Урок-образ "Великие географические открытия" (7-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Тип урока: урок-образ (подход к изучению нового материала)

Форма урока: урок-мотивация

Тема урока: Великие географические открытия

Цель урока: Создать целостное образное опережающее представление о теме “Начало Нового времени и ВГО” для пробуждения духовного мира учащихся как неотъемлемой части мотивации к обучению предмету истории.

Задачи урока:

  1. Создать условия, в которых личный опыт учащихся очищается от бытовых нагромождений и восходит на уровень символов и знаков явлений истории и культуры. (Воспитательная)
  2. С помощью триединства средств: слово, наглядность, жест, музыка – сформировать целостное восприятие исторического менталитета и духовности эпохи ВГО. (Развивающая)
  3. Используя прием закономерности нарастания интереса аппелировать к эмоционально-духовной сфере личности школьников для создания у них положительной мотивации к активному восприятию знаньевой составляющей темы. (Образовательная)

Основные методы урока: метод создания образа, метод нарастания интереса

Конструктор урока: Основные компоненты урока – микромодули (части):

А – Микромодуль мотивации;
Б – Микромодуль- образ;
В – Микромодуль-анализ;
Г – Микромодуль событийно-практический;
Д – Микромодуль-проповедь.

А – 15 минут.

Цель: создать условия для восхождения стихийного детского личностного опыта на уровне знаков и символов всей темы, т.е. создания образа.

Задача: Определить маршрут основных открытий 15 в. и имена величайших мореплавателей.

Методы: Аппликация; чтение карты.

Средства: запись звуков моря; макет каравеллы.

Учитель: Сегодня мы будем говорить о самом интересном периоде раннего Нового времени – эпохе ВГО. Они ведь не зря названы великими. Вы прекрасно представляете, что открытие новых земель, целых континентов невозможно было совершить без помощи кораблей. Именно таким кораблем в конце XV в. была каравелла. Посмотрите на нее.

(Звучит запись звуков моря, затем музыка. На фоне музыки – ученик читает отрывок из стих-я Н. Гумилева “Корабль”)

“Тот корабль… Величавей, смелее
Не видали над бездной морской.
Колыхались высокие реи,
Трепетала вода за кормой.
И летучие странные рыбы
Покидали подводный предел
И бросали на воздух изгибы
Изумрудно-блистающих тел.”

Учитель: Актуальная беседа:

- Какие чувства вы испытываете, когда видите большое водное пространство?

- А как бы вы отнеслись к тому, чтобы оказаться среди моря оторванным от далекой суши? Как вы думаете, что для человека море?

Отправиться в дальний путь в открытое море насмелится не каждый. Много веков и тысячелетий люди испытывали благоговейный страх перед океаном. Но время шло, и любопытство пересилило его. Стремление узнать, что там за линией горизонта оказалось сильней. Море для человека – не только источник пищи, тепла, неги, но и грозный судия. Ведь перед человечеством была природная стихия, покорить которую еще предстояло. Стихия эта разнообразна в своих проявлениях: то она такая:

Учащийся читает стихотворение И. Бунина:

“Все море – как жемчужное зерцало,
Сирень с отливом млечно-золотым.
В дожде закатном радуга сияла.
Теперь душист над саклей тонкий дым.

Вон чайка села в бухточке скалистой, -
Как поплавок. Взлетает иногда,
И видно, как струею серебристой
Сбегает с лапок розовых вода.

У берегов воде застыли скалы,
Под ними светит жидкий изумруд,
А там, вдали – и жемчуг и опалы
По золотистым яхонтам текут”.

Учитель: То такая:

Ученик читает четверостишье из стихотворения “Волны” Б. Пастернака:

“Передо мною волны моря.
Их много. Им немыслим счет.
Их тьма. Они шумят в миноре.
Прибой, как вафли, их печет”

Учитель: То вот такая:

Ученик читает отрывок из стихотворения Н. Гумилева “На море”:

“Закат. Как змеи, волны гнуться.
Уже без главных гребешков,
Но не бегут они коснуться
Непобедимых берегов.

