Обучение грамоте в 1-м классе (интегрированный урок) "Буква П. Дифференциация букв П-Б. Состав числа 9. Решение задач на деление. Рассказ «Еж»"

Разделы: Начальная школа


Методическая цель: учить детей решать задачи на деление посредством моделирования; уяснить дифференциацию звуков п-б через развитие фонематического слуха, на основе наглядности рассмотреть состав числа 9.

Задачи:

  • познакомить учащихся с новыми парными согласными б-п;
  • помочь усвоить состав числа 9;
  • развивать внимание при буквенной записи слов, память, мышление;
  • совершенствовать навык чтения и письма.

Оборудование: касса букв, касса цифр, фишки для звуковой модели слова, демонстрационный дидактический материал, эмблемы животных, таблицы с составом числа 9, тетради для индивидуальной и дифференцированной работы “Я учусь считать”, “Я учусь писать и читать”.

Ход урока

  1. Организационный момент.

“Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все за парты тихо сели
И на доску посмотрели”

Распределение детей по группам: (на парте лежит эмблема)

  • 1-я группа – “медвежата” (низкий уровень)
  • 2-я группа – “бельчата” (средний уровень)
  • 3-я группа – “зайчата” (уровень выше среднего)
  1. Актуализация опорных знаний.
  • - С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (стихотворение)
  • -Какие звуки обозначают этой буквой? (согласный твёрдый [п], согласный мягкий [п*])

Игра “Собери слово”

От друзей – зверюшек Мудрая Сова услышала, что вы, ребята, вчера познакомились с буквой П . Сегодня она захотела побывать у вас на уроке и принесла вам загадку : “Из рассыпанных букв составьте слово, разделите его на слоги и поставьте ударение”.

Работа в тетради “Грамота” № 3, с.37

Пальчиковая разминка “Курочка пьёт водичку”

У доски “зайчонок” - консультант выполняет задания с первым словом, остальные пишут в тетрадях (кто уверен пишет ручкой, кто не уверен – карандашом)

На доске (буквы на скотче): САОИПГ – САПОГИ

  • -Сколько слогов? Где ударение? Охарактеризуйте в этом слове звук [п]
  • -Кто дал команду “будь твёрдым”?

Далее у доски “бельчонок ” ПРГИОИ – ПИРОГИ –характеристика звука [ п*]

По желанию далее аналогично: ППААК – ПАПКА КПТАЕ – ПАКЕТ

  1. Сообщение целей урока. Дифференциация звуков б-п.
  1. Сегодня мы узнаем, что у буквы П есть подружка. Они ходят за ручку, в паре и называются парными согласными. Надо быть очень внимательными при записи слов, чтобы их не перепутать.
  • -Посмотрите на этих подружек на первой рабочей строке тетради. Назовите вслух звуки, которые обозначают эти буквы.
  • -Чем похожи звуки? (согласные, работают губы, создавая преграду, твёрдые)
  • -Чем различаются ? (при произнесении звука [ б] работает горлышко, есть голос-звук звонкий; при произнесении звука [ п] горлышко не работает, голоса нет – этот звук глухой).
  1. Игра “подними -б- или -п-”, если она есть в диктуемых словах :
  • пакет,
  • банка,
  • белка,
  • петух,
  • пальто,
  • бегемот,
  • запах.

Физкультминутка

Две зелёные лягушки начинали потягушки.
Рано утром умывались, полотенцем растирались,
Влево, вправо наклонялись, и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет, всем друзьям физкульт- привет !

  1. Тетрадь “Грамота” № 3, с 37
  • -Вставьте пропущенные буквы : б или п
  • -Какие подсказки вам помогут? (заглавная буква; звоночек).
  • “зайчата” - ручкой
  • “бельчата” - кто уверен ручкой, нет – карандашом
  • “медвежата” - карандашом.
  • -Проверка. – Прочитайте слова со звонкой согласной б. Потом с глухой согласной буквой п.
  • -Прочитайте слова в которых три слога, два слога.
  1. Решение задач на деление. Работа по учебнику “Грамота” с. 149

(инсценирование текста задачи)

3 ребёнка в шапочках-масках бельчат и мама-белочка раздаёт им 9 шишек поровну (по одной). Текст задачи читает хорошо читающий ученик по учебнику с.149. Мама-белочка записывает решение задачи на доске, а дети цифрами выкладывают в учебнике решение задачи (9 : 3 = 3 (ш.))

  1. Работа в тетради “Грамота” № 3 с.38

а) решение задачи (выложить фишки на картинки (по одной) и ответить на вопрос задачи)

  • -Прочитайте имена детей.
  • -Посчитайте, сколько орехов приготовлено для детей (12). Записать это число в тетрадь.

1 ученик записывает решение на доске, остальные - в тетрадь.

б)- Послушайте задачу. Моделирование. (1 ученик у доски). Учитель читает задачу по тетради.

На доске:

0 0 0 0 - 0 0 0 - 0 0 0 0
? ябл. бан. груши

(Дети на парте отодвигают по очереди фишки)

-Что ещё надо сделать? (нарисовать треугольники – 4 шт.)

  1. Состав числа 9. (или карточки с составом числа 9)

-Возьмите 9 фишек. Разложите их в две руки (или на парте в разные стороны). По одному выходите к доске и записывайте свой вариант цифрой из кассы.

Физкультминутка “Кузнечики”

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики.
Сели. Травушку покушали. Встали. Тишину послушали.
Выше, выше, высоко прыгай на носках легко.

  1. Работа по учебнику “Грамота” с. 148

(работа в парах)

  • -Составить с помощью звуковых фишек из кассы букв слово, выбирая нужные звуки из схем слов левого столбца;
  • -Проверить свою работу, выбирая звуки из схем слов правого столбца
  • -Назвать получившееся слово (павлин) – показать картинку

Погляди, павлин какой!
Хвост как веер расписной.
Не гордись, павлин, хвостом –
Прослывёшь большим глупцом.

  • - Сколько в этом слове слогов ? (2)
  1. Чтение начала рассказа “Ёж” с. 150

По “цепочке” хорошо читающими детьми “зайчата” и “бельчата”

  1. Работа по тексту. Отвечают “медвежата”
  • -Кого заметил автор?
  • -Что сделал ёжик?
  • -Как вёл себя ёжик в воде?
  • -Как поступил автор?
  • -Что любят ёжики?
  1. Самостоятельная работа.

Тетрадь “Я учусь считать” с.38 № 97. Решить примеры, соединить ответы по порядку.

  • “зайчата”, “бельчата” - ручкой
  • “медвежата” - карандашом, с помощью линейки.
  1. Обобщение.

Тетрадь “Я учусь писать и читать” с.49,50

  • “зайчата” составляют слово с.50 (парус)
  • “бельчата” вставить буквы в слова, с.49
  • “медвежата” - подчеркнуть найденное слово. С.50
  1. Итог урока. Вопросы Мудрой Совы:
  • -Какую новую пару звуков по глухости-звонкости запомнили?
  • -Что помогало решать задачи на деление?
  • -Какой рассказ начали читать?
  • -Кто был быстрее на уроке: “зайчата”, “бельчата” или “медвежата”?
  1. Рефлексия.

-Подарите лучик солнышку, которому соответствует настроение после этого урока. Объясните, почему?