Открытый урок по изобразительному искусству на тему "Готика" (8-й класс)

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 8


Цель:  Научить приёмам построения. Воспитать аккуратность в работе. Развивать пространственное воображение.

Задачи урока: Познакомить детей готическим стилем, его художественными особенностями; Выработать у учащихся навыки восприятия и умения передавать в рисунке целостность общей формы рисуемой модели, её пропорции и детали; Развивать эстетическое восприятие,  образное мышление и воображение у детей.

Методы: Демонстрация фильма, наглядных учебных пособий. Практическая работа.

Оборудование: Альбом, краски или фломастеры, циркуль, простой карандаш, угольник, репродукции средневековых замков, витражи соборов, видеофильм, тесты.

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Просмотр видеофильма
  3. Объяснение последовательности выполнения задания.
  4. Самостоятельная работа учащихся.
  5. Тестирование.
  6. Подведение итогов работы.

Ход урока

Урок начинаю с проверки готовности класса к работе. Объясняю тему урока. Цель.

Беседу начинаю с цитаты Виктора Гюго: «Готика - Религиозная история человечества, Готический собор - это огромная книга. Башни, словно руки, тянущиеся к господу нашему

Давайте мысленно перенесёмся на века назад и погрузимся в средневековье. Попробуйте представить себе эстетические идеалы того времени, иное понимание человека и меры его ценностей. На ваших партах лежат папки, познакомьтесь с программой вашей деятельности. Приступаем к первому этапу программы вашей деятельности.

 

I этап урока. Просмотр видеофильма. (диск – Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства, раздел «Экскурсии» - Готика)

В результате просмотра учебно-познавательного фильма ученики должны ответить на вопросы:

1) Какой элемент на фасадах готических соборах является общим для всех?

2) Родина возникновения Готики?

3) Чем украшались соборы?

4) В каких странах были построены соборы в готическом стиле?

Просмотр видеофильма.

В процессе просмотра видеофильма ребята узнают о причинах возникновения данного стиля. Художественная картина средневекового общества отличается от этических и эстетических идеалов античности. Средневековье создало иное понимание человека и меры его ценностей. Огромное влияние на искусство, философию оказало христианство. Христианское учение о существовании двух миров – высшего, божественного и духовного, и низшего мира земной реальности – обнажило и противоречия между двумя природами человеческой натуры – духовной и телесной, материальной.

Такой всеобъемлющий взгляд на мир нашёл отражение в огромных синтетических ансамблях, в грандиозных храмах с сотнями статуй и множество росписей. Самыми значительными сооружениями готического стиля были, прежде всего, соборы. В образе собора проявилось новое представление о мире – динамическая устремлённость ввысь всех форм храма была порождена «стремлением души к небу». Готическая скульптура – органическая часть архитектуры собора. Композиционный и идейный замысел был подчинён разработанной теологами программе (в зримых формах представлялась религиозная история человечества). Высшее достижение готической архитектуры соборы: Шартрского, Реймского и Амьенского – они насчитывали более двух тысяч скульптурных произведений. Здесь вырабатывались классические приёмы скульптурного декора, и разрабатывался синтез всех искусств под эгидой архитектуры. Важную роль в оформлении интерьера готического собора играло его светоцветовое решение (окно-роза, витраж). Техника витража, позволявшая сочетать цветовое и световое начало живописи, сообщала этим композициям повышенную эмоциональность. Огненные цвета граната, густо алые, красные, жёлтые, зелёные, ультрамариновые, голубые и тёмно синие стёкла, вырезанные соответственно контуру рисунка, пропуская наружный свет, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма.

 

II этап урока. Построение окна-розы.

Что общего в соборах Готического стиля? Правильно! На главном фасаде соборов украшением является  окно-роза. (показываю на стенде сегодня на уроке) Переходим к следующему этапу нашей программы деятельности. Мы сейчас станем мастерами по изготовлению витражей. А для этого познакомимся с азами построения чертежа окна-розы.

Задание: Построить окно-розу. Выполнить имитацию витража (эскиз).

Для построения нам понадобится простой карандаш, угольник с углом 45◦, циркуль, формат.

  1. Строим координатные оси по центру вашего формата, сначала вертикальную, а затем горизонтальную. Длинной оси 160х160 мм.
  2. Строим биссектрису угла – под углом 45◦, с права  вниз, затем слева.
  3. Радиусом 80 мм строим окружность.
  1. Следующим нашим построением будет деление окружности на равные части - они образуют лепестки окна-розы. Приведу пример построения. Поставьте опорную ножку циркуля в пересечение окружности с горизонтальной осью окружности, раскройте циркуль до верхней точки пересечения вертикальной оси с окружностью - проводим дугу. Меняем  положение циркуля в противоположную сторону, проводим дугу этим же радиусом. Из каждой точки пересечения осей с окружностью проводим дуги. Как вы видите, у нас с вами, получилось деление окружности в виде  цветка, ему не хватает центра - произвольным радиусом проводим окружность внутри лепестков. Так как это витраж окна – розы выполняем раму.

Предлагаю вам вспомнить из черчения тему: деление окружности на равные части. Посмотрите пример на доске деление окружность на 3, 4, 6, 8, 12 частей. С помощью вписанных фигур в окружность предлагаю составить имитацию окна-розы.

 

III этап урока. Индивидуальное творчество учащихся в цвете.

Работать в цвете будем следующим образом. Делю класс на три группы. Первая группа «Сдержанность» выполняет эскиз витража в холодной гамме, вторая «Восторг» в тёплой, а третья «Цвет радуги» использует все цвета радуги. Цветовое решение получается у каждой группы своё, узор витража зависит от их фантазии, единственное условие: по часовой стрелке закрашивать элементы лепестков через один. Демонстрирую образец. Приглашаю одного ученика к доске – закончить работу. Выполнить  работу в цвете за 10 минут.

Для нестандартной оценки  работ учащихся я предлагаю им прикрепить свои работы на фасад собора, например: на главный фасад работы 1 группы, на боковой 2–3 группы, этим самым получаем  просмотр работ по следующим номинациям

«Цвет радуги»

«Сдержанность» холодные тона

«Восторг» тёплые тона

Вы успешно справились с практической работой. Переходим к следующему этапу проверке полученных на уроке знаний с помощью тестового задания.

 

IV этап урока. Тестирование.

Внимательно прочитайте вопросы и предложенные варианты ответов. В графе справа поставьте значок  «+», если считаете данный ответ правильным. На выполнение теста вам дается 5 минут.

Время закончилось. Передайте свой тест по часовой стрелке своему соседу для взаимопроверки. На мониторе компьютера сейчас появится образец с правильными ответами. Будьте внимательны и объективны при проверке и выставлении оценки.

Оценивается данный тест следующим образом. Если вы ответили правильно на пять вопросов оценка – «5», если на четыре вопроса оценка – «4», если на три и меньше вопросов оценка – «3».

(тест «Готика» см. Приложение)

 

V этап урока. Подведение итогов.

Передайте тесты обратно, посмотрите свои допущенные ошибки.

Поднимите руки, кто написал тест на «5»- ________________

Кто написал тест на «4»- ________________

Кто написал тест на «3»- ________________

Фиксирую на доске количество полученных «5»; «4»; «3» и т.д.

Подвожу итог урока (практической и теоретической части). Благодарю ребят за то, что они прекрасно справились с предложенной работой по теме.

Предлагаю просмотреть анонс, что ждёт их на следующем уроке.

Домашнее задание: Создать окно – розу 21 века.

На протяжении всего урока звучит мюзикл «Нотр-Дам».