Взаимодействие специалистов по формированию пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения через ритмические композиции

Разделы: Работа с дошкольниками


Характеристика особенностей движений и пространственной ориентировки указывает на необходимость создания коррекционно-педагогической среды, обеспечивающий достаточную тренировку детей с нарушением зрения в основных упражнениях на этапе их формирования, пропедевтическую подготовку к их усвоению, индивидуальную дозированную нагрузку на организм с целью совершенствования двигательных навыков и умений.

Использование оздоровительных технологий по взаимодействию со специалистами ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов деятельности в педагогическом процессе.

Предлагаемые формы – “ритмические композиции” используются не только на физкультурных и музыкальных занятиях, но и на утренней зарядке, гимнастике после сна на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, самостоятельных играх.

Таким образом, применение “ритмических композиций” позволяет каждому педагогу определить место их использования и в содействии с этим “конструировать” из отдельных композиций необходимую форму занятий с детьми.

Такой подход дает возможность использовать данный материал не только как средство развития двигательных и музыкальных способностей детей, но и как игровой тренинг психических процессов - внимания, памяти, воли, также как средство расслабления (самомассаж) и повышения психофизического тонуса.

В подготовительной группе дети с нарушением зрения самостоятельно находят свободное место в зале, строятся в шеренги, колонны, перестраиваются в круг, становятся в пары и друг за другом, в несколько приемов, самостоятельно выполняют перестроения, моделируют их на плоскости листа.

Коррекционные задачи:

  • развивать навыки пространственного ориентирования, координации движений, вестибулярный аппарат;
  • добиваться правильного выполнения танцевально – ритмических движений. Соблюдать чувство ритма и такта;
  • укреплять мышечный корсет;
  • развивать волевые качества, силу, выносливость;
  • воспитывать сплоченность, организованность и чувство товарищества.

Оборудование:

  • Маршрутный лист с графическим изображением спортивных станций, мешочки, мячи, обручи по количеству детей.
  • В качестве музыкального сопровождения используется фортепиано.

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку. Построение в шеренгу.

Инструктор по физической культуре:

Нас солнца луч смешит и дразнит.
Нам нынче весело с утра.
Сегодня здесь чудесный праздник
И главный гость на нем игра.
Ритмика плюс пластика,
Да ещё гимнастика,
Танцы да ещё массаж
Вот так чудо – ералаш.

Всех сегодня ждет удивительное путешествие в страну Спортландию. Вы хотите туда отправиться? Для путешествия возьмем приглашение-маршрутный лист. Сколько всего станций? Дети считают (6 станций). Отправляемся!

Первая станция: “Ритмопластика”

Шагаем, шагаем,
Уверенно вперед.
Узнаем, узнаем,
Как пластика живет.

Ходьба под музыку: 1,2,3, - стоп стоя на месте, дети выполняют три хлопка – пауза в движении, при ходьбе 1,2,3, - простой шаг, 4 отвести носок в сторону. Затем с другой ноги.

Вторая станция: “Аэробика”

Посмотри, какие дети!
Дети лучшие на свете.
Надо мне, ребята знать
Как в аэробику играть.

Общеразвивающие упражнения под музыку.

  1. Упражнение. Исходное положение – основная стойка.
  • наклонить голову вправо;
  • прямо;
  • влево;
  • прямо;

Дозировка: 6 – 8 раз.

  1. Упражнение. Исходное положение – основная стойка, руки на поясе;
  • подняться на носки;
  • зафиксировать позу;
  • исходное положение.

Дозировка: 6 – 8 раз.

  1. Упражнение. Исходное положение – стойка ноги в рознь, руки в стороны;
  • поворот вправо влево, руки за спину;
  • исходное положение.
  • тоже в другую сторону.
  • выдох, вдох.

Дозировка: 7 раз.

  1. Упражнение. Исходное положение – основная стойка, руки на поясе;
  • поднять, согнув ногу;
  • отвести колено в сторону;
  • колено вперед;
  • исходное положение.
  • тоже другой ногой.

Дозировка: 5- 6 раз.

  1. Упражнение. Исходное положение – стойка ноги в рознь, руки в стороны;
  • наклон вперед с поворотом к правой ноге с хлопком между ног;
  • исходное положение;
  • тоже к другой ноге.

Дозировка: 6 – 8 раз.

  1. Упражнение. Исходное положение – основная стойка.
  • правая рука и нога вперед;
  • исходное положение;
  • левая рука и нога вперед;
  • исходное положение;

Дозировка: 6 – 8 раз.

  1. Упражнение. Исходное положение – основная стойка.
  • 3 пружинящих приседания вниз;
  • исходное положение;

Дозировка: 6 – 8 раз.

  1. Упражнение. Прыжки на двух ногах:
  • 4 прыжка влево вокруг себя;
  • 4 прыжка вправо вокруг себя;

Дозировка: 5- 6 раз.

Коррекционная минутка для глаз “ Моргунчики”:

Мы моргали,
Мы моргали
Наши глазки так устали.
Мы немножко отдохнем,
На минуточку замрем
И опять моргать начнем.

Третья станция: “ Спортивный кросс”

Спортивный кросс мы начинаем,
Всем здоровья пожелаем.
Мы возьмем сейчас мячи
Ай, да дети - силачи!

  1. Равновесие:
  • стоя в шеренге катить мяч, толкая его одной ногой, на другой ноге подскакивать. Руки на поясе. (Дозировка 3-4 раза).
  • лежа на животе с мячом в вытянутых руках за головой. Перевернуться на спину, руками не касаясь пола. (Дозировка 5-6 раз.)
  1. Укрепление мышц пресса:
  • работа с мешочками: из положения сидя на коленях, подтягивать руками мешочек к себе, затем от себя до изгиба в позвоночнике. (Дозировка 4-5 раз.)
  • из положения сидя, руки в упоре сзади, согнуть ноги в коленях, взять мешочек, поднять его, выпрямить ноги, положить мешочек на пол. (Дозировка 5-6 раз).

Четвертая станция: “ Игротека”

Подвижная игра “Катушка”. (Движение по спирали медленно, затем быстро)

Эх, катушка - ты катушка,
Ты хорошая игрушка.
Станем мы тебя вертеть,
Начинай-ка ты худеть!

Пятая станция: “Самомассаж”

Эй, кто стоит там в стороне,
Скорей сюда, скорей ко мне!
А ну быстрей, лови кураж,
Ведь впереди у нас массаж.

Был у зайки огород, - поглаживание тела.
Ровненькие грядки.
Там играл зимой в снежки, - поколачивание.
Ну а летом в прятки.
А весною в огород
Зайка с радостью идет! – пружинка.
Но сначала все вскопает, – пощипывания.
А потом все разровняет. – поглаживание.
Семена просеет ловко
И пойдет сажать морковку.
Ямка – семя, - постукивание пальчиком и кулачком.
Ямка – семя.
Закопает, разровняет - поглаживание.
И глядишь
На грядках вновь
Вырастут горох, морковь. - встать на носки.
А как осень подойдет - руки в стороны.
Урожай свой соберет. - обнять себя за плечи.

Шестая станция: “Спортивные танцы”

Мы пришли по приглашенью
И с хорошим настроеньем.
Танцы – это класс,
Мы танцуем здесь сейчас.
Пластический этюд с обручами.
Праздника прошла пора,
Скажем спорту мы УРА!
Вам было интересно? ... ДА!

 Литература:

  1. Плаксина Л.И. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. М., “ГороД”, 1999.
  2. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Нижний – Новгород “Перспектива”. 2001.
  3. Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие. М., “ВЛАДОС”, 2001.
  4. Ритмическая мозаика под редакцией Бурениной А. И.