Урок музыки по теме "Танец" (2-й класс)

Разделы: Музыка

Класс: 2


Цель урока: Формирование музыкальной культуры школьников как важной части духовной культуры.

Задачи урока:

  • Продолжить знакомство с музыкальными жанрами, расширить представление о музыкальном жанре – танец.
  • Воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству;
  • Развивать вокально-хоровые навыки.

Используемый материал:

  • Рахманинов С. “Полька”
  • Шопен “Полонез ля мажор”
  • Шопен “Мазурка”
  • Чайковский П. “Вальс” из балета “Спящая красавица”
  • Чайковский П. “Вальс”
  • Адлер “Песенка менуэта”

Презентация.

  1. Организационный момент. Построение учащихся перед классом. Вход в класс под музыку.
  2. Работа по теме урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! (учитель играет нисходящее ре минорное трезвучие, по два раза каждый звук)

Ученики: Здравствуйте! (при ответе учащихся учитель играет нисходящее ре минорное трезвучие).

Учитель: Мы начинаем урок! Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с музыкальным жанром - танец. Скажите, когда люди танцуют?

Ученики: Когда праздник, когда весело, на утренниках …

Учитель: А какие танцы вы знаете?

Ученики: вальс, полька…

Учитель: Да! И первый танец, с которым мы сегодня познакомимся – это полонез. (Звучит “Полонез” Шопена)/ В переводе на русский язык название танца звучит просто как слово “польский”. Как вы думаете, в какой стране появился этот танец?

Ученики: в Польше!

Учитель: Действительно, этот танец пришёл к нам из Польши. Старинный польский танец торжественного характера, в котором раньше участвовали одни воины-рыцари. С 16 века полонез известен как придворный танец в странах Европы. Полонез - совсем простой танец, представляет он собой что-то вроде парадного шага. Поэтому он имеет второе название – танец-шествие.

Учитель: И следующий танец тоже пришел из Польши.

Ученик:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком.

Учитель: Это - мазурка. Думаю, что мало кто знает, откуда возникло название этого танца. Мазурка – танец, который пришёл из Польши. Там есть область Мазовия, а люди, проживающие в этой области, назывались мазурами. Танец получил своё название по наименованию местных жителей – мазурка. Какой характер у мазурки? (Звучит “Мазурка” Шопена).

Ответы учащихся.

Учитель: А следующий танец часто считают польским танцем, хотя это неправда, так как полька появился в Чехии. Слово “Полька” по-чешски означает “полшага”. Танцуют его парами по кругу, передвигаясь мелкими и быстрыми прыжками. Итак, я приглашаю всех любителей польки на танец! Дети выполняют движения по показу учителя. (Звучит “Полька” Рахманинова).

Учитель: Когда-то очень давно любили танцевать старинный танец менуэт. А в какой стране появился менуэт, вы сейчас сами узнаете. (Учитель исполняет песню Адлера “Менуэт”).

Учитель: В какой стране появился менуэт?

Ученики: во Франции.

Учитель: Совершенно правильно. Менуэт – это французский танец, характеризующийся большим количеством поклонов и реверансов. (Разучивание песни. 1 этап работы над пеней.)

Ученик:

Об этом танце сказано не мало.
Он в песнях и стихах воспет!
И сколько б танцев не бывало.
А лучше и красивей вальса нет!

Учитель: Слово “Вальс” в переводе с немецкого значит “вертящийся”, “кружащийся”. Действительно, когда мы слушаем вальс, то в нашем воображении возникает какое-то кружение. Вальс появился давным-давно – более 200 лет назад. Но и по сей день он не уступает в популярности новым модным танцам. Кто же придумал вальс? Мы не можем ответить на этот вопрос, потому что вальс придумал не один человек, а тысячи. А жили эти люди в маленьких городках Германии и Австрии - “ландаль”, что означает провинция. Именно там и родился танец, который назвали лендлер. Попав в музыкальную столицу мира – Вену, танец получил название вальс. (Звучит вальс из балета “Спящая красавица”). Этот вальс написал известный вам русский композитор П.И.Чайковский. П.Чайковский написал много красивых вальсов, и один из вальсов мы сейчас прослушали. Какой характер у вальса?

Ответы учащихся.

Учитель: я предлагаю поиграть вам в игру-соревнавание “Кто лучше изобразит вальс?” (Дети участвуют по желанию. Звучит “Вальс” П.Чайковского)

Учитель: Молодцы! Ребята, какой “кит” у нас сегодня в гостях?

Ученики: Танец.

Учитель: С какими танцами мы сегодня познакомились?

Ученики: Полонез, мазурка, полька, менуэт, вальс.

Учитель: Танец открывает двери в любую музыку. С помощью танца мы войдём в двери любой симфонии, балета. И закончить этот урок хочу следующими словами:

О, танец! Ты – великое творенье,
Прекрасней ничего на свете нет,
Чем торжество любви и вдохновенья,
Оваций восхитительный букет!
Мазурка, полонез и полька,
Король всех танцев старый, добрый вальс.
И музыки чарующая сила
Несет и кружит в звездном вихре нас!

Выход под “Итальянскую польку”.

Приложение.