы урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент Вступительное слово  
Постановка учебной задачи Знакомит с учебными задачами урока  
Вопросы для разминки Задает вопросы Отвечают на вопросы
Проверка домашнего задания
  1. Практическое задание по электронному учебнику.
  2. Работа по контуру Африки.
  3. Работа по карте Африки.
  4. Устные ответы уч-ся по домашнему параграфу.
Взаимопроверка.

Проверка.

Вопросы уч-ся.

Устные ответы.

Изучение нового материала Рассказ с презентацией. Работают с атласами. Заполняют таблицы.

Отвчают на вопросы.

Сообщения.

Закрепление изученного  Вопросы по презентации, обзор слайдов. Ответы учащихся.

Презентации уч-ся.

Сообщения.

Домашнее задание Выучить конспект, параграф, подготовить презентации.

План

  1. Повторить пройденный материал.
  2. Обобщить и закрепить знания о природных зонах.
  3. Выяснить, какие природные зоны располагаются на материке Африка.
  4. Заполнить таблицу.

Вопросы (разминка)

  1. Красное море омывает Африку с севера или северо-востока?
  2. Остров Мадагаскар находится от Африки на юго-востоке или юго-западе?
  3. Какое озеро расположено севернее – Чад или Виктория?
  4. Какое озеро восточнее – Виктория или Танганьика?
  5. Какое течение южнее – течение мыса Игольного или Мозамбикское?
  6. Конго впадает в Гвинейский залив или в Мозамбикский пролив?
  7. Что расположено севернее – Восточно-Африканское плоскогорье или Эфиопское нагорье?
  8. Гвинейский залив омывает западное или восточное побережье?
  9. Общее течение Нила на север или на северо-запад?
  10. Замбези впадает в Гвинейский залив или в Мозамбикский пролив?
  11. Водопад Ливингстона находится на р. Замбези или на р. Конго?
  12. Какая река находится западнее – р. Нигер или р. Нил?
  13. Какое нагорье расположено севернее Ахаггар или Эфиопское?
  14. Какое озеро глубже – Виктория или Чад?
  15. Горы Атлас находятся на северо-западе или на юго-востоке материка?

Проверка домашнего задания

  1. Вопросы по материалам электронного учебника.
  2. Работа по контуру Африки.
  3. Работа по карте (повторение номенклатуры).
  4. Внутренние воды материка:
    а) реки;
    б) озера.

Новый материал

  1. Вопросы на повторение.
  • Что такое природный комплекс?
  • Перечислите компоненты природного комплекса.
  • Можно ли считать природную зону природным комплексом?
  • Что такое природная зональность?

Учитель на карте показывает природные зоны, а дети при помощи атласов называют их.

  • Какие природные зоны расположены в Африке?
  • В каких климатических поясах расположены природные зоны Африки?
  • Какой климат в зоне экваториальных лесов?

Информацию заносят в таблицу.

Зона экваториальных лесов

Первое впечатление от экваториальных лесов – это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав. В такой чаще всегда сумрачно, душно и влажно.

От постоянной влажности стволы многих деревьев покрыты мхами и лишайниками.

В лесу много папоротников, эпифитов.

Некоторые деревья имеют корни подпорки т. к. высота дерева большая и ему необходимо себя удерживать. В борьбе за жизнь некоторые виды растений имеют воздушные корни, которые получают необходимые питательные вещества из воздуха, атмосферных осадков, птичьего помета, остатков отмерших листьев.

Всем растениям необходим свет и поэтому все они тянутся вверх. Например, лианы цепляются за стволы деревьев и свисают с них гирляндами.

Экваториальные леса разнообразны по составу. Одних только деревьев насчитывается около 1000 видов. Для экваториальных лесов характерна многоярусность. Верхний ярус образуют фикусы, пальмы и др. Нижние этажи занимают бананы, древовидные папоротники, кустарники, лианы, травы. Многие деревья имеют ценную древесину. Например, красное дерево, эбеновое дерево, имеющее зеленого цвета древесину.

Работа с атласами по природоведению, заполнение таблицы)

Не менее разнообразен видовой состав животных. К наземным видам относятся кистеухие свиньи, мелкие копытные: африканский Оленек, родственник жирафа – окапи, карликовые бегемоты, леопарды, гориллы, грызуны, змеи, ящерицы.

Многие животные обитают на деревьях яркими представителями являются различные обезьяны, а так же птицы.

Сообщение о шимпанзе и леопарде. Заполнение таблицы.

Зона саванн

ГП саванн.

Саванна – это безлесное пространство. Она занимает 40% территории материка. Такого большого пространства нет ни на одном материке. По внешнему виду она резко отличается от лесной зоны. Здесь обилие света и открытое безлесное пространство. Типичными представителями древесной растительности являются зонтичные акации, различные пальмы и знаменитый баобаб.

Среди трав преобладают злаковые. Но это не наши степи. Здесь растут травы достигающие высоты 2-3 м, а вблизи лесов до 5 м. Это слоновая трава. Саванна меняет свое лицо в зависимости от времени года. Здесь два времени года: влажный и сухой периоды.

Заполнение таблицы.

Нигде в мире нет такого большого скопления животных, как в саванне. Разнообразные антилопы, полосатые зебры, самые высокие животные на Земле – жирафы, самые крупные животные – слоны, самые быстрые – леопарды, носороги, львы, по берегам рек бегемоты. В реках крокодилы. Самые длинные нильские 5-6 м. Много относительно мелких хищников. Это львы, гепарды, леопарды, шакалы, гиены и т. д. Саванна богата птицами. Среди них самая большая – страус, самая маленькая – нектарница, марабу, птица секретарь и т. д. Много термитов.

Сообщение о гиенах. Заполнение таблицы.

Зона пустынь

ГП пустынь.

На долю саванн и пустынь приходится большая часть материка. Для пустынь характерны довольно суровые климатические условия. Дневная жара достигает 30 градусов. Ночью температура падает до 0 градусов. Песок и камни сильно раскаляются. К этому нужно прибавить сильные ветры, которые несут большие массы песка. В Ливии зарегистрирована самая высокая температура воздуха +58 градусов. В декабре-феврале температура опускается до -18 градусов. Но жизнь существует и здесь.

Самостоятельное заполнение таблицы.

Презентации учащихся

Подведение итогов. Выставление оценок

Таблица для заполнения

Название климатического пояса Воздушные массы (ветры) Температура,

°С

Осадки
зимой летом янв. июль количество, мм сезон выпадения
Экваториальный экваториальные (ЭВМ) экваториальные +25° +28° +25° +28° 2000 и более равномерно в течение года
Субэкваториальный тропические (ТВМ) экваториальные (ЭВМ) +24° +28° 1000-2000 летом
тропический тропические (пассаты) тропические (пассаты) +18° +32° менее 100 редко
Субтропический Области:
  • средиземноморского климата
  • субтропического влажного климата
умеренные (западные) тропические (пассаты) +10° +24° От 500 до 1000 зимой

равномерно в течение

года

Природные зоны Почвы Растительность Животный мир
Влажные экваториальные леса Красно-желтые ферраллит-ные Масличная пальма, кофейное дерево, лианы, сейба, банан. Многоярусность. Обезьяны, окапи, лесные свиньи, карликовый бегемот, термиты, попугаи, термиты, змеи.
Саванны и редколесья Красно-бурые Высокие травы, баобабы, зонтичные акации, молочаи, алоэ. Жирафы, слоны, антилопы, львы, буйволы, носороги, шакалы, гиены.
Тропические пустыни и полупустыни Пустынные Вельвичия, верблюжья колючка, дикая маслина, карликовый саксаул. Верблюды, лисица фенек, грызуны, сахарский заяц, пустынный жаворонок, антилопы, газели.
Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники Каштановые и бурые Маслины, фисташки, древовидный вереск, мирт, олеандр. Кабан, берберские олени, шакалы, гиены.