И только издали добредший
Бурун, поверивший во мглу,
Внесется, буйный, сумасшедший,
На глянцевитую скалу.

И лопнет с гиканьем и ревом,
Подбросив к небу пенный клок…”

Учитель: Мы обязательно поплывем в путешествие на этой каравелле. Но посмотрите, на нашем корабле нет парусов и команды, и даже нет названия. А без этого в плавание мы отправиться не можем, ведь каравелла – парусное судно. Мы должны поднять паруса и обязательно это сделаем, только после того, как узнаем, куда и зачем поплывем. А поможет нам в этом карта.

(Обращается внимание на доску, где расположена карта “Географические открытия конца XV – начала XVI века”)

Посмотрите на эту карту. На первый взгляд она похожа на многие из тех, которыми мы пользуемся на наших уроках. Но на самом деле для жителей Европы XV века эта карта была самой загадочной, самой волшебной потому, что на ней наши далекие предки впервые увидели целые континенты, острова, океаны и моря. Эта карта открыла для них целый мир, новый и разноликий. Она перевернула жизнь всей Европы. А сделали это люди. Имена которых навеки остались в истории – Христофор Колумб, Фернандо Магеллан, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама. (Демонстрация портретов)

Задание: Обозначить стрелками путь путешественников на контурных картах с использованием карты атласа.

Пока учащиеся работают, учитель читает отрывки из поэмы Н. Гумилева “Открытие Америки” на фоне музыки и звуков моря.

Б – 8 минут.

Цель: создать условия для восхождения неразвитого рационально-логического опыта детей на уровень опережающей рационально- логической схематики всей темы.

Задачи: сформировать представления детей о главной причине ВГО; воссоздать атмосферу прошлого; подвести учащихся к выводу “европейцы искали в новых землях то, что могло принести им выгоду”; опосредованно обозначить проблему “последствия ВГО”.

Методы: наглядно-иллюстративный, беседа

Средства: историческая деталь (макет древнего сундука с содержимым)

Учитель: Теперь мы знаем, куда плывет наша каравелла. Но вот для чего европейцы отправлялись бороздить океанские просторы, из-за чего рисковали? Чтобы понять это, давайте познакомимся с содержимым старого сундука и посмотрим, что привезли из открытых земель путешественники. И тогда мы поймем, для чего они туда отправлялись, что было причиной ВГО. (Демонстрация предметов из сундука. Это могут быть стручки перца, гвоздика другие специи, серебристый и золотистый минералы, олицетворяющие слитки серебра и золота, страница из “дневника” Х. Колумба.)

Учитель: На дне старинного сундука виднеется еще кое-что. Это листок из дневника

Х. Колумба. Вот что он пишет:

“Пятница, 12 октября. Достигли одного островка. Тут же увидели нагих людей. … И все люди, которых я видел, были еще молоды, никто из них не имел более 30 лет. И сложены они были хорошо, и тела и лица у них были очень красивые, а волосы грубые, совсем как конские, и короткие. Черты лица у них правильные, выражение приветливое.

…Они должны быть хорошими и толковыми и сметливыми слугами – я заметил, что они очень быстро научились повторять то, что им говорилось; и я полагаю, что они легко станут христианами…”

Вывод: Европейцы искали в новых землях то, что могло принести ми выгоду. Цель – обогащение.

В – 5 минут.

Эмоционально-чувственный конструкт технологии.

Цель: создание условий для опережающих личностно-смысловых диалогов в контексте судьбы эпохи и судьбы школьника нового поколения.

Задачи: дать образное представление того, как воспринимали европейцы вновь открытые страны через обращение к внутреннему миру учащихся, их эмоциям, переживаниям, чувствам; подвести детей к проблемной ситуации внутреннего выбора.

