Методическая цель: учить детей решать задачи на деление посредством моделирования; уяснить дифференциацию звуков п-б через развитие фонематического слуха, на основе наглядности рассмотреть состав числа 9.
Задачи:
- познакомить учащихся с новыми парными согласными б-п;
- помочь усвоить состав числа 9;
- развивать внимание при буквенной записи слов, память, мышление;
- совершенствовать навык чтения и письма.
Оборудование: касса букв, касса цифр, фишки для звуковой модели слова, демонстрационный дидактический материал, эмблемы животных, таблицы с составом числа 9, тетради для индивидуальной и дифференцированной работы “Я учусь считать”, “Я учусь писать и читать”.
Ход урока
- Организационный момент.
“Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все за парты тихо сели
И на доску посмотрели”
Распределение детей по группам: (на парте лежит эмблема)
- 1-я группа – “медвежата” (низкий уровень)
- 2-я группа – “бельчата” (средний уровень)
- 3-я группа – “зайчата” (уровень выше среднего)
- Актуализация опорных знаний.
- - С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (стихотворение)
- -Какие звуки обозначают этой буквой? (согласный твёрдый [п], согласный мягкий [п*])
Игра “Собери слово”
От друзей – зверюшек Мудрая Сова услышала, что вы, ребята, вчера познакомились с буквой П . Сегодня она захотела побывать у вас на уроке и принесла вам загадку : “Из рассыпанных букв составьте слово, разделите его на слоги и поставьте ударение”.
Работа в тетради “Грамота” № 3, с.37
Пальчиковая разминка “Курочка пьёт водичку”
У доски “зайчонок” - консультант выполняет задания с первым словом, остальные пишут в тетрадях (кто уверен пишет ручкой, кто не уверен – карандашом)
На доске (буквы на скотче): САОИПГ – САПОГИ
- -Сколько слогов? Где ударение? Охарактеризуйте в этом слове звук [п]
- -Кто дал команду “будь твёрдым”?
Далее у доски “бельчонок ” ПРГИОИ – ПИРОГИ –характеристика звука [ п*]
По желанию далее аналогично: ППААК – ПАПКА КПТАЕ – ПАКЕТ
- Сообщение целей урока. Дифференциация звуков б-п.
- Сегодня мы узнаем, что у буквы П есть подружка. Они ходят за ручку, в паре и называются парными согласными. Надо быть очень внимательными при записи слов, чтобы их не перепутать.
- -Посмотрите на этих подружек на первой рабочей строке тетради. Назовите вслух звуки, которые обозначают эти буквы.
- -Чем похожи звуки? (согласные, работают губы, создавая преграду, твёрдые)
- -Чем различаются ? (при произнесении звука [ б] работает горлышко, есть голос-звук звонкий; при произнесении звука [ п] горлышко не работает, голоса нет – этот звук глухой).
- Игра “подними -б- или -п-”, если она есть в диктуемых словах :
- пакет,
- банка,
- белка,
- петух,
- пальто,
- бегемот,
- запах.
Физкультминутка
Две зелёные лягушки начинали потягушки.
Рано утром умывались, полотенцем растирались,
Влево, вправо наклонялись, и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет, всем друзьям физкульт- привет !
- Тетрадь “Грамота” № 3, с 37
- -Вставьте пропущенные буквы : б или п
- -Какие подсказки вам помогут? (заглавная буква; звоночек).
- “зайчата” - ручкой
- “бельчата” - кто уверен ручкой, нет – карандашом
- “медвежата” - карандашом.
- -Проверка. – Прочитайте слова со звонкой согласной б. Потом с глухой согласной буквой п.
- -Прочитайте слова в которых три слога, два слога.
- Решение задач на деление. Работа по учебнику “Грамота” с. 149
(инсценирование текста задачи)
3 ребёнка в шапочках-масках бельчат и мама-белочка раздаёт им 9 шишек поровну (по одной). Текст задачи читает хорошо читающий ученик по учебнику с.149. Мама-белочка записывает решение задачи на доске, а дети цифрами выкладывают в учебнике решение задачи (9 : 3 = 3 (ш.))
- Работа в тетради “Грамота” № 3 с.38
а) решение задачи (выложить фишки на картинки (по одной) и ответить на вопрос задачи)
- -Прочитайте имена детей.
- -Посчитайте, сколько орехов приготовлено для детей (12). Записать это число в тетрадь.
1 ученик записывает решение на доске, остальные - в тетрадь.
б)- Послушайте задачу. Моделирование. (1 ученик у доски). Учитель читает задачу по тетради.
На доске:
0 0 0 0 | - 0 0 0 | - 0 0 0 0 |
? ябл. | бан. | груши |
(Дети на парте отодвигают по очереди фишки)
-Что ещё надо сделать? (нарисовать треугольники – 4 шт.)
- Состав числа 9. (или карточки с составом числа 9)
-Возьмите 9 фишек. Разложите их в две руки (или на парте в разные стороны). По одному выходите к доске и записывайте свой вариант цифрой из кассы.
Физкультминутка “Кузнечики”
Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики.
Сели. Травушку покушали. Встали. Тишину послушали.
Выше, выше, высоко прыгай на носках легко.
- Работа по учебнику “Грамота” с. 148
(работа в парах)
- -Составить с помощью звуковых фишек из кассы букв слово, выбирая нужные звуки из схем слов левого столбца;
- -Проверить свою работу, выбирая звуки из схем слов правого столбца
- -Назвать получившееся слово (павлин) – показать картинку
Погляди, павлин какой!
Хвост как веер расписной.
Не гордись, павлин, хвостом –
Прослывёшь большим глупцом.
- - Сколько в этом слове слогов ? (2)
- Чтение начала рассказа “Ёж” с. 150
По “цепочке” хорошо читающими детьми “зайчата” и “бельчата”
- Работа по тексту. Отвечают “медвежата”
- -Кого заметил автор?
- -Что сделал ёжик?
- -Как вёл себя ёжик в воде?
- -Как поступил автор?
- -Что любят ёжики?
- Самостоятельная работа.
Тетрадь “Я учусь считать” с.38 № 97. Решить примеры, соединить ответы по порядку.
- “зайчата”, “бельчата” - ручкой
- “медвежата” - карандашом, с помощью линейки.
- Обобщение.
Тетрадь “Я учусь писать и читать” с.49,50
- “зайчата” составляют слово с.50 (парус)
- “бельчата” вставить буквы в слова, с.49
- “медвежата” - подчеркнуть найденное слово. С.50
- Итог урока. Вопросы Мудрой Совы:
- -Какую новую пару звуков по глухости-звонкости запомнили?
- -Что помогало решать задачи на деление?
- -Какой рассказ начали читать?
- -Кто был быстрее на уроке: “зайчата”, “бельчата” или “медвежата”?
- Рефлексия.
-Подарите лучик солнышку, которому соответствует настроение после этого урока. Объясните, почему?