Цель: Научить приёмам построения. Воспитать аккуратность в работе. Развивать пространственное воображение.
Задачи урока: Познакомить детей готическим стилем, его художественными особенностями; Выработать у учащихся навыки восприятия и умения передавать в рисунке целостность общей формы рисуемой модели, её пропорции и детали; Развивать эстетическое восприятие, образное мышление и воображение у детей.
Методы: Демонстрация фильма, наглядных учебных пособий. Практическая работа.
Оборудование: Альбом, краски или фломастеры, циркуль, простой карандаш, угольник, репродукции средневековых замков, витражи соборов, видеофильм, тесты.
План урока:
- Организационная часть.
- Просмотр видеофильма
- Объяснение последовательности выполнения задания.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Тестирование.
- Подведение итогов работы.
Ход урока
Урок начинаю с проверки готовности класса к работе. Объясняю тему урока. Цель.
Беседу начинаю с цитаты Виктора Гюго: «Готика - Религиозная история человечества, Готический собор - это огромная книга. Башни, словно руки, тянущиеся к господу нашему.»
Давайте мысленно перенесёмся на века назад и погрузимся в средневековье. Попробуйте представить себе эстетические идеалы того времени, иное понимание человека и меры его ценностей. На ваших партах лежат папки, познакомьтесь с программой вашей деятельности. Приступаем к первому этапу программы вашей деятельности.
I этап урока. Просмотр видеофильма. (диск – Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства, раздел «Экскурсии» - Готика)
В результате просмотра учебно-познавательного фильма ученики должны ответить на вопросы:
1) Какой элемент на фасадах готических соборах является общим для всех?
2) Родина возникновения Готики?
3) Чем украшались соборы?
4) В каких странах были построены соборы в готическом стиле?
Просмотр видеофильма.
В процессе просмотра видеофильма ребята узнают о причинах возникновения данного стиля. Художественная картина средневекового общества отличается от этических и эстетических идеалов античности. Средневековье создало иное понимание человека и меры его ценностей. Огромное влияние на искусство, философию оказало христианство. Христианское учение о существовании двух миров – высшего, божественного и духовного, и низшего мира земной реальности – обнажило и противоречия между двумя природами человеческой натуры – духовной и телесной, материальной.
Такой всеобъемлющий взгляд на мир нашёл отражение в огромных синтетических ансамблях, в грандиозных храмах с сотнями статуй и множество росписей. Самыми значительными сооружениями готического стиля были, прежде всего, соборы. В образе собора проявилось новое представление о мире – динамическая устремлённость ввысь всех форм храма была порождена «стремлением души к небу». Готическая скульптура – органическая часть архитектуры собора. Композиционный и идейный замысел был подчинён разработанной теологами программе (в зримых формах представлялась религиозная история человечества). Высшее достижение готической архитектуры соборы: Шартрского, Реймского и Амьенского – они насчитывали более двух тысяч скульптурных произведений. Здесь вырабатывались классические приёмы скульптурного декора, и разрабатывался синтез всех искусств под эгидой архитектуры. Важную роль в оформлении интерьера готического собора играло его светоцветовое решение (окно-роза, витраж). Техника витража, позволявшая сочетать цветовое и световое начало живописи, сообщала этим композициям повышенную эмоциональность. Огненные цвета граната, густо алые, красные, жёлтые, зелёные, ультрамариновые, голубые и тёмно синие стёкла, вырезанные соответственно контуру рисунка, пропуская наружный свет, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма.
II этап урока. Построение окна-розы.
Что общего в соборах Готического стиля? Правильно! На главном фасаде соборов украшением является окно-роза. (показываю на стенде сегодня на уроке) Переходим к следующему этапу нашей программы деятельности. Мы сейчас станем мастерами по изготовлению витражей. А для этого познакомимся с азами построения чертежа окна-розы.
Задание: Построить окно-розу. Выполнить имитацию витража (эскиз).
Для построения нам понадобится простой карандаш, угольник с углом 45◦, циркуль, формат.
- Строим координатные оси по центру вашего формата, сначала вертикальную, а затем горизонтальную. Длинной оси 160х160 мм.
- Строим биссектрису угла – под углом 45◦, с права вниз, затем слева.
- Радиусом 80 мм строим окружность.
- Следующим нашим построением будет деление окружности на равные части - они образуют лепестки окна-розы. Приведу пример построения. Поставьте опорную ножку циркуля в пересечение окружности с горизонтальной осью окружности, раскройте циркуль до верхней точки пересечения вертикальной оси с окружностью - проводим дугу. Меняем положение циркуля в противоположную сторону, проводим дугу этим же радиусом. Из каждой точки пересечения осей с окружностью проводим дуги. Как вы видите, у нас с вами, получилось деление окружности в виде цветка, ему не хватает центра - произвольным радиусом проводим окружность внутри лепестков. Так как это витраж окна – розы выполняем раму.
Предлагаю вам вспомнить из черчения тему: деление окружности на равные части. Посмотрите пример на доске деление окружность на 3, 4, 6, 8, 12 частей. С помощью вписанных фигур в окружность предлагаю составить имитацию окна-розы.
III этап урока. Индивидуальное творчество учащихся в цвете.
Работать в цвете будем следующим образом. Делю класс на три группы. Первая группа «Сдержанность» выполняет эскиз витража в холодной гамме, вторая «Восторг» в тёплой, а третья «Цвет радуги» использует все цвета радуги. Цветовое решение получается у каждой группы своё, узор витража зависит от их фантазии, единственное условие: по часовой стрелке закрашивать элементы лепестков через один. Демонстрирую образец. Приглашаю одного ученика к доске – закончить работу. Выполнить работу в цвете за 10 минут.
Для нестандартной оценки работ учащихся я предлагаю им прикрепить свои работы на фасад собора, например: на главный фасад работы 1 группы, на боковой 2–3 группы, этим самым получаем просмотр работ по следующим номинациям:
«Цвет радуги»
«Сдержанность» холодные тона
«Восторг» тёплые тона
Вы успешно справились с практической работой. Переходим к следующему этапу проверке полученных на уроке знаний с помощью тестового задания.
IV этап урока. Тестирование.
Внимательно прочитайте вопросы и предложенные варианты ответов. В графе справа поставьте значок «+», если считаете данный ответ правильным. На выполнение теста вам дается 5 минут.
Время закончилось. Передайте свой тест по часовой стрелке своему соседу для взаимопроверки. На мониторе компьютера сейчас появится образец с правильными ответами. Будьте внимательны и объективны при проверке и выставлении оценки.
Оценивается данный тест следующим образом. Если вы ответили правильно на пять вопросов оценка – «5», если на четыре вопроса оценка – «4», если на три и меньше вопросов оценка – «3».
(тест «Готика» см. Приложение)
V этап урока. Подведение итогов.
Передайте тесты обратно, посмотрите свои допущенные ошибки.
Поднимите руки, кто написал тест на «5»- ________________
Кто написал тест на «4»- ________________
Кто написал тест на «3»- ________________
Фиксирую на доске количество полученных «5»; «4»; «3» и т.д.
Подвожу итог урока (практической и теоретической части). Благодарю ребят за то, что они прекрасно справились с предложенной работой по теме.
Предлагаю просмотреть анонс, что ждёт их на следующем уроке.
Домашнее задание: Создать окно – розу 21 века.
На протяжении всего урока звучит мюзикл «Нотр-Дам».