Приемы: персонифицированный рассказ, введение актуальной детали, беседа.

Средства: актуальная деталь – амулет.

Учитель: Но что это? Вы слышите, из глубины веков к нам идет очевидец этих событий!

Появляется индейская девочка в национальной одежде.

Девочка: Я – дочь вождя Монтесумы из племени Навахо Саама. Я приветствую вас, бледнолицые! Вот уже 12 лет и зим я живу на земле моих предков. Мой остров очень красив. Он большой и ровный, на нем множество деревьев и почти нет гор, а в центре – красивое голубое озеро. Часто со своими подругами я купаюсь в его водах. А потом плетем из растений, кожи, шерстяных нитей амулеты. Один из них я хочу подарить вам. Пусть он спасет вас от злых духов, дурных мыслей и поступков!

Учитель: По преданию ее народа этот амулет приносит счастье. Точно такие амулеты плели ее предки. Передавая свое искусство из поколения в поколение. На первый взгляд – это узкая полоска ткани, украшенная бусами, кожей. На самом деле – это символ той первоначальной Америки, которую открыли и почти уничтожили европейцы.

Мы сейчас смотрим на этот амулет, но видим доверчивые лица индейцев, которые меняли сокровища своей земли на стекляшки в руках европейцев. Горящие леса – результат борьбы индейцев за право жить на своей земле. Сбитые в кровь ноги ребенка, который спасается от рабства белых. Именно такая девочка плела амулет, который сейчас у меня в руках, надеясь на счастье и на спасение, на свободу и мирную жизнь. Давайте поместим наш амулет на нашу каравеллу, чтобы помнить, что ВГО – это не только история европейцев, но и событие, которое перевернуло жизнь всех людей на планете.

Г – 7 минут.

Цель: создать условия для опережающего для всей темы выполнения самостоятельного действия, в котором синтезируются воображаемые поступки, коллективные и персональные поступки субъектов и персон будущей темы.

Задача: на основе эмоционально-чувственных переживаний детей сформировать их отношение к ВГО.

Метод: беседа.

Средства: аппликации “Представители разных слоев средневекового общества”.

Учитель: Ну, а теперь давайте вернемся к нашей каравелле. Вы обратили внимание, что у нее нет названия. А ведь это очень важно – название часто предопределяет судьбу судна, его назначение. Как бы вы назвали нашу каравеллу, которая должна отправиться ни поиски новых стран и континентов? (варианты ответов – “Завоеватель”, “Европа”, “Новый свет”).

Пора нам набрать команду – кого вы выберите в команду судна для путешествия в дальние страны? Почему?

Д – 7 минут.

Цель: создать условия для определения готовности ученика к выходу его сознания из абстрактных опережающих образных схем смыслов и действий урока в реальную среду культуры для ее понимания и творческой реорганизации.

Задача: обращение школьников к смысловой рефлексии.

Средства: бумага и карандаши.

Учитель: Нам пора поднимать паруса и отправляться в путь. Европейцы откроют новые земли, расширят представления о мире, будет дан толчок к развитию экономики, сократится голод, болезни. Появятся новые товары, изменится жизнь. Но может нашему кораблю остаться в порту? Ведь целые народы будут уничтожены, истреблены, обращены в рабство. Земли разграблены, обычаи забыты, религии притеснены.

Выбор за вами – поднять паруса или нет. А, может быть, вы для нашей каравеллы подберете паруса разных цветов, ведь известно, что белый цвет – цвет честных помыслов, алый – цвет надежды, черный – зла.

Таким и будет ваше задание. Нарисуйте свою каравеллу, и пусть в ней отразится именно ваше восприятие той темы, с которой мы сегодня соприкоснулись – Великие географические открытия.

Домашнее задание: §3, учебник А.Я. Юдовская, П.А.Баранов и др. Определить последствия ВГО для европейцев и коренного населения открытых земель.