Цель:
- формирование санитарно-гигиенической компетенции учащихся;
- осознание учащимися связи здоровья человека с санитарно-гигиенической культурой
Задачи:
- раскрыть санитарно-гигиенические правила жизнедеятельности, установить связь между образом жизни человека и его здоровьем;
- развивать мыслительную, навыки самостоятельной деятельности, коммуникативные возможности;
- воспитывать сознательное отношение к будущей профессии.
Ожидаемые результаты от внедрения:
- формирование навыков работы с дополнительной литературой;
- выполнение проектных работ учащихся;
- пробуждение интереса к профессии медика-гигиениста.
Данная программа актуальна в современных условиях, так как каждому человеку важно очень важно знать, как можно исследовать собственное здоровье и научиться разрабатывать и применять меры для его сохранения и укрепления.
Новизна разработки заключается в использовании новых форм ( проектная деятельность, лекции, лабораторные работы, беседы) и методов преподавания (проектное обучение), а также новых форм контроля (защита проектов, составление конспектов и схем с помощью компьютера, собеседование).
Содержание разработки
№ | Тема занятия | Цель | Форма организации обучения | Форма контроля | Количество учебных часов |
---|---|---|---|---|---|
1 | История гигиены | Рассмотреть возникновение и основные этапы развития санитарно-гигиенической культуры | беседа, рассказ |
конспект, схема |
1 |
2 | Физическая активность и здоровье | Закрепить знания о роли двигательной активности в сохранении здоровья, вреде гиподинамии, профилактике заболеваний опорно-двигательной системы, углубить знания о возрастных особенностях физического воспитания человека на разных возрастных этапах его развития | лекция с элементами беседы, лабораторные работы об измерении мышечной силы с помощью ручного динамометра, определение быстроты реакции человека, определение гибкости позвоночника, наличия плоскостопия, сохранения осанки | Ознакомительно-ориентированное проектирование Возрастные особенности физического развития человека в подростковом возрасте | 2 |
3 | Предупреждение и лечение инфекционных заболеваний и аллергии | Познакомить с отраслью медицины - иммунологией, ее достижениями, перспективах развития иммунной инженерии, расширить знания об иммунитете, ознакомиться с основными инфекционными заболеваниями, условиями их возникновения, периодами развития и профилактики, познакомить с понятием аллергии, аллергенов, причиной возникновения | поисковая беседа, экспериментальная работа | Составление лабораторной работы по теме (выдвинуть гипотезу, составить список необходимого оборудования, проделать опыт, сделать вывод о правильности гипотезы) | 2 |
4 | Травматизм и его профилактика, охрана труда | Закрепить знания о видах травм, их признаках и правилах оказания первой помощи, ознакомить с предупреждениями травматизма на предприятиях, и охране труда | лекция с элементами беседы, практическая работа по приготовлению раствора перманганата калия, по использованию трубчатого эластичного бинта для удержания повязки на голове, по использованию лейкопластыря и спиртового раствора иода при обработке ран | конспект | 2 |
5 | Тренировка сердечно-сосудистой системы. Профилактика заболеваний органов кровообращения. ПМП при них | Доказать, что состояние ССС – показатель уровня человеческого состояния, закрепить знания об оказании ПМП при заболеваниях ССС, рассказать о специальностях врача- гематолога, врача- лаборанта, фельдшера- лаборанта, подчеркнуть важность лабораторной диагностики, сообщить формулу крови | лекция, лабораторная работа «Определение физиологического состояния человека методом регрессии», «Измерение скорости кровенаполнения капилляров ногтевого ложа», «Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга», «Измерение артериального давления» | таблица по ПМП при сердечно-сосудистых заболеваниях | 2 |
6 | Гигиена дыхания | Сформировать знания об укреплении органов дыхания, профилактике их нарушения, обратить внимание учащихся на важность труда врача – пульмонолога и фтизиатора, подчеркнуть важность флюрографических исследований | лекция, практическая работа по обследованию температуры воздуха в помещении, определению коэффициента аэрации в помещении, определению запыленности воздуха | проект «Респираторные заболевания и их профилактика» | 2 |
7 | Гигиена питания | Сформировать знания о режиме питания школьника, его рационе; ознакомить детей с возрастными особенностями пищеварения, обмена веществ и энергии | поисковая беседа | проект «Основы рационального питания подростка | 2 |
8 | Гигиена кожи, теплорегуляция. Профилактика кожных, урологических, гинекологических и венерических заболеваний | Расширить знания о функции кожи, сформировать знания о гнойничковых поражениях кожи, грибковых заболеваниях, закрепить гигиенические навыки по уходу за кожей, ознакомиться с половыми особенностями людей, урологическими гинекологическими заболеваниями и их профилактикой, а также с венерическими заболеваниями | лекция, лабораторная работа по определению типа кожи на разных участках тела | собеседование, конспект |
2 |
9 | Профилактика нервных и психических заболеваний | Закрепить знания о строении и функции нервной системы, сформировать понятие «стресса» как фактора, влияющего на здоровье, рассмотреть причины возникновения алкоголизма, наркомании, токсикомании как следствия нарушения психического здоровья | лекция с элементами беседы, лабораторная работа по определению колебания внимания при отсутствии установки на его удержание и при активной работе с объектом; определение объема памяти при механическом и логическом запоминании, при узнавании и воспроизведении, тренировка творческого воображения, выявление консерватизма мышления | проект «Психофизиологические особенности подросткового возраста» | 2 |
10 | Итоговое занятие | Оценить возможности обучения по данной программе | защита проекта, собеседование |
1 |
Продолжительность реализации – 18 часов.
Объем финансирования:
Смета расходов по реализации разработки
Необходимое оборудование | Стоимость |
---|---|
1. Перманганат калия 2. Трубчатый эластичный бинт 3. Лейкопластырь 4. Спиртовой раствор иода 5. Фонендоскоп 6. Термометр для измерения температуры воздуха 7. Бумага 8. Фломастеры ИТОГО: |
8 руб. 50 руб. 12 руб. 5 руб. 200 руб. 25 руб. 10 руб. 15 руб. 325 руб. |