Цели урока:
- ознакомить учащихся с особенностями строения глаза и установить взаимосвязь между его строением и выполняемыми функциями;
- показать многообразие органов зрения и особенности их строения;
- показать принципиальное единство естественных наук;
- способствовать развитию формирования умений и навыков работы с учебником, дополнительной литературой, компьютером;
- ознакомиться с процессами, обеспечивающими восприятие зрительных образов, наиболее распространенными дефектами зрения – близорукостью и дальнозоркостью;
- защита рефератов в электронном виде.
Оборудование: фотоаппарат и его модель, модель глаза, таблицы «Зрительный анализатор», компьютер, мультимедийный проектор.
В современном мире вы получаете информацию новыми путями: через компьютер, Интернет. Эта информация усваивается лучше и является дополнением к традиционным методам. Не случайно говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ: Вашему вниманию предоставляется презентация «Зрительный анализатор беспозвоночных», сделанная первой группой.
Сопровождение презентации «Зрительный анализатор беспозвоночных».
Мы увидели, что зрительный анализатор усложняется не только у одноклеточных, но и у позвоночных. При одинаковой схеме устройства глаза имеется много различий, связанных экологическими особенностями вида.
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ: 85% информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Чтобы в нашем сознании сформировался четкий зрительный образ предмета, световые лучи должны пройти через сложную оптическую систему глаза. Глаз реагирует на минимальное количество световой энергии 6-8 фотонов, т.е. потребовался бы десяток лет, чтобы переносимой энергией нагреть 1 г воды на 10. Вторая группа представит вам свою презентацию на тему «Глаз как оптический прибор».
Сопровождение презентации «Глаз как оптический прибор».
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ: Благодаря органу зрения мы видим всю палитру красок, любуемся природой, и все это потому, что особые светочувствительные клетки глаза, колбочки, обеспечивают цветное зрение. Все многообразие слагается из трех цветов: красного, зеленого и фиолетового. Каждый из этих цветов поглощает волны разного диапазона и смешивание их дает все остальные цвета. Презентация №3: «Цветоощущение».
Сопровождение презентации «Цветоощущение».
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ: В современном мире людей с дефектами зрения значительно больше и приобретаются эти дефекты значительно быстрее, чем даже 10 лет назад. Причина этому и компьютер, и телевизор и игровые приставки и т.д. Итак, вы поняли, что следующая презентация «Дефекты зрения» и как их предупредить.
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ: Дальтон сказал: «Если на клетке с тигром увидишь «лев»- не верь глазам своим!» Так как «Не глазом, а посредством глаза, смотреть на мир умеет разум…» Об оптических иллюзиях последнее сообщение. Презентация №5: «Иллюзии».
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ: Поразительно, но человек часто не ценит то, что ему дано природой. Сделанные вашими одноклассниками сообщения еще раз доказывают, что глаз - сложнейшая оптическая система, и она не всегда бывает совершенной. Ее нарушают масса врожденных, приобретенных и возрастных изменений, которые требуют своевременной коррекции и лечения. Зрение наше богатство, к которому надо бережно относиться с раннего детства.
Использованная литература:
- Энциклопедия «Наука», РОСМЭН, 2000
- Биология, 9 класс, Батуев А.С., ДРОФА, 1996
- Зрительный анализатор: от одноклеточных до человека, Г.Н. Тихонова, Н.Ю.Феоктистова, Библиотечка «Первого сентября», 2006
- Энциклопедия «Все обо всем» для детей
- Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, И.Д. Зверев, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1983
- Энциклопедия для детей. Биология, т.2, АВАНТА +, 1994
- Энциклопедия для детей. Физика. АВАНТА +, 1994
- Биология. Поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина и М.Р. Сапина, 8 класс, УЧИТЕЛЬ, 